Задание для отработки метода удержания объекта в фокусе
Метод удержания объекта в фокусе является методом поиска креативных идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых идей, понятий с целью более глубокого понимания или усовершенствования уже имеющегося.
Алгоритм действия:
1. Выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (объект для удержания в фокусе), уточнить цель.
2. Выбрать три случайных объекта.
3. Написать для каждого из выбранных объектов по три характерных для них признака (свойств в виде прилагательных).
4. Полученные признаки перенести на прототип – получить новые сочетания.
5. Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ № 9
Борзых, С.В. Идея мышления. – М., 2014.*
Карелина, Е.В. Теоретическая строгость как соответствие системы и метода в философии. – Красноярск, 2011.*
Крянев, Ю.В. История и философия науки (Философия науки) / Ю.В. Крянев, Н.П. Волкова и др. – М., 2014.*
Лешкевич, Т.Г. Философия науки / Т.Г. Лешкевич. – М., 2014.*
Шлекин, С.И. Проблема соотношения науки и техники / С.И. Шлекин // Позиция. Философские проблемы науки и техники. – 2013. – № 7. [Электронный ресурс] URL : http:// elibrary.ru.
Философия бытия (Онтология)
Тема 10. Субстанция и ее атрибуты:
самоорганизация, развитие
План семинарского занятия
1. Материя и ее атрибуты.
2. Основные философские категории.
3. Детерминизм и индетерминизм.
В рамках данного занятия проводится индивидуальная работа с видеосюжетом и контрольное тестирование по теме № 10.
Контрольные вопросы
1. Объясните взаимодействие структуры и элементов в системе.
2. Дайте характеристику основным уровням структурной организации.
3. На примере объясните взаимодействие таких категорий как содержание и форма.
4. Письменно приведите примеры детерминизма в соответствии со следующими схемами: 1) П1 – С1; 2) П1 – С1 – С2.
6. Чем обусловлено появление индетерминизма?
7. На примере объясните роль и значение вероятности.
Задание для индивидуальной работы с видеосюжетом
Посмотрев видеосюжет по теме занятия (15 мин) обучающимся необходимо обсудить следующие вопросы:
1. Какая проблема поднимается в видеосюжете?
2. Что в видеосюжете вызвало у Вас наибольший интерес?
3. Как Вы поняли предложенное в видеосюжете решение проблемы?
4. О чем бы Вам хотелось получить большую информацию?
В качестве примера может быть предложен видеосюжет из документального фильма «Вселенная Стивена Хокинга».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ № 10
Витол, Э.А. Эволюционная сущность макро-микросимметрической вселенной / Э.А. Витол // Философия и космология. – 2012. – № 1(10). [Электронный ресурс] URL : http:// elibrary.ru.
Злоказов, В.Б. Пространство, время и число в быту, физике и математике / В.Б. Злоказов // Философия и космология. – 2012. – № 1(10). [Электронный ресурс] URL : http:// elibrary.ru.
Урсул, А.Д. Космоглобалистика : взаимосвязь глобальных и космических процессов / А.Д. Урсул // Философия и космология. – 2012. – № 1(10). [Электронный ресурс] URL : http:// elibrary.ru.
Яковлев, А.И. Материальность сознания / А.И. Яковлев. – М., 2011.*
Тема 11. Природа и дух: философская антропология
План семинарского занятия 11/1
1. Предыстория духа: развитие форм отражения.
2. Антропогенез и генезис культуры.
3. Родовые способности человека (интеллект, творчество, труд, речь) и их развитие в процессе социогенеза.
В рамках данного занятия проводится групповая работа (анализ философских высказываний).
Контрольные вопросы
1. Какие существуют точки зрения происхождения сознания, и чем они определяются?
2. Какие формы отражения можно выделить в неживой и живой материи?
3. Какие природные факторы составляют фундамент антропогенеза?
4. Какие социальные факторы определяют развитие человеческого сознания?
5. Нарисуйте диаграммы, демонстрирующие сравнение психи животных (приматов) и психики человека.
6. Как соотносятся между собой антропогенез и социогенез?
7. Дайте определение понятию «язык» и объясните, какую роль он играет в развитии сознания?
8. Объясните соотношение биологического и социального в человеке.
Задание для анализа философских высказываний
Каждой группе предлагается по одному философскому высказыванию по теме занятия, которое необходимо проанализировать по следующему алгоритму:
1. Укажите период в истории философии, к которому относится автор высказывания.
2. К какому направлению в философии относится автор высказывания?
3. Какую мысль своим высказыванием пытается донести автор до читателей?
4. Определите свое отношение к высказанной автором мысли.
План семинарского занятия 11/2
1. Психическое и физиологическое. Душа и тело.
2. Структура сознания: сознательное и бессознательное. Самосознание.
В рамках данного занятия проводится индивидуальная работа с видеосюжетом и контрольное тестирование по теме № 11.
Контрольные вопросы
1. Какие подходы существуют в философии к определению души?
2. Какие элементы можно выделить в структуре сознания?
3. Какие существуют виды неосознанных действий?
4. Объясните, что понимается под термином «самосознание», и какую роль оно играет в различных сферах человеческой жизни.