Расхожий образ эпикуреизма
Нередко можно наблюдать, как какое-нибудь человеческое стремление или инстинкт ищет себе оправдание и обоснование в воззрении, возникшем совершенно на иной почве и имеющем далекий от него смысл. Пример Эпикура в этом смысле крайне показателен. Из всего его учения расхожее сознание выделило одну фразу: "стремиться к наслаждениям". Нимало не заботясь о том, что понимал философ под наслаждением, как соотносил его с чувственным удовольствием, в каком состоянии человека видел смысл и счастье жизни, оно усмотрело в ней желанную санкцию на плотскую несдержанность и распущенность. Культура полна запретов, требований и воздержаний. Поэтому всякое выражение высокой мысли, в котором можно усмотреть cнятие этих запретов, человеческий инстинкт воспринимает с особым азартом и делает средством самооправдания. По этой причине получилось, что эпикуровское учение о человеке, требовавшее от него немалого самообладания и воздержанности, готовности претерпеть страдания и боль ради душевного покоя, стало синонимом моральной вседозволенности и не знающей удержу жажды наслаждений.
ПРОЖИВИ НЕЗАМЕТНО
Главный жизненный принцип, по Эпикуру: "проживи незаметно". Ему подчинен весь эпикурейский образ жизни, проникнутый духом умеренности и воздержания, ибо всякая чрезмерность и притязания ведут к тревогам и страданиям. Эпикуреизм учит человека находить счастье в простых радостях бытия, утешаясь близким и доступным. Даже если в нашей жизни нет ничего особенно радующего, можно довольствоваться хотя бы отсутствием неприятного. Сам Эпикур, человек болезненный, мужественно переносил недуги, будучи известен неприхотливым образом жизни и добротой. Последнее качество признавали за эпикурейцами даже их противники. А сами эпикурейцы гордились тем, что к ним переходили многие представители других философских школ, а от них к другим – никто.
Эпикур создал настоящую философию утешения, в которой измученный и утомленный человеческий дух мог обрести отдохновение и покой. Среди бедствий, страданий и ужасов своего времени он подарил личности мирный приют, возвращая ей надежду и желание жить. Конец самого философа был столь же умиротворяющ. Почувствовав приближение смерти, он лег в теплую ванну, пригубил чашу вина и так, беседуя с друзьями, скончался.
II. ЭПИКУРЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ
КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС ЭПИКУРЕИЗМА
Для Эпикура (что не менее справедливо и в отношении других философских учений поздней античности) главным является вопрос о судьбе человека и его счастье. Как и в чем мне обрести счастье, и что этому препятствует? – ответу на этот вопрос подчинено все учение эпикуреизма. Внимание его концентрируется на отдельном человеке, каждом из нас. Им же, и как раз благодаря сосредоточенности на судьбе личности, отодвигаются на второй план сюжеты, связанные с устройством мироздания, организацией общественного бытия, специальными проблемами познания и логики (диалектики). Все они приобретают сугубо подчиненное значение. В поле зрения постоянно остается одна реальность – жизнь "этой вот" личности, любого из людей.
То, что говорит Эпикур, является учением, которое каждый может непосредственно приложить к своей жизни и, сообразуя ее с учением, в собственном опыте уяснить, чего оно стоит. Собственная жизнь человека становится главным критерием истинности философских идей поздней античности. Это справедливо даже в отношении неоплатонизма, который выглядит как будто более отвлеченным учением. Мыслитель эллинистически-римской эпохи как бы говорит любому, кто внимает ему: "если благодаря моему учению ты обрел душевный покой и жизнь твоя стала счастливее – то, значит, это учение истинно и во благо; если же его воздействие неблагоприятно – то в нем заключено заблуждение и неверное понимание действительности".
ТРИ СТРАХА
Согласно Эпикуру, над жизнью человека властвуют три великих страха: во-первых, страх перед действием неведомых природных стихий, среди которых наиболее загадочны и пугающи различные небесные явления; во-вторых, страх перед богами, сверхъестественными силами, которые могут в любой момент вторгнуться в человеческую жизнь; в-третьих, ужас перед смертью, ожидающей каждого из нас. Этими страхами человек как бы схвачен и пленен. Они служат источником всех его страданий и являются препоной счастливой, безмятежной жизни. Следовательно, разрушив и устранив эти страхи, мы откроем путь для обретения счастья и душевного покоя. Только продвижение по этому пути придает смысл нашим исканиям и любым познаниям.
БЛАЖЕНСТВО ЗНАНИЯ
Эпикура не интересует знание само по себе. Оно ничем не помогает человеку и потому бесплодно. Полезно и имеет смысл лишь знание, благодаря которому мы избавляемся от страхов и тревог, страданий и смятения, то есть продвигаемся к блаженству. Если, узнавая, мы не приобретаем душевный покой и не становимся счастливее – то к чему это знание? Таким образом, знание нельзя считать самодовлеющей ценностью, значимой самой по себе. Только при условии, что благодаря познанию человек преодолевает смятение души, знание оправдывает себя и служит благу. Этой ориентации на блаженство должен быть подчинен весь процесс познания. Главное – понимать основы мироздания. Ибо, зная их, мы освобождаемся от страха перед произвольным действием природных стихий и впечатлениями от неведомого.