Структура философского знания и его функции
Вопрос №1
Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека
Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.
Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире, чтобы конкретизировать понятие мировоззрения стоит рассмотреть его структуру. Возможны различные срезы в структуре мировоззрения в зависимости от того, с каких позиций анализируется подход:
1Учитывая различия субъектов мировоззрения, можно говорить о мировоззрении индивидуально - личностном и мировоззрении общества на определенной ступени его развития (культура).
2 Можно различать элементы мировоззрения, исходя из особенностей того вида отношений человека к миру, результатом которых эти компоненты структуры и являются:
· Познавательная компонента мировоззрения, в которую входят разнообразные знания о мире, предметные (вера, чувственно- эмоциональные знания).
· Ценностная компонента, т.е. цели, идеалы, оценки и их критерии ценностные ориентации и установки. Этот элемент мировоззрения является ядром мировоззрения.
· Нормативно-регулятивная компонента включает различные нормы, правила деятельности и поведения человека, которые регламентируют деятельное поведение человека и опираются на предшествующие компоненты (знания, ценностные компоненты).
· Эмоционально-волевая, которая возникает как синтез предшествующих компонент с волевым настроем, готовности действовать в соответствии с определенными ценностями. Наиболее яркий элемент убеждения. Убеждение самый активный элемент мировоззрения.
3 Анализ мировоззрения. Можно выделить различные его уровни:
· Обыденное мировоззрение, α формируется во многом стихийно. Именно поэтому в обыденном мировоззрении могут присутствовать и присутствуют такие взаимоисключающие моменты, α не вполне соответствуют действительным потребностям субъекта, его истинным интересам.
· Теоретическое мировоззрение формируется у человека избирательно, с учетом осознанных человеком действительных собственных возможностей, задатков, способностей. Оно предполагает самосознание. Наиболее существенным фактором является усвоение культуры в процессе образования, профессиональной деятельности. Теоретическое мировоззрение является системно-рационализаторскими - оно формируется как результат сознательного критического отношения к миру.
Эти уровни различаются по тому, посредством каких методов способов они формируется, насколько полно представляют и формируют его интересы.
Обыденное и теоретическое мировоззрение тесно связаны между собой, но обыденное более мобильно.
Исторически существуют различные типы М: мифологическое, религиозное, философское, научное.
М играет активную роль в ЖД человека: выражает смысл жизни, степень осознания им себя и своей жизни, определяет идеалы, выбор тех или иных норм, методов, средств поведения человека.
Вопрос №2
ВОПРОС: 2.ФИЛОСОФИЯ: ЕЕ ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, ГЕНЕЗИС И ФУНКЦИИ.
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ ИСТОРИИ.
Возникновение философии исторически совпадает с появлением зачатков научного знания, с формированием потребности в теоретических исследованиях.
Первые мыслители античного мира стремились главным образом понять происхождение природных явлений. Затем начинается разделение различных областей знания, ограничивается круг проблем, которыми занимается философия, возникают философские теории и направления, формируются такие философские дисциплины, как онтология (о бытии), гносеология (о познании), логика (о формах мышления), этика, эстетика, философия истории.
Начиная с эпохи возрождения, философия ускоренными темпами отделяется от специальных наук, обретает свой круг проблем, занимает определенное место в системе наук.
Философия исследует предельно общие характеристики человека, условий его жизни, мира в котором он живет. Предмет философии отличается от предмета частных наук тем, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет особое отношение человека к миру, мира к человеку.
Философия – предельно общее знание о мире и об отношении человека к этому миру.
СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ.
Философия – система понимания мира и места человека в нем.
Философские дисциплины:
- ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов.
- ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания.
- ЛОГИКА – наука о формах правильного, т.е. связного, последовательного, доказательного мышления.
- АКСИОЛОГИЯ – учение о ценностях.
- ПРАКСЕОЛОГИЯ – учение о возможностях преобразования.
- ЭТИКА – учение о нравственности.
- ЭСТЕТИКА – учение о художественном отношении человека к действительности.
- ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – учение о человеке и его сущности.
- ФИЛОСОФИЯ НАУКИ – занимается наиболее общими вопросами природы научного познания.
- ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ, СОЦИАЛЬНОА ФИЛОСОФИЯ.
Функции философии:
- МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ – вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о месте человека в мире, о возможностях познания и преобразования мира, философия оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.
- МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ – философия дает для всех форм общественного сознания исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность в подходах к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности.
Вопрос №3
Наука как таковая, как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявление структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классификации наук - раскрытие их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд ("структурный срез"). Поскольку наука не есть нечто неизменное, а представляет собой развивающуюся целостность, исторический феномен, то возникает проблеме периодизации истории науки, т.е. выделение качественно своеобразных этапов ее развития ("эволюционный срез"). Обе проблемы решаются по-разному в зависимости от предмета исследования отдельных наук, их методов, целей научного познания и других многообразных обстоятельств.
Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания (или "зачатков", "зародышей" науки) принадлежит Аристотелю. Все знание - а оно в античности совпадало с философией - в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы: теоретическое, где познание ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного. Теоретическое знание Аристотель в свою очередь разделил (по его предмету) на три части: а) "первая философия" (впоследствии "метафизика" - наука о высших началах и первых причинах всего существующего, недоступных для органов чувств и постигаемых умозрительно; б) математика; в) физика, которая изучает различные состояния тел в природе. Созданную им формальную логику Аристотель не отождествлял с философией или с ее разделами, а считал "органоном" (орудием) всякого познания. Классификацию наук на диалектико-идеалистической основе дал Гегель. Положив в основу принцип развития, субординации (иерархии) форм знания, он свою философскую систему разделил на три крупных раздела, соответствующих основным этапам развития Абсолютной идеи ("мирового духа"): а) Логика, которая совпадает у Гегеля с диалектикой и теорией познания и включает три учения: о бытии, о сущности, о понятии; б) Философия природы; в) Философия духа. "Философию духа" Гегель расчленил на три раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Учение о "субъективном духе" последовательно раскрывается в таких науках, как антропология, феноменология и психология. В разделе "Объективный дух" немецкий мыслитель исследует социально-историческую жизнь человечества в разных ее аспектах. Раздел об абсолютном духе завершается анализом философии как "мыслящего рассмотрения предметов". При этом Гегель ставит философию выше частнонаучного знания, изображает ее как "науку наук".
При всем своем схематизме и искусственности гегелевская классификация наук выразила идею развития действительности как органического целого от низших ее ступеней до высших, вплоть до порождения мыслящего духа.
Свою классификацию наук предложил основоположник позитивизма О. Конт. Отвергая бэконовский принцип деления наук по различным способностям человеческого ума, он считал, что этот принцип должен вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяться действительными, естественными связями, которые между ними существуют.
Реализуя свои замыслы в отношении классификации (иерархии) наук, французский философ исходил из того, что:
а) существуют науки, относящиеся к внешнему миру, с одной стороны, и к человеку - с другой; б) философию природы (т.е. совокупность наук о природе) следует разделить на две отрасли: неорганическую и органическую (в соответствии с их предметами изучения); в) естественная философия последовательно охватывает "три великие отрасли знания" - астрономию, химию и биологию.
Чтобы облегчить употребление этой своей иерархической формулы, Конт предлагал эту формулу "сжать", а именно сгруппировать науки в виде трех пар: а) начальной, математико-астрономической; б) промежуточной, физико-химической; в) конечной, биолого-социологической.
Введя в свою иерархию наук социологию, Конт, как известно, стал основоположником этой науки, которая бурно развивается в наши дни. Он был убежден, что социология должна иметь свои собственные методы, несводимые ни к каким другим как "недостаточным" для нее.
Конт доказывал, что между всеми видами знаний существует глубокая внутренняя связь. Однако контовская классификация наук носит в основном статический характер, недооценивает принцип развития. Кроме того, он не избежал физикализма, релятивизма, агностицизма, индетерминизма и некоторых других недостатков.
На материалистической и вместе с тем на диалектической основе проблему классификации наук решил Ф. Энгельс.
Опираясь на современные ему естественнонаучные открытия, он в качестве главного критерия деления наук взял формы движения материи в природе.
Общим и единым для всех областей природы понятием "форма движения материи" Энгельс охватил: во-первых, различные процессы в неживой природе; во-вторых, жизнь (биологическую форму движения). Отсюда следовало, что науки располагаются естественным образом в единый ряд - механика, физика, химия, биология, - подобно тому, как следуют друг за другом, переходят друг в друга и развиваются одна из другой сами формы движения материи, - высшие из низших, сложные из простых. "Классификация наук, из которых каждая анализирует отдельную форму движения или ряд связанных между собой и переходящих друг в друга форм движения материи, является вместе с тем классификацией, расположением, согласно внутренне присущей им последовательности самих этих форм движения, и в этом именно и заключается ее значение"
Близость философии к науке, искусству и религии следует из того, что философия есть взгляд на мир как целое, а наука, искусство и религия представляют собой определенные проекции на мир. Всепричастность философии причиняла ей много неприятностей. В Средние века она была служанкой богословия и занималась оправданием и обоснованием теологических истин (сама теология — продукт подчинения философии религии). В Новое время философия — преимущественно служанка науки и служит делу развития рационалистического познания (сама философия науки — продукт подчинения философии науке). Развитие философии в Новое время стимулировало философский гносеологизм, достигший расцвета в трудах Канта и направлениях, вдохновленных его творчеством: немецкой классической философии и неокантианстве, в котором гносеологизм достиг предела и вызвал реакцию «философии жизни».
Мифологию, философию и науку в качестве трех ступеней познания, последовательно сменяющих друг друга, впервые представил Конт. Как три различных направления мысли, сосуществовавшие вместе, рассматривал их Ясперс.
Наука выявляет общее, искусство творит единичное. Построить мост между общим и единичным — задача философии. В искусстве преобладают чувства, в науке — разум. Философия синтезирует индивидуальный и всеобщий подходы, разум и чувства, абстрактный объективизм науки, конкретный субъективизм искусства и веру религии. Поскольку философия интегрирует эти формы общественного сознания, излишне спорить о том, как постигается философская истина: с помощью интуиции и непосредственного знания абсолютного, экстаза или научных понятий. Философии нужен и холодный рационализм науки, и настроение искусства, и откровение религии.
Философия отвечает на вопросы о бытии как целом и месте в нем человека. Она опирается на синтез разума, чувства и веры, но на первом месте оказывается разум, а не вера, как в религии, или чувства, как в искусстве.
Объясняя, почему именно на Западе появилась философия и наука, Фромм пишет, что на Западе надеялись найти наивысшую истину в правильном мышлении, и поэтому мышлению придавалось основное значение. Надеялись потому, что западный ум рационален. Философия — часть общего стремления к истине, но ищет она истину рациональную, тогда как наука — эмпирическую, а религия — иррациональную. Философия представляет собой особую форму и степень рациональности. В отличие от религии она не основывается явно на вере, а в отличие от науки ее положения непроверяемы эмпирически, как в естествознании, и недоказуемы, как в математике.
Одна из задач философии — думать по преимуществу и по-новому. Думают всё, но философы как бы изготавливают стереотипы мыслей. Их можно использовать, но кто-то их первый создал, продумал. Здесь принципиальное различие между философией и религией, наукой и искусством, для которых главными остаются вера, польза и красота, а не процесс мышления и его результат.
«В то, что называется мышлением, мы попадаем, когда беремся думать сами. Чтобы подобная попытка удалась, мы должны быть готовы учиться мысли»1. Любовь к мудрости проявляется в том, что человек хочет мыслить и в мысли искать истину.
Изолированные и предоставленные самим себе отдельные отрасли культуры засыхают, как ветви, отрезанные от ствола дерева — знания о главном для человека предмете — о нем самом, знания, которое в своей целостности сосредоточивается в философии.
Философия наиболее чутко реагирует на. изменение духа народа, и она же играет главенствующую роль в утверждении новой культурной парадигмы. Ныне настоятельной потребностью является синтез различных отраслей и типов культуры вокруг индивидуального Я в рамках мировой культуры. Ядро данного синтеза — философия.
Вопрос №4