Методологические функции философии
Понятие метода научного исследования
И его классификации
Метод в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», спо-
соб социальной деятельности субъекта в любой её форме, а не только
познавательной. Специфика научной деятельности в значительной мере
определяется общенаучными и специальными методами. Метод позна-
ния – это искусственная, не существующая в природе система правил
и операций, которые, однако, обусловлены объективными свойствами
познавательной системы «субъект – объект». Метод не есть нечто
внешнее по отношению к субъекту или нечто, стоящее между субъек-
том и объектом, он включен в содержание понятия «субъект познания»,
выступает как его свойство, возникает и развивается в результате твор-
ческой, активной деятельности субъекта по преобразованию и позна-
нию мира. Являясь открытой системой, метод постоянно развивается
вслед за развитием производственной и информационной техники, в за-
висимости от постановки новых проблем и задач.
Формы и методы познавательной деятельности, вырабатываемые
субъектом познания, не только не исключают возможность получения
достоверного знания об объекте, но являются единственно возможным
способом воспроизведения в познании реальных характеристик объекта.
Метод познания, по Гегелю, «поставлен как орудие, как некоторое
стоящее на субъективной стороне средство, через которое оно соотносится
с объектом» [20; с. 299]. В том случае, когда мы переходим к анализу
внутренних отношений в методе, в частности его содержания, структуры,
то обнаруживаем элементы, определяемые свойствами не только субъекта,
но и объекта познания. Именно на этом уровне анализа обнаруживается
внутренняя связь методов познания с объектом, тот факт, что метод, по
Гегелю, «не есть нечто отличное от своего предмета и содержания», но
возникает на основе этого содержания и свойств, законов самого объекта.
Сам метод не содержится в объекте познания, методом становятся
выработанные субъектом приемы и операции для получения нового
знания, но деятельность субъекта по созданию этих приемов с необхо-
димостью обусловлена закономерностями и свойствами объекта. Субъ-
ект, следуя своим целям, может достичь их, лишь разработав операции
и процедуры, адекватные свойствам объекта, его содержанию. Таким
образом, в самом общем виде метод может быть определен как система
регулятивных принципов и правил познавательной, практической или
теоретической, деятельности, выработанных субъектом на основе изу-
чаемого объекта.
Определение метода научного исследования должно отражать как
роль метода в системе субъектно-объектных отношений, адекватность
его объекту исследования, так и механизмы достижения соответствия
метода объективным законам, а также предусматриваемые им операции.
В этом случае метод понимается либо как совокупность логических
и предметно-орудийных операций, зависящих от объекта исследования
и используемых для решения определенного класса задач, либо как раз-
работанная учеными целеполагающая схема определенных последова-
тельных операций.
В конце ХХ в. в зарубежной философии науки появилась тенден-
ция, получившая название «философское обесценивание научного ме-
тода». Обращение к истории науки, выявление исторических форм ра-
циональности привело, например, известного американского философа
С. Тулмина к выводу о том, что развитие науки не отражает «внешний
вечный диктат логики», что позиция ученого определяется в гораздо
большей степени его способностью откликаться на проблемы, чем сле-
довать общепринятому научному методу. Еще более радикально эту
точку зрения сформулировал П. Фейерабенд, разрабатывавший «анар-
хистскую методологию» и отрицавший эвристическую роль метода, ра-
циональности в целом. Основание для этого он видел в том, что всякое
новое знание, открытие, достижение в науке, например: коперниканская
революция, квантовая теория, волновая теория света и др., предполага-
ют именно отклонение от метода, от методологических правил и норм
в целом, происходят вопреки им.
Очевидно, что такая позиция направлена против абсолютизации
роли метода и методологии в познании, она заставляет вновь задуматься
над соотношением нормативного и творческого в научно- познаватель-
ной деятельности. В то же время ясно, что такой подход, во-первых, ос-
нован на некотором абстрактном представлении о научном методе, ус-
ловиях его применения и, по существу, не учитывает, что в реальной
науке нет общего «метода открытия», но есть множество частных мето-
дов, дифференцированных по функциям, предметным областям и по-
знавательным возможностям. Выполняя свои репродуктивные, система-
тизирующие, конструктивно-организующие, обосновывающие и другие
функции, методы служат основой и условием всей познавательной дея-
тельности, в том числе собственно творческой. Во-вторых, «противни-
ки» метода ошибочно исходят из некоторого стереотипа, по которому
метод – это жесткие, неизменные и абсолютно обязательные принципы
и правила научной деятельности. Однако возрастающее значение веро-
ятностных принципов в реальной практике современной науки, а также
признание не только объективной определенности, но и объективно су-
ществующей неопределенности привели к новым представлениям о ме-
тоде (что в дальнейшем будет показано на примере эксперимента). От-
сутствие жесткой детерминации означает, что пользующийся методом
исследователь четко осознает его познавательные возможности, не яв-
ляется «механическим» исполнителем, готов в любой момент совер-
шенствовать и менять приемы и методы исследования.
Существуют различные классификации методов. Основные из них
могут быть представлены следующим образом: деление по степени
общности (общенаучные и специальные), по уровням научного позна-
ния (эмпирические и теоретические), по этапам исследования (наблю-
дение, обобщение, доказательство и др.). В дальнейшем изложении бу-
дут использованы и соответственно проиллюстрированы все три клас-
сификации.
Методологические функции философии