Мировоззрение, его структура и основные типы: мифология, религия и философия
Министерство внутренних дел
Российской Федерации
Санкт-Петербургский университет
АРТЕМОВ А.А., СОТНИКОВА Н.Н.
История философии
Курс лекций
Кафедра философии и социологии
Санкт-Петербург
Артемов А.А., Сотникова Н.Н.История философии: Курс лекций – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2013. –160с.
Курс лекций предназначен для курсантов и слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России, изучающих теоретико-методологические и социально-исторические аспекты становления и развития философского знания с древнейших времен и до наших дней.
Лекции 1, 5, 7, 8 разработаны доцентом кафедры философии и социологии, кандидатом философских наук Сотниковой Н.Н., лекции 2, 3, 4, 6 – доцентом кафедры философии и социологии, кандидатом философских наук Артемовым А.А.
Курс лекций рассмотрен и одобрен на заседании кафедры философии и социологии (Протокол № 4 от «19» ноября 2013г.).
Рецензенты:
Верещагин В.Ю., доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заместитель начальника Ростовского юридического института МВД России по научной работе, полковник полиции.
Комлев Ю.Ю., доктор социологических наук, профессор, начальник кафедры философии, политологии, социологии и психологии Казанского юридического института МВД России, полковник полиции.
© Санкт-Петербургский университет МВД России, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………..4
Лекция 1. Предмет философии ............................................................... 5
Лекция 2. Античная философия............................................ ………….17
Лекция 3. Философия средних веков и эпохи Возрождения……………33
Лекция 4. Философия Нового времени……………………………………45
Лекция 5. Немецкая классическая философия…………………………..67
Лекция 6. Русская философия……………………………………………....87
Лекция 7. Европейская философия XIX века……………………………111
Лекция 8. Постклассическая философия XX века………………………135
Введение
Философия представляет собой единственную область знания, которая включает в свой предмет историю философии, так как проблематика и категориальный аппарат философии формируются в ходе самого историко-философского процесса.
Авторы курса лекций «История философии» ставили перед собой следующие задачи: во-первых, привести содержание курса лекций в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта; во-вторых, изложить историю философии по возможности простым и доступным языком; в-третьих, представить философские концепции и отдельные идеи мыслителей, которые не были освещены в учебнике «Философия», изданном в 2010 году авторским коллективом кафедры.
В курсе лекций представлен личностный взгляд авторов на историко-философский процесс, который выражается в подборе имен, школ и течений, имеющих ключевое значение в постановке философской проблематики и новых способов ее решения в разные периоды развития духовной жизни человечества.
По-новому представлена тема «Русская философия»: уделено особое внимание философии славянофилов, как теоретической основы будущей систематической религиозной философии конца XIX века, рассмотрены философские взгляды Соловьева и Данилевского в полемическом противостоянии по вопросу о сущности русской идеи.
В теме «Европейская философия XIX века» осмыслены историко-философские взгляды мыслителей эпохи как столкновение рационализма и иррационализма. Не традиционно, исходя из важности проблем, а не направлений, изложена тема «Постклассическая философия ХХ века».
В изложении историко-философских взглядов наиболее значимых мыслителей уделено должное внимание философско-правовым концепциям различных философов, тем самым, учтена специфика преподавания учебной дисциплины «Философия» в образовательных учреждениях МВД России.
Лекция 1. Предмет философии
План лекции:
1. Мировоззрение, его структура и основные типы: мифология, религия и философия.
2. Предмет и структура философии как специфической области знания.
3. Сущность основного вопроса философии и исторические варианты его решения.
4. Функции и методы философии.
Мировоззрение, его структура и основные типы: мифология, религия и философия.
Философия означает дословно любовь к мудрости. Диоген Лаэртский в своей работе «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» утверждал, что понятие «философия» впервые употребил Пифагор в его диалоге-споре с Леонтом, тираном Сикиона. Исторически сложилось представление, что философом может быть только тот, кто пытается приобщиться к мудрости, познать суть бытия мира и самого человека. Утверждается, что философия является уделом избранных, посвятивших свою жизнь поискам смысла мироздания и сущности человека. Поэтому задачей нашей лекции является выяснение, что же такое философия, в чем заключается ее предмет, каков объект ее исследования и какую роль она играет в жизни человека?
Для осмысления предмета философии и ее роли в жизни человека и общества необходимо обратиться, прежде всего, к пониманию мировоззрения, так как философия не есть наука в традиционном смысле понимания, ибо она претендует на осмысление сущности бытия мира, человека, общества и проблем познания, она есть особый тип мировоззрения. Следовательно, необходимо уяснить, основополагающее и координирующее понятие, каким является мировоззрение.
Мировоззрение - это система взглядов на мир, знаний и оценок, в которых определяется место человека в этом мире. Мировоззрение имеет сложную структуру, оно включает в себя мировосприятие, миропонимание, идеалы, убеждения, картину мира. Каждый из элементов мировоззрения способствует созданию целостного, общего взгляда на мир. Мировосприятие представляет созерцание человеком мира на основе ощущений, восприятий, представлений и является основой для мировоззрения. Миропониманиевозникает на основе мировосприятия и представляет осознание человеком мира в мыслительной форме. Идеалыпредставляют собой мыслительные образы, в которых выражается представление о совершенном, прекрасном, лучшем, добром.Картина мира– система знаний о мире, сложившаяся в каждую конкретную эпоху. Убеждениявозникают на основе всех предшествующих элементов мировоззрения и представляют собственные идеи и представления о своем месте в этом мире. В этих элементах, составляющих сущность мировоззрения, выражено эмоционально-ценностное и интеллектуально отношение человека к миру и самому себе. Мировоззрение исторически меняется в процессе развития человека от эпохи к эпохе.
Исторически в процессе развития человечества сложились три типа мировоззрения: мифология, религия, философия. Мифология – это исторически первый тип мировоззрения, выраженный в системе мифов, в которых в образно-художественной форме отражена действительность. Миф же представляет собой эпическое повествование о жизни людей, героев и Богов. Понятие «мифа» определил емко и одновременно точно А.Ф. Лосев в работе «Диалектика мифа», где он исследовал миф как первую духовную форму, возникшую в человеческом обществе, и его роль в этом обществе. Миф в его понимании есть жизнь. Следует обратить внимание на то, что мифологическому мировоззрению свойственны черты, отличающие его от других типов мировоззрения. Во-первых, мифологии свойственен синкретизм, то есть неразделенность всех элементов мифа (элементарное знание о мире, коллективный опыт, верования, магические ритуалы и действия, символы и т.д.), все элементы соединены в мифе в единое, неразрывное целое. Во-вторых, в мифе присутствует рассказ о мире, а не объяснение мира. В-третьих, в мифе жизнь подчинена судьбе. В-четвертых, в мифе есть отрицание упорядоченности мира. Мифологическое мировоззрение свойственно раннему этапу развития человечества. В процессе дальнейшего развития человечества, развития познания, накопления опыта, практического освоения действительности происходит постепенное выделения из мифа и обособление различных его элементов (верований, знаний, символов и т.д.) и на смену мифологическому мировоззрению приходит новый взгляд на мир и место человека в этом мире. Мифологию сменяет религия, хотя мифологическое мировоззрение еще остается существовать на долгие столетия.
Религия в дословном переводе с латинского языка (religio) означает благочестие, набожность, святыня. Религия – это второй исторически сложившийся тип мировоззрения, в котором мир отражается в образно-фантастической форме, основанной на вере в сверхъестественные силы или силу. В процессе развития человечества религиозное мировоззрение появляется сначала в форме политеизма, то есть многобожия, веры во множество Богов, так называемые астральные религии. Политеизм представлен в различных формах: фетишизм - обожествление предметов, тотемизм – обожествление животных, анимизм – обожествление душ умерших предков. Далее в процессе развития общества появляется монотеизм, основанный на вере в одного Бога. Основными монистическими мировыми религиями являются буддизм, христианство и ислам, существуют еще и национальные религии (джайнизм, конфуцианство, иудаизм и т.д.). Религиозное мировоззрение восполняет «пробелы» мифологического взгляда на мир: во-первых, признается упорядоченность мира, где Бог есть центр порядка и власти; во-вторых, вносится новый смысл в жизнь человека, получение всех благ в небесной жизни; в-третьих, на основе веры развивается внутренний мир человека при помощи эмоционально-мистического переживания.
В процессе дальнейшего развития социального и практического опыта, получения новых знаний о мире и человеке возникает необходимость разумного осмысления жизни человека и его места в мире, где он живет, действует и познает, так возникает философия. Философия представляет собой третий тип мировоззрения, систему взглядов на мир, выраженную в понятийной форме, где элементарное знание о мире будет составлять основу этого мировоззрения. Философия исторически сложилась приблизительно в VII веке до нашей эры в трех регионах: в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Философия отличается от предшествующих типов мировоззрения: во-первых, она опирается на разум как основу познания и оценки; во-вторых, переосмысливает основания мифа, хотя оставляет элементы образности; в-третьих, она способна к рефлексии, где мышление способно познать себя, в-четвертых, она не открывает знаний, а получает их в готовом виде, осмысливая и оценивая их значимость.
В научной литературе в решении вопроса о происхождении философии существуют две точки зрения: мифогенная и гносеогенная. Мифогенная точка зрения признает основой для возникновения философии мифологию, которая на определенном этапе развития не смогла дать ответы на проблемные вопросы, выходящие за пределы мифа. Гносеогенная точка зрения признает, что основой для возникновения философии является накопленное эмпирическое знание, которое необходимо было осмыслить и систематизировать. Проблематичность в решении вопроса о происхождении является основой проблематичности самой философии, ее предмета. В следующем вопросе мы уясним предмет и структуру философии.