Философия экзистенциализма. К. Ясперс и М. Хайдеггер. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра и А. Камю
Экзистенциализм(или философия существования) – это направление в философии XX века, которое акцентирует внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм можно трактовать в широком смысле – и тогда он берет свое начало на рубеже XIX – XX века, или в узком, говоря лишь о второй трети XX века во Франции, где экзистенциализм нашел свое наиболее полное выражение. Своими предшественниками они считали Кьеркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля. В центре внимания экзистенциалистов – вопросы смысла жизни (вины, выбора, отношения человека к себе и к смерти). Наука, религия, мораль их интересовали только в связи с этими вопросами.
- Основное понятие – экзистенция (лат. exsistentia — существование) — означает способ бытия человеческой личности. Экзистенция — постоянный выбор человеком своих возможностей, своего будущего, постоянное доопределение человеком себя в акте своего радикального решения о мире и своем собственном способе быть в нем.
Мартин Хайдеггер (1889-1976). Центральным вопросом философии Х. является проблема бытия и его смысла. Основная работа «Бытие и время» (1927) подчинена трем задачам:
1) выявить фундаментальную структуру «здесь-бытия» как бытия-в-мире;
2) показать, что бытие-в-мире является временным и историчным;
3) на основе временности «здесь-бытия» осознать необходимую принадлежность времени к смыслу бытия.
Понятие (Dasein – нем.) «здесь-бытие» выступает основой его экзистенциальной онтологии.
Х. ставит вопрос о том, что есть бытие само по себе, и решает его через рассмотрение человеческого бытия, поскольку только оно наделено возможностью понимания бытия. Человеческое бытие, изначально наделенное сознание, это Dasein «здесь-бытие». Человеку непосредственно открыто бытие, поэтому понимание бытия - это его бытийная определенность. Х критикует европейскую философскую традицию, отождествляющую бытие с сущим, с миром вещей и явлений. По Х, рационалистическая философия неверно истолковывала бытие как нечто временное. Х понимает «временность» как внутреннее переживание человека, как исходную онтологическую основу экзистенциальности «здесь-бытие».
Карл Ясперс (1883-1969) – второй крупный представитель немецкого экзистенциализма, философ и психиатр.
Специфическим моментом экзистенциализма Ясперса прежде всего выступает его учение о «пограничных ситуациях». С его точки зрения, человеческое существование с наибольшей полнотой раскрывается именно в этих ситуациях, проявляющихся как наивысшие потрясения, вызванные чьей-либо болезнью, страданием, смертью, неискупимой виной и т.д. В «пограничных ситуациях» человек обнаруживает враждебность и жесткость окружающего мира и освобождается от всякого рода идеальных интересов и научных представлений о действительности, т.е. от «трансцендентального бытия-в-себе». В такие моменты он отходит от груза своих повседневных забот, т.е. от «наличного бытия-в-мире». В итоге он обнаруживает мир своего глубокого интимного существования. Поддаются чтению прежде недоступные «шифры бытия», открывается мир подлинных переживаний Бога.
В целом акт достижения «безусловного бытия», по Я, трехступенчат. Первая – связана с осознанием ограниченности только предметного истолкования мира, вторая – с прояснением экзистенции, третья – с решением главной задачи – понимания Бога. Как видим, поиск смысла бытия в данном случае связан не с рассудочной деятельностью, не с использованием строго научного понятийного аппарата, а с фантазией, с игрой воображения, характеризующейся особой силой, яркостью и необычностью создаваемых образов.
Жан Поль Сартр (1905-1980). Его роман «Тошнота»(1938) стал образцом экзистенциалистской литературы. «Тошнота» - это одно из тех экзистенциальных состояний, которые создают трагическое мироощущение личности. Экзистенциализм Сартра – это философия пессимизма, порожденного абсурдностью человеческого существования.
Кроме того, С вводит категорию «ничто», которой придается центральное онтологическое значение. Разрыв бытия и сознания трактуется при помощи «ничто». «Ничто» источник движения, активности и качественного многообразия.
Альбер Камю (1913-1960) – Основные произведения: «Миф о Сизифе» 1942, «Бунтарь» или «Бунтующий человек» 1952, «Чума».
В центре его философии – абсурдность человеческой жизни, существование как область неснимаемых антиномий. Он определяет личность как «абсурдного человека». Основой такого понимания существования является сам опыт жизни, которая конечна, т.е. неминуемо закончится смертью. («Миф о Сизифе»).
По Камю, «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии». («Бунтарь» или «Бунтующий человек»).
25. Психоанализ: главные идеи и основные понятия (З. Фрейд). Фрейд о бессознательном. Неофрейдизм К. Юнг о коллективном бессознательном.
Учение З. Фрейда стало одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Оно сложилось в конце XIX в. и первые десятилетия XX в. и получило название психодинамической теории, или психоанализа.
Предметом психологии в этой школе были глубинные структуры психики, а методом их исследования - разработанный этой школой психоанализ.
С точки зрения психоанализа З. Фрейда, основой психического развития является не интеллектуальная сфера (как в других психологических школах), а эмоции и мотивы человека; познавательное же развитие есть как бы следствие мотивационного.
З. Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности осознания психических процессов) - сознание, предсознание и бессознательное, в которых и располагаются основные структуры личности - Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).
Содержание бессознательного, по мнению автора, недоступно осознанию практически ни при каких условиях, тогда как содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. В центре научных интересов З. Фрейда был бессознательный уровень психики - вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессознательное изначально противостоит обществу. Исследователь также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.
В бессознательном слое располагается одна из структур личности - Ид. Это примитивное ядро личности. Оно имеет врожденный характер и подчиняется принципу удовольствия. Ид фактически является энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке и, таким образом, детерминирующие деятельность субъекта. Содержание Ид составляют два основных инстинкта - инстинкт жизни, или Эрос, и инстинкт смерти, разрушения, агрессии, или Танатос.
Неофрейди́зм — направление в психологии, развившееся в 20—30-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека. Представители неофрейдизма считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.
Изучая проблемы культуры и общества, К. Г. Юнг приходит к выводу, что наряду с «индивидуальным бессознательным» существует и «коллективное бессознательное».
Коллективное бессознательное — это психическое наследие всех предшествующих поколений, проявляющееся в «комплексах». Юнг выступал также и против символической трактовки Фрейдом снов и ассоциаций, утверждая, что символы только тогда приобретают какое-либо содержание, когда поднимаются на сознательный уровень психики.
В связи с этим Юнг вводит понятие «архетип». Если Фрейд рассматривал инстинкты в качестве обоснования и причины того или иного действия человека, то Юнг определяет зависимость человеческой деятельности от видов, типов и форм поведения.
Под коллективным бессознательным К.Г. Юнг понимает сферу бессознательной мифологии, образы которой являются всеобщим человеческим достоянием. Особенностью коллективного бессознательного, по К.Г. Юнгу, является невозможность его вспоминания с помощью каких-либо методик и техник, поскольку оно по природе своей не было забыто или вытеснено из сознания. Это не совокупность всяческих врожденных представлений, а комплекс врожденных возможностей, априорно существующих в психической структуре личности каждого человека. И единственным путём их проявления К.Г. Юнг считает непосредственный опыт их восприятия. "Они проявляются лишь в творчески оформленном материале в качестве регулирующих принципов его формирования, иначе говоря, мы способны реконструировать изначальную подоснову прообраза лишь путём обратного заключения от законченного произведения искусства к его истокам".
Часть 2