Итоговый комплексный тест
1. Кто ввёл термин «философия» в активное использование?
а) Пифагор;
б) Платон;
в) Гераклит;
г) Фалес.
2. Кому принадлежат слова о том, что только философия «отличает нас от дикарей и варваров»?
а) Пифагору;
б) Платону;
в) Декарту;
г) Гегелю.
3. Для обыденно-практического мировоззрения характерно:
а) обоснованность;
б) глубина познания;
в) системность;
г) неоднородность.
4. Укажите первый исторический тип мировоззрения:
а) религиозный;
б) мифологический;
в) научный;
г) философский.
5. Для какого мировоззрения вера в сверхъестественное является главным признаком?
а) религиозного;
б) философского;
в) мифологического;
г) обыденного.
6. В каких древних цивилизациях возникли первые философские учения?
а) Египте;
б) Вавилоне;
в) Персии;
г) Китае.
7. Кому из древнегреческих философов принадлежит идея об атомистическом строении Вселенной?
а) Аристотелю;
б) Демокриту;
в) Сократу;
г) Фалесу.
8. Какая черта была характерна для средневековой философии?
а) теоцентризм;
б) онтологизм;
в) космоцентризм;
г) антропоцентризм.
9. Основоположником немецкой классической философии считается:
а) Гегель;
б) Фейербах;
в) Кант;
г) Фихте.
10. А. Бергсон был представителем:
а) экзистенциализма;
б) прагматизма;
в) структурализма;
г) философии жизни.
11. Кто первым в античной философии обозначил проблему бытия?
а) Сократ;
б) Парменид;
в) Платон;
г) Гераклит.
12. Кому принадлежит идея о том, что основой вещей является эфирный вихрь?
а) Декарту;
б) Демокриту;
в) Ньютону;
г) Бэкону.
13. Кто предложил один из первых вариантов неевклидовой геометрии?
а) Эйнштейн;
б) Ньютон;
в) Лобачевский;
г) Беркли.
14. Какие поля способны переносить информацию без переноса энергии?
а) гравитационные;
б) электромагнитные;
в) сильные;
г) торсионные.
15. Кому принадлежит обоснование гипотезы о том, что время является активной движущей силой, участвующей во всех процессах Вселенной?
а) Козыреву;
б) Эйнштейну;
в) Бому;
г) Ньютону.
16. Наглядно-образное мышление характерно:
а) только для человека;
б) для всех живых существ;
в) для высших животных и для человека;
г) только для животных, имеющих высшую нервную систему.
17. Выберите правильное высказывание:
а) познание основано на практической потребности человека;
б) познание предшествует практической деятельности;
в) познание и практическая деятельность не связаны друг с другом;
г) познание является случайным результатом практической деятельности человека.
18. Первичным элементом рационального познания мира является:
а) суждение;
б) представление;
в) умозаключение;
г) понятие.
19. При изучении мужского и женского интеллектов обнаружилось, что:
а) мужчины умнее женщин;
б) женщины умнее мужчин;
в) нет никаких различий между мужским и женским интеллектом;
г) существуют некоторые особенности мужского и женского интеллекта при их принципиальном равенстве.
20. Для научного познания характерно:
а) наличие специальных методов познания;
б) стихийность познания;
в) преобладание эмпирических знаний;
г) интуитивное познание мира.
21. Когда возникает идея коэволюционного развития?
а) в первобытном обществе;
б) в Средневековье;
в) в XIX в.;
г) в XX в.
22. Выберите правильное высказывание:
а) формационный подход к истории общества является универсальным;
б) формационный и цивилизационный подходы взаимодополняют друг друга;
в) цивилизационный подход показывает единство человеческой истории;
г) формационный и цивилизационный подходы являются взаимоисключающими.
23. Кто был сторонником идеи прогрессивного развития общества?
а) Гегель;
б) Аристотель;
в) Тойнби;
г) Данилевский.
24. Современное общество, существующее в наиболее развитых странах мира, называют:
а) индустриальным;
б) доиндустриальным;
в) информационным;
г) традиционным.
25. Понятием «человек» фиксируется:
а) индивидуальность;
б) биосоциальная природа;
в) социально значимая роль;
г) духовность.
26. Что изучает философская антропология?
а) проблему человека;
б) взаимодействие человека и общества;
в) взаимодействие человека с природой;
г) психологические особенности человека.
27. Личностное измерение человека отражает…
а) его природную организацию;
б) взаимосвязь с обществом;
в) индивидуальность человека;
г) взаимосвязь природного, социального и духовного.
28. Какого подхода не существовало в понимании сущности человека?
а) техноцентризм;
б) природоцентризм;
в) антропоцентризм;
г) теоцентризм.
29. В чем заключается сущность глобальных проблем современности?
а) они связаны с отношением человека к природе;
б) имеют общепланетарный характер;
в) вечны во времени;
г) выражают отношение человек-общество.
30. Что относится к глобальным проблемам?
а) охрана здоровья;
б) научно-технический прогресс;
в) изменение законодательства ряда стран;
г) международный туризм.
вопросы к экзамену
1. Мировоззрение и философия. Функции философии.
2. Сравнительный анализ исторических типов мировоззрения.
3. Предметная область философии.
4. Значение философии в жизни человека и общества.
5. Предпосылки возникновения философии в древних цивилизациях.
6. Возникновение философии в Китае (Даосизм и конфуцианство).
7. Философия Древней Индии и ее особенности.
8. Космоцентризм и онтологизм ранней греческой философии.
9. Основные идеи философии Гераклита.
10. Этический рационализм Сократа.
11. Философия Платона: бытие и познание, этика и политика.
12. Аристотель: основные идеи его философии.
13. Общая характеристика средневековой эпохи. Роль философии в средние века.
14. Теоцентризм средневековой философии. Учение Августина.
15. Средневековая схоластика: Фома Аквинский.
16. Новое время: духовная характеристика эпохи и характер философских воззрений.
17. Материалистический эмпиризм Ф.Бэкона.
18. Дуализм и рационализм Р.Декарта.
19. Дж.Локк, Т.Гоббс об обществе и государстве.
20. Объективный идеализм и диалектика Гегеля.
21. Особенности философских взглядов И.Канта.
22. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
23. Теоретические предпосылки и исторические условия возникновения философии марксизма.
24. Материалистическая диалектика К.Маркса и Ф.Энгельса.
25. Сущность материалистического понимания истории.
26. Проблема знания и языка в современной западной философии (неопозитивизм, герменевтика, прагматизм, структурализм).
27. Антисциентизм и иррационализм в западной философии XIX-XX вв. (философия жизни, экзистенциализм).
28. Основные направления современной философской мысли.
29. Философия Древней Руси, ее особенности.
30. Философская мысль России XVIII-XIX вв.
31. Особенности развития русской философии XX в.
32. Феномен евразийства.
33. Философское учение о бытии. Многообразие форм бытия.
34. Наука и философия о структурных уровнях организации материального бытия.
35. Пространство и время как атрибутивные свойства материального бытия. Разнообразие видов пространства-времени.
36. Движение и его основные формы.
37. Особенности биологического уровня организации материи. Биополевая гипотеза возникновения жизни.
38. Системность как атрибут материального мира. Типы систем.
39. Сущность процесса развития. Направленность развития.
40. Целесообразность в природе и в обществе.
41. Познание как особый вид деятельности.
42. Познавательные способности человека.
43. Научное познание и его особенности.
44. Уровни и методы научного познания.
45. Проблема научной истины. Объективность истины.
46. Специфика философского познания.
47. Проблема понимания в философии. Знание-понимание-объяснение.
48. Отражение как атрибутивное свойство материального мира. Формы отражения.
49. Мышление – сознание – язык.
50. Природа сознания и проблема его происхождения.
51. Сознание как целостная система.
52. Природа как предпосылка и условие человеческой истории. Исторические типы взаимодействия общества с природой.
53. Проблема периодизации и направленности истории. Критерии общественного прогресса.
54. Основные этапы исторического развития: докапиталистическое общество, классический капитализм и информационная цивилизация.
55. Личность и общество. Проблема формирования и реализации личности.
56. Философское осмысление культуры. Функции культуры.
57. Типы культур.
58. Массовая культура и личность.
59. Понятие философской антропологии. Основные подходы к изучению человека.
60. Многомерность человека.
61. Личностное измерение человека.
62. Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества.
63. Глобальные проблемы современности: сущность и причины возникновения.
64. Комплексный характер глобальных проблем: взаимосвязь политических, социально-экономических и социально-культурных проблем.
Толковый словарь
АГНОСТИЦИЗМ
Отрицание познаваемости мира.
АКСИОЛОГИЯ
Учение о ценностях.
АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ
Раздел философии, связанный с изучением проблемы человека.
АПРИОРИЗМ
Одна из особенностей теории познания И. Канта, согласно которой человек имеет априорные (доопытные) знания до начала познавательного процесса.
ВРЕМЯ
Форма бытия материи, характеризующаяся свойствами изменения и развития систем, длительностью и последовательностью смены состояний.
ГНОСЕОЛОГИЯ
Учение о познании (теория познания).
ДЕДУКЦИЯ
От лат. deduction – выведение – метод познания, основанный на рассуждениях от общего к частному.
ДЕИЗМ
Философское учение, согласно которому мир создан Богом во всей его полноте и не нуждается в божественном присутствии и управлении.
ДИАЛЕКТИКА
Учение о движении, развитии, всеобщих связях и закономерностях.
ДУАЛИЗМ
От лат. dualis – двойственный - философское учение, согласно которому в основе мира находятся две равноправные субстанции – материальная и духовная.
ИДЕАЛИЗМ
Философское направление, сторонники которого за первооснову мира принимают некое идеальное (от слова «идея») - нематериальное,- начало (дух, слово, идею, Бога и т.д.). Может существовать в двух формах: объективного (признание объективно существующего идеального начала – мировой разум, абсолютная идея и т.д.) и субъективного (идеальное первоначало мира связано с субъектом - ощущения, воля, восприятие, сознание человека).
ИНДУКЦИЯ
От лат induction – наведение – это метод познания, основанный на обобщении отдельных знаний, полученных из опыта.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
Фаза социализации индивида, содержанием которой является усвоение социокультурных, моральных норм и ценностей, превращение их в личные убеждения.
КАТЕГОРИЯ
Всеобщее понятие, которым пользуется большинство наук. Например, движение, материя, развитие.
КВИНТЭССЕНЦИЯ
Основа, каркас.
КРЕАЦИОНИЗМ
От лат. creation – сотворение - учение о сотворении мира Богом из ничего.
ЛИЧНОСТЬ
Сознательный индивид, который занимает определенное место в обществе, наделен соответствующими общественными функциями и обладает характерными социальными качествами.
ЛОГИКА
Наука о формах правильного мышления.
МАТЕРИЯ
Философская категория для обозначения объективной реальности.
МАТЕРИАЛИЗМ
Философское направление, представители которого признают первичность материи, природы, бытия по отношению к духу или сознанию.
МЕТАФИЗИКА
Способ мышления, рассматривающий мир вне развития и движения, игнорирующий всеобщую взаимосвязь явлений. В истории философии часто используется как синоним термина «философия».
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Совокупность представлений, взглядов на мир и место в нём человека.
МОНИЗМ
От греч. - один, единственный – философское учение, согласно которому в основе многообразия мира находится некое единое начало (материальное или духовное). Монизм может быть материалистическим или идеалистическим.
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ
Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.
ОБЩЕСТВО
В философском смысле часть объективной реальности, имеющая свои характерные черты, законы функционирования и развития.
ОНТОЛОГИЯ
Учение о бытии.
ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ
Процесс реализации творческих способностей человека, в результате которого происходит создание материальных и духовных ценностей, формирование общественных отношений.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Способность человека отвечать за свои поступки, то есть готовность отстаивать своё решение, свой выбор и понести наказание в случае наступивших отрицательных последствий.
ОТРАЖЕНИЕ
Атрибутивное свойство материи, проявляющееся как результат взаимодействия.
ПАНТЕИЗМ
Мировоззрение, максимально сближающее Бога с природой, вплоть до полного их отождествления.
ПАТРИСТИКА
Форма средневековой философской мысли, философия и теология отцов церкви.
ПЛЮРАЛИЗМ
От лат. pluralis – множественный – философское учение, согласно которому в основе мира находится множество независимых друг от друга начал.
ПОЗНАНИЕ
Деятельностное отношение человека к миру, в результате которого человек приобретает определённые знания.
ПРОСТРАНСТВО
Форма бытия материи, характеризующаяся протяженностью, структурностью, сосуществованием и взаимодействием.
РАЗВИТИЕ
Это процессизменения, который сопровождается целенаправленным накоплением информации с последующим ее упорядочением и структурированием.
РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ
Усвоение индивидом накопленного человеческого опыта, наличного природного и общественного бытия.
РАЦИОНАЛИЗМ
Направление в теории познания, считающее основойпознания разум.
СЕНСУАЛИЗМ
Направление в теории познания, с точки зрения которого главным источником достоверного знания являются органы чувств.
СИСТЕМА
Комплекс взаимодействующих элементов.
СОЗНАНИЕ
Высшая форма отражения, присущая человекукак социальному существу.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Процесс включения индивида в общественную жизнь, в деятельность различных коллективов и общностей людей.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Раздел философии, изучающий общество.
СТРУКТУРА
Совокупность устойчивых отношений и связей между элементами, включающая общую организацию элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития.
СУБСТАНЦИЯ
Нечто неизменное, лежащее в основе вещей.
СЦИЕНТИЗМ
(от лат. «scientia» - наука). Мировоззренческая позиция, в основе которой находится абсолютизация научного знания, которое объявляется единственным источником истины.
СХОЛАСТИКА
Форма средневековой философской мысли, школьное направление в развитии науки, философии и теологии, основанное на церковных догматах.
ТЕОЦЕНТРИЗМ
Характерная особенность средневековой философской мысли, отражающая её направленность на Бога.
ЦЕЛЬ
Идеальная программа действий, акт сознания. Объективное направление действия, конечный результат определённого процесса.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Социокультурный тип общества, ядром которого являются духовные идеалы и ценности.
ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ
Процесс реализации человеческих способностей, внешнее обнаружение личностных качеств, умений и навыков.
ЭЛЕМЕНТ
Неразложимый при данном способе рассмотрения компонент системы.
ЭМПИРИЗМ
Направление в теории познания, считающее, что основой познания является чувственный опыт.
УКАЗАТЕЛЬ ИМЁН
АВГУСТИНБлаженный
(354-430 гг.) – средневековый христианский философ, теолог, представитель патристики. С 395 г. епископ Гиппона.
АВЕНАРИУС Рихард
(1843-1896 гг.) – швейцарский философ, один из основоположников эмпириокритицизма.
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ, Альберт фон Больштедт
(1193 или 1206/7- 1280 гг.) – немецкий теолог, философ и естествоиспытатель. Монах-доминиканец. Учился в Падуе, преподавал в Париже, Кёльне и др. городах. За энциклопедические знания получил титул «всеобъемлющего доктора». В 1931 году канонизирован католической церковью. Благодаря ему в средневековую философию вошли труды Аристотеля, которые он прокомментировал с позиций, приемлемых для христианства.
АНАКСИМАНДРиз Милета
(610-ок.540 гг. до н.э.) – древнегреческий естествоиспытатель, географ и натурфилософ, представитель милетской школы, ученик Фалеса.
АНАКСИМЕН из Милета
(ок.588-ок.525 гг. до н.э.) – древнегреческий натурфилософ, последний представитель милетской школы.
АРИСТОТЕЛЬСтагирит
(384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, учёный-энциплопедист, основатель перипатетической школы. Считается основоположником логики. Внёс большой вклад в развитие физики, зоологии, этики и др. областей знания.