Задание для отработки метода удержания объекта в фокусе

Метод удержания объекта в фокусе является методом поиска креативных идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых идей, понятий с целью более глубокого понимания или усовершенствования уже имеющегося.

Алгоритм действия:

1. Выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (объект для удержания в фокусе), уточнить цель.

2. Выбрать три случайных объекта.

3. Написать для каждого из выбранных объектов по три характерных для них признака (свойств в виде прилагательных).

4. Полученные признаки перенести на прототип – получить новые сочетания.

5. Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ № 9

Борзых, С.В. Идея мышления. – М., 2014.*

Карелина, Е.В. Теоретическая строгость как соответствие системы и метода в философии. – Красноярск, 2011.*

Крянев, Ю.В. История и философия науки (Философия науки) / Ю.В. Крянев, Н.П. Волкова и др. – М., 2014.*

Лешкевич, Т.Г. Философия науки / Т.Г. Лешкевич. – М., 2014.*

Шлекин, С.И. Проблема соотношения науки и техники / С.И. Шлекин // Позиция. Философские проблемы науки и техники. – 2013. – № 7. [Электронный ресурс] URL : http:// elibrary.ru.

Философия бытия (Онтология)

Тема 10. Субстанция и ее атрибуты:
самоорганизация, развитие

План семинарского занятия

1. Материя и ее атрибуты.

2. Основные философские категории.

3. Детерминизм и индетерминизм.

В рамках данного занятия проводится индивидуальная работа с видеосюжетом и контрольное тестирование по теме № 10.

Контрольные вопросы

1. Объясните взаимодействие структуры и элементов в системе.

2. Дайте характеристику основным уровням структурной организации.

3. На примере объясните взаимодействие таких категорий как содержание и форма.

4. Письменно приведите примеры детерминизма в соответствии со следующими схемами: 1) П1 – С1; 2) П1 – С1 – С2.

6. Чем обусловлено появление индетерминизма?

7. На примере объясните роль и значение вероятности.

Задание для индивидуальной работы с видеосюжетом

Посмотрев видеосюжет по теме занятия (15 мин) обучающимся необходимо обсудить следующие вопросы:

1. Какая проблема поднимается в видеосюжете?

2. Что в видеосюжете вызвало у Вас наибольший интерес?

3. Как Вы поняли предложенное в видеосюжете решение проблемы?

4. О чем бы Вам хотелось получить большую информацию?

В качестве примера может быть предложен видеосюжет из документального фильма «Вселенная Стивена Хокинга».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ № 10

Витол, Э.А. Эволюционная сущность макро-микросимметрической вселенной / Э.А. Витол // Философия и космология. – 2012. – № 1(10). [Электронный ресурс] URL : http:// elibrary.ru.

Злоказов, В.Б. Пространство, время и число в быту, физике и математике / В.Б. Злоказов // Философия и космология. – 2012. – № 1(10). [Электронный ресурс] URL : http:// elibrary.ru.

Урсул, А.Д. Космоглобалистика : взаимосвязь глобальных и космических процессов / А.Д. Урсул // Философия и космология. – 2012. – № 1(10). [Электронный ресурс] URL : http:// elibrary.ru.

Яковлев, А.И. Материальность сознания / А.И. Яковлев. – М., 2011.*

Тема 11. Природа и дух: философская антропология

План семинарского занятия 11/1

1. Предыстория духа: развитие форм отражения.

2. Антропогенез и генезис культуры.

3. Родовые способности человека (интеллект, творчество, труд, речь) и их развитие в процессе социогенеза.

В рамках данного занятия проводится групповая работа (анализ философских высказываний).

Контрольные вопросы

1. Какие существуют точки зрения происхождения сознания, и чем они определяются?

2. Какие формы отражения можно выделить в неживой и живой материи?

3. Какие природные факторы составляют фундамент антропогенеза?

4. Какие социальные факторы определяют развитие человеческого сознания?

5. Нарисуйте диаграммы, демонстрирующие сравнение психи животных (приматов) и психики человека.

6. Как соотносятся между собой антропогенез и социогенез?

7. Дайте определение понятию «язык» и объясните, какую роль он играет в развитии сознания?

8. Объясните соотношение биологического и социального в человеке.

Задание для анализа философских высказываний

Каждой группе предлагается по одному философскому высказыванию по теме занятия, которое необходимо проанализировать по следующему алгоритму:

1. Укажите период в истории философии, к которому относится автор высказывания.

2. К какому направлению в философии относится автор высказывания?

3. Какую мысль своим высказыванием пытается донести автор до читателей?

4. Определите свое отношение к высказанной автором мысли.

План семинарского занятия 11/2

1. Психическое и физиологическое. Душа и тело.

2. Структура сознания: сознательное и бессознательное. Самосознание.

В рамках данного занятия проводится индивидуальная работа с видеосюжетом и контрольное тестирование по теме № 11.

Контрольные вопросы

1. Какие подходы существуют в философии к определению души?

2. Какие элементы можно выделить в структуре сознания?

3. Какие существуют виды неосознанных действий?

4. Объясните, что понимается под термином «самосознание», и какую роль оно играет в различных сферах человеческой жизни.

Наши рекомендации