Мадхьямака (шуньявада)
Одна из философских школ буддизма, относящаяся к Махаяне. Создана Нагарджуной. Слово «мадхьямака» означает «срединное воззрение»; слово «шуньявада» – «доктрина пустоты».
Философская функция мадхьямаки сугубо критическая. Ее задача – опровергнуть все возможные метафизические теории как ментальные конструкты (викальпа, кальпана), не имеющие никакого отношения к подлинной реальности, и показать принципиальную невозможность построения адекватной онтологии. Впрочем, эта деконструкция метафизики не имеет никакого отношения к агностицизму или скептицизму: реальность, как она есть, постижима йогической интуицией (праджня-парамита), но она недоступна дискурсивному мышлению, основывающемуся на субъект-объектной дихотомии.
Торчинов Е.А. Буддизм.
Мандала букв. круг
Сложная трехмерная (хотя существуют и иконы, изображающие мандалы) модель психокосма в аспекте пробужденного сознания того или иного Будды или бодхисаттвы (его изображение обычно помещается в центре мандалы). Йоги визуализирует ее, строит как бы внутреннюю мандалу в своем сознании, которая потом актом проекции совмещается с внешней мандалой, пресуществляя окружающий йогина мир в мир божественный, а точнее, изменяя сознание йогина таким образом, что оно начинает развертываться на ином уровне, соответствующем уровню развертывания сознания божества мандалы; это уже больше не «мир пыли и грязи», а Чистая Земля, «Поле Будды».
Торчинов Е.А. Буддизм.
Махасиддхи «великие совершенные»
Тантрические йогины и святые, особенно почитаемые в странах распространения тибето-монгольского буддизма.
Махасиддхи были прежде всего практиками, йогинами, которых интересовало именно скорейшее достижение религиозной цели, а не схоластические тонкости интерпретации Дхармы и ставшие самоцелью бесконечные дискуссии о них в монастырских центрах.Йогины махасиддхи не связывали себя принятием формальных обетов, вели свободный образ жизни и даже внешне, своими длинными волосами (а иногда и бородами), отличались от монахов.
Торчинов Е.А. Буддизм.
Махаяна Великая колесница
Одно из основных направлений буддизма, также называемое северным буддизмом. Махаяна распространена в гималайском регионе, Тибете, Монголии, Китае, Корее, Японии, Вьетнаме и на территории Российской Федерации (Бурятия, Калмыкия, Тыва и ряд других регионов).
В отличие от южного буддизма, для Махаяны характерен пышный культ и развитая литургика, чин богослужений. Основными философскими школами Махаяны являются мадхьмака и йогочара.
В настоящее время существует две ветви Махаяны: дальневосточная (Китай, Корея, Япония, Вьетнам), и тибето-монгольская (Тибет, Монголия, регионы традиционного буддизма в России, гималайский регион).
Торчинов Е.А. Буддизм.
Махаяна Великая колесница
Одно из основных направлений буддизма, также называемое северным буддизмом. Махаяна распространена в гималайском регионе, Тибете, Монголии, Китае, Корее, Японии, Вьетнаме и на территории Российской Федерации (Бурятия, Калмыкия, Тыва и ряд других регионов).
В отличие от южного буддизма, для Махаяны характерен пышный культ и развитая литургика, чин богослужений.
Основными философскими школами Махаяны являются мадхьмака и йогочара. В настоящее время существует две ветви Махаяны: дальневосточная (Китай, Корея, Япония, Вьетнам), и тибето-монгольская (Тибет, Монголия, регионы традиционного буддизма в России, гималайский регион).
Торчинов Е.А. Буддизм.
Нагарджуна (2 в. до н.э.)
Великий буддийский философ, создатель относящейся к Махаяне философской школы мадхьямака (шуньявада).
Торчинов Е.А. Буддизм.
Нирвана угасание, прекращение
Термин, обозначающий состояние освобождения от страданий. Как врач, сообщающий больному благоприятный прогноз, Будда утверждает, что, несмотря на страдание, пронизывающее все уровни сансарического существования, существует состояние, в котором страдания больше нет, и это состояние достижимо. Это и есть нирвана. Под нирваной понимается угасание и затухание не бытия, а страсти, привязанности, омрачения. С исчезновением причин страдания исчезает и само страдание
Торчинов Е.А. Буддизм.
Ньингма-паСтарая
Одна из четырех ведущих школ тибетского буддизма. Позднее других оформилась в качестве организованной школы. Названа «старой», поскольку ее последователи считали, что они хранят верность тому буддизму, который принес с собой в 8 в. из индии Падмасамбхава, почитаемый ими как Гуру Римпоче (Драгоценный учитель), и отвергают все пришедшие позднее в Тибет доктрины и формы практики как ненужные нововведения. Таким образом, ньингмапинцы являются своеобразными «старообрядцами» Тибета.
Многие ритуалы и другие ньингмапинские формы практики содержат в себе достаточно много не буддийских, а шаманских (по-видимому бонских) элементов. В методах школы присутствует и отчетливый китайский (чаньский) субстрат. Кроме того, ньингмапинцы имеют свою классификацию тантр и свой канон.
Торчинов Е.А. Буддизм.
ПадмасамбхаваЛотосорожденный
Тантрический йогин и проповедник буддизма в Тибете (8 в.).
Падмасамбхава сыграл столь важную роль в распространении буддизма в Тибете, что его почитают там почти наравне с Буддой, особенно среди последователей так называемых «нереформированных» или «красношапочных» школ, не принявших религиозной реформы Цзонкхапы.
Торчинов Е.А. Буддизм.
Праджня и Упаямудрость и искусные средства
Два базовых понятия учения о пути бодхисаттвы.
В буддизме Махаяны двумя главными и определяющими качествами бодхисаттвы становятся Мудрость (праджня) и Сострадание (каруна).
В рамках тантрического буддизма мудрость символически выражается в виде женского божества, искусные средства/сострадание – в виде мужского, их соитие есть высшая интеграция (юганаддха) ведущая к пробуждению и обретению состояния Будды.
Торчинов Е.А. Буддизм.
Парамитыслово «парамита означает «совершенство», но в традиции оно обычно истолковывается в духе народной этимологии как «переход на другой берег».
В буддизме парамиты осмысляются как трансцендентные совершенства или «совершенства, переводящие на другой берег [существования]». Как правило, в текстах дается набор из шести парами. Праджня-парамита занимает особое место в этом списке, ибо она оказалась единственной парамитой, ради которой была создана особая группа сутр, получившая название праджня-парамитских сутр, или литературы праджня-парамиты.
Торчинов Е.А. Буддизм.
Пратитья-самутпадапричинно-зависимое происхождение
Базовый принцип буддизма, лежащий в основе учения о карме и утверждающий причинную обусловленность всех элементов опыта. Цепь причинно-зависимого происхождениясостоит из двенадцати звеньев (нидан)
Торчинов Е.А. Буддизм.
У син "пять элементов", "пять стихий", правильнее – "пять действий", "пять фаз", "пять рядов"
Одна из основополагающих категорий китайской философии и науки, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно которой все основные параметры мироздания – пространственно-временные и двигательно-эволюционные – имеют пятичленную структуру. Этимологическое значение иероглифа син – "перекрёсток дорог" – определяет его семантику – "ряд", "шеренга", "движение", "ходьба". У с. в т.наз. космогоническом порядке суть вода, огонь, металл, дерево, почва. Это не первосубстанции космоса, а символы, или первые и главные члены пяти рядов-классов, на которые разделяются все предметы и явления мира, как вещественные, так и невещественные.
Каждый из этих рядов даёт характеристику некоего состояния в процессуальной связи с другими рядами-состояниями, которые связаны с "огнём", "водой" и т.п. не субстанциально, как "первоэлементы" древнегреческой философии (см. Элементы), а функционально. В генетическом смысле У с. также не первичны, поскольку их появлению предшествуют по крайней мере два этапа – изначального Хаоса или Великого предела (тай цзи) и дуализированности космоса силами инь и ян.
Возглавляя обширный набор всевозможных пятичленных множеств, У с. образуют сложную мироописательную систему. Она включает в себя значительное количество различных порядков У с., связанных между собой чёткими структурными соотношениями и взаимопереходами. Важнейшие среди этих порядков – "взаимопорождение" (дерево – огонь – почва – металл – вода – дерево...) и "взаимопреодоление" (почва – дерево – металл – огонь – вода – почва...) – преобразуются друг в друга путём считывания противоположной последовательности элементов через один, что в геометрическом плане выступает как соотношение правильного пятиугольника и вписанной в него пентаграммы).
Кобзев А. Учение о символах и числах в китайской классической философии
Чань, кит.; дзэн, яп. – медитация
Одна из самых популярных школ китайского буддизма. Возникла в 10 в н.э. Основателем ее является выходец из средней Азии Бодхидхарма (кит. Путидамо). Широко практиковали медитацию и парадоксальные диалоги (гунань) для достижения измененных состояний сознания
http://www.inwardpath.ru/sait/2/5.shtml
Е.А. Торчинов. Будда
Статья из книги Е.А. Торчинова "Буддизм: Карманный словарь". – СПб.: Амфора, 2002. с. 26 – 31
БУДДА (санскритск. Buddha) – дословно, Пробужденный, то есть обретший пробуждение, или просветление (бодхи), то есть целостное и полное осознание природы реальности и через это достигший освобождения от сансары – непрерывного круговорота смертей и рождений. Санскритское слово buddha является родственным русским словам «будить», «пробуждаться».
В буддийской традиции словом Будда прежде всего, обозначается основатель этой религии, Сиддхартха Гаутама, именуемый в религиозном контексте буддой Шакьямуни (т.е. Пробужденным Отшельником [из рода] Шакьев). Традиция датирует время жизни исторического Будды 6-5 вв. до н.э., указывая в качестве возможных дат его кончины, или паринирваны 544 или 486 гг. до н.э. Однако современная наука относит эту дату к более позднему периоду – около (или позже) 400 г. до н.э. Согласно преданию, исторический Будда родился в семье царя Шакьев в северо-восточной части Индии (территория современного Непала). При рождении ему было предсказано, что он станет или вселенским царем (чакравартином) или святым, постигшим абсолютную истину, т.е. Буддой Царь-отец, не желая реализации второго варианта пророчества, поселил принца в уединенном роскошном дворце, изолировав его от контакта с невзгодами и страданиями. Тем не менее, в возрасте 29-ти лет принц осознал, что в мире господствуют страдания, старость, болезнь и смерть, а путь мудрости и аскезы – единственный способ постичь истину. После этого он ушел из дома и стал странствующим нищим монахом (шрамана). После шести лет непрерывной аскезы и борьбы с искушениями принц ослабил тяжесть своего подвижничества, осознав бесплодность крайностей аскезы. Он предался медитативному созерцанию и, сидя под деревом, обрел пробуждение, познал истину и путь, ведущий к ней, став Буддой После этого он еще 45 лет проповедовал свое учение, создав буддийскую монашескую общину – сангху. В возрасте 80 лет он умер, или, согласно буддийскому учению, отошел в нирвану – наивысшее состояние покоя и отсутствия страданий. После смерти Будды, его тело было кремировано, а прах от кремации и особые реликвии (шарира) были помещены в особые мемориальные строения – ступы в различных частях Индии.
Согласно буддийскому учению, Шакьямуни не является единственным Буддой Они приходили и до него, в том числе, и в текущем мировом цикле, и будут появляться в будущем. Кроме того, существуют Будды и в других мирах буддийской космологии. Так, следующим Буддой должен быть Майтрея, в настоящее время в качестве бодхисаттвы (см.) пребывающий на небесах Тушита. В позднем буддизме культы Будд различных миров (особенно, Будд Западного Мира Высшего Блаженства Сукхавати по имени Амитабха) приобретают очень большое распространение и играют важную роль. Основными титулами-эпитетами Будды являются Бхагаван (Блаженный, Благословенный), Татхагата (Так Пришедший или Так Ушедший), Джина (Победитель), Сугата (Правильно Идущий) и Локаджьештха (Почитаемый Миром).
Различные школы и направления буддизма придерживались различной интерпретации сущности и природы Будды Так, для южного буддизма школы Тхеравада и для направлений так называемой Хинаяны Будда – земной учитель, обретший пробуждение и указавший путь к освобождению. Вместе с тем, хотя Буддой может стать только человек, сам Будда не может считаться человеком: человек – одно из существ сансары, подверженный смертям и новым рождениям по закону кармы, тогда как Будда выходит за пределы этого мира, обладает всей полнотой истины, всеведением и свободой от неведения, влечений и кармы.
Такая концепция Будды получила название лаукика – «мирской».
Доктрина Будды согласно буддизму Махаяны сводится к теории Трех Тел Будды (трикая). Это три формы проявления природы Будды на разных уровнях существования. Если Хинаяна/Тхеравада рассматривала Будду как земного учителя, который благодаря своим заслугам и усердной монашеской практики обрел освобождение (нирвану), то Махаяна разработала учение о будде как вечном метафизическом принципе, тождественном природе реальности, как она есть (татхата). Корни этой доктрины восходят к древней школе локоттаравадинов, учивших, что исторический Сиддхартха Гаутама стал Пробужденным (Буддой) благодаря обретению им некоей вечной и вневременной сущности пробуждения (бодхи). Кроме того, историческая замена в ступах-реликвариях пепла от кремации физического тела Будды на священные тексты буддизма также явилась предпосылкой возникновения представления о том, что Дхарма, то есть – Учение есть подлинное и реальное Тело Будды. Следовательно, первоначально первое Тело – Дхармакая (Дхармовое Тело Будды) рассматривалось как своеобразное Тело Учения Будды Однако со временем Дхармакая начинает рассматриваться как дхармата, то есть, сущность и природа всех дхарм как предельных элементарных психофизических моментов, конституирующих весь опыт и всю реальность. Таким образом, Дхармовое Тело Будды превратилось в буддийский аналог Абсолюта как природы истинной реальности. Эта концепция Будды называется локоттара – сверхмирской.
Позднейшие махаянские тексты выделили два аспекта Дхармакаи – онтологический, или бытийственный аспект (свабхавикакая – Тело Самобытия) и когнитивный аспект (джнянадхармакая – Дхармовое Тело Мудрости). Тантрическая традиция Ваджраяны объединила их в третьем аспекте – Теле Великого Блаженства (махасукхакая).
Поскольку, согласно учению Махаяны, Будда по своему великому состраданию не уходит окончательно в нирвану, но, пребывая в ней, сохраняет и присутствие в мирах сансары, для блага живых существ он проявляет себя еще в двух Телах. Однако если Дхармакая едина для всех Будд и по природе своей абсолютна, эти два Тела множественны (у каждого Будды – свои) и обладают только относительной реальностью; при этом они могут рассматриваться как своеобразные отражения Дхармакаи.
Второе Тело – Самбхогакая (Тело Наслаждения) рассматривается как плод неисчислимых заслуг «исторических» Будд, в котором они наслаждаются блаженством нирваны. Это тело отражается в мирах форм (рупадхату) и не-форм (арупадхату). Одновременно, в этом Теле Будда общается с высшими личностями – бодхисаттвами и йогинами, сознание которых развертывается на соответствующих уровнях, наставляя их и оказывая им помощь и поддержку. Если Дхармакая иконографически никак не изображается или изображается символически в виде ступы, то Самбхогакая как «прославленное Тело» изображается с такими атрибутами, как короны, серьги, браслеты и т.д. В тантрической традиции Тибета Самбхогакая иногда представляется в виде так называемых пяти дхьяни-будд (правильнее, джин – Победителей или Татхагат – Так Ушедших), символизирующих пять трансцендентных мудростей этого уровня природы Будды
Третье Тело – Нирманакая (Превращенное, или Магически Созданное Тело). В этом Теле Будда являют себя на уровне мира желаний (камадхату) для проповеди Дхармы людям. Так, Сиддхартха Гаутама (исторический Будда) может рассматриваться после достижения им пробуждения (бодхи) как нирманакая-Будда по имени Шакьямуни. Иконографически Будда в этом Теле изображаются в виде странствующих монахов (бхикшу). В Махаяне сложилось представление, согласно которому создавать такие «превращенные тела» могут также бодхисаттвы и совершенные йогины. В позднем тибетском буддизме это представление было положено в основу тибетской теократической системой, иерархи которой рассматривались как нирманакаи (тибетск. тулку, sprul-sku) различных Будд и бодхисаттв (Далай-лама – бодхисаттвы Авалокитешвары, Панчен-лама – Будды Амитабхи и т.д.).
Доктрина Трех Тел Будды детально разрабатывалась религиозно-философскими школами буддизма. Наибольшую роль в ее становление внесла школа виджнянавады (йогачара), все основные сочинения которой содержат соответствующие разделы.
Литература: Ашвагхоша. Жизнь Будды. Пер. К. Бальмонта. М., 1990; Бонгард-Левин Г.М.; Герасимов А.В. Мудрецы и философы древней Индии. М., 1975; Буддизм: Словарь. М., 1992; Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977; Жизнь Будды. Новосибирск, 1994; Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994; Ольденбург С. Ф. Жизнь Будды. СПб., 1919 (2-е изд.: Жизнь Будды. Новосибирск, 1994). С. 197-216; Шохин В.К. Первые философы Индии. Учебное пособие для университетов и вузов. М., 1997.
http://www.absolutology.org.ru/buddha.htm
* * *