Биоэтика в рамках совр культуры
Морфологическая модель культуры, в рамках которой
проводится данное исследование, построена как результат
научных и философских представлений, без привлечения
какого-либо специфического метода. Это, безусловно,
слабая сторона концепции. Между тем, в культурологии
завоевывает признание идея о необходимости системного
изучения культуры. Во-первых, как полагают, надо ука-
зать системообразующие признаки изучаемого объекта,
во-вторых, проанализировать его структуру, в-третьих,
попытаться вскрыть закон развития данной системы,
в-четвертых, построить на этой базе теоретическую мо-
дель должного состояния системы, в-пятых, соотнести ха-
рактеристики должного состояния системы с реальным по-
ложением дел. И, наконец, выработать практические реко-
мендации для осуществления проекта должного состояния и
исправления ошибок практики. Решение практических воп-
росов считают тем оселком, на котором может быть прове-
рена ценность системного подхода [19]. Частично послед-
ние четыре задачи обсуждались в предыдущих разделах
статьи. Однако, прежде чем перейти к частностям, необ-
ходимо решить общий вопрос. Проблема состоит в разном
отношении исследователей к системному пониманию культу-
ры.
Известен распространенный взгляд на мировую культуру
как на целостную систему. В качестве компонентов этой
системы различают:
материальную, духовную, художественную культуру
[20]. Необходимо подчеркнуть, что подобное дифференци-
рование сопровождается множеством оговорок и условнос-
тей, поскольку в каждом материальном объекте культуры
имеется нечто духовное, а в духовном - материальное.
Медицина была отнесена к материальной культуре, что ос-
тавляет "за кадром" массу объектов духовного характера.
Очевидно, что такого рода структура системы мировой
культуры не способствует решению конкретных вопросов, а
создает тупиковую ситуацию. Но это закономерно, если
учесть следующие новейшие достижения теории культуры.
Полагают, что сегодня невозможно говорить о культу-
ре, как о чем-то едином и целом, лишенном разделяющих
ее границ. Взгляд на культуру, считающийся современным,
исходит из факта множественности культур, из признания
их качественного своеобразия и уникальной самобытности
[21]. Это отрицание целостности в сфере мировой культу-
рыесть отрицание системности в объекте глобальных
масштабов, содержание которого, согласно новому понима-
нию культуры, необъятно, ибо это - вся совместная жизнь
и деятельность людей, представляющая искусственные ар-
тефакты. Поэтому, данное критическое утверждение вполне
логично. Как же теперь следует относится к распростра-
ненному "системному" пониманию мировой культуры?
Категория "культуры" имеет гносеологический, но не
онтологический смысл, ибо эта категория не имеет одно-
родного, монолитного, целостного обозначаемого, и даже
наоборот, объединяет разнородные множества искусствен-
ных объектов. В этом смысле выражения "культура как це-
лое", "культура как система" следует понимать как ука-
зание на теоретические построения, а не на реальный
объект [22]. На наш взгляд, именно такие построения
легли в основу понятия о телесной культуре. Примеча-
тельно, что к этому понятию критерий институциональнос-
ти может быть применен лишь опосредованно, через меди-
цину (включая гигиену), эргономику, производственную
гимнастику (т.е. через формы культуры, которыепредс-
тавляют реальные объекты в обществе).
Разделяя взгляды на мировую культуру как на совокуп-
ность явлений общественной жизни, представляющих мно-
жество разнородных объектов, не подлежащих системному
рассмотрению, одновременно следует поставить вопрос о
целесообразности системного подхода к тем формам куль-
туры, которые реально существуют и имеют онтологический
смысл.
Это прежде всего институциональные формы культуры. Ар-
гументировать это предложение можно, во-первых, ограни-
чением множественности артефактов каждой выделяемой
формы, во-вторых, полным или частичным избавлением от
их разнородности при классификации форм [24].
Что касается медицины, то здесь термином "система"
обозначают разнообразные объекты. Столь широкое его
распространение отнюдь не подкреплено выполнением тре-
бований научной системной методологии. Системные иссле-
дования в медицине и теоретической биологии проводились
достаточно редко, хотя в развитии теории систем огром-
ную роль сыграли именно биологи. В последнее время ин-
терес к системной проблематике в медицине оживился. По-
лагают, что будущее за интегративной системной медици-
ной. Насколько обоснован этот прогноз, покажет, по-ви-
димому, продуктивность системного подхода в решении те-
оретических и практических задач здравоохранения. В ка-
честве примера такого практицизма можно назвать логи-
ческую систему диагностического познания, разработанную
совместно медиками и философами под руководством В. А.
Смирнова [25]. Попытка применения данного подхода при-
вела к возможности условно-гипотетического выделения
двух зон клинико-диагностического мышления: зоны "куль-
туры врача" и зоны "культуры больного". В каждой из зон
рассмотрены отдаленные одна от другой две основные об-
ласти диагностической деятельности. В зоне "культуры
врача" рассматривается область теоретических логически
упорядоченных научно-медицинских знаний и область инди-
видуального интуитивно-творческого опыта врача. В зоне
"культуры больного" - область общемедицинской информи-
рованности и область непосредственно-чувственного восп-
риятия болезненных ощущений. Двойственность зон культу-
ры врача и больного, оказавшихся как бы "встроенными" в
единую систему культуры клинико-диагностического мышле-
ния и наличие двух рядов знаний (объективного и субъек-
тивного), позволяет постигать смысл и уникальность
конкретной клинической ситуации