Патологии капиталистической модели модерного развития
В определении социальных патологий современности Ха — бермас критически соотносится с веберовским диагнозом, который Хабермас сводит к двум основным тезисам: "утрата смысла" и "утрата свободы". Первый тезис выражается у Be — бера концепцией "ценностного политеизма", возникшего в связи с выделением автономных сфер культурных ценностей и утратой разумом былой целостности и универсальности; второй — анализом институциализации подсистем целе — рационального действия. Хабермас, в принципе, солидаризируется с веберовскими квалификациями, однако считает не — обходимым перетолковать эти явления в понятийности собственной теории общества.
Основными изъянами трактовки Вебера Хабермас считает, во —первых, то, что Вебер рассматривал рационализацию систем действия лишь в аспекте утверждения и экспансии в обществе структур целерациональности. Однако для адекватного описания и объяснения патологий модерна мы должны иметь в распоряжении более полное понятие рациональное — ти, позволяющее эффективно интерпретировать сложные взаимосвязи между рационализацией культуры и модернизацией общества. Рационализация систем действия должна быть проанализирована не только в частичном (когнитивно — инструментальном) аспекте, но также с привлечением мораль — но — практического и эстетически — экспрессивного аспектов ра — зума. Необходимый понятийный инструментарий для этого дает именно теория коммуникативного действования.
Во —вторых, Вебер отождествил капиталистический образец модерного развития с общественной рационализацией вообще (эта теоретическая ошибка была, по мнению Хабер — маса, предопределена узостью понимания действия Вебером). В частности, принципиально иначе должно интерпретироваться возникновение подсистем целерационального действия. Дело заключается в том, чтобы перенаправить анализ с области ориентации действия на область принципов интеграции общества. Тогда рационализация взаимосвязей коммуникативного действования может быть аналитически строго отделена от возникновения подсистем целерационального (экономического и административного) действия.
Можно преодолеть слабости, характерные для Веберовс — кой теоретической позиции, если исходить из следующих основных тезисов: а) возникновение модерных (первоначально — капиталистических) обществ требует институциональ —
ного воплощения и мотивациошюго закрепления моральных и правовых представлений посттрадиционного образца; б) капиталистическая модернизация следует образцу, в соответствии с которым когнитивно — инструментальная рационализация, помимо областей экономики и государства, вторгается и в другие, коммуникативно структурированные жизненные области и получает в них преимущество за счет морально — практической и эстетически — практической рацио — нальности; в) это вызывает нарушения в символическом воспроизводстве жизненного мира.
Эти утверждения могут быть тесно увязаны друг с другом, если мы раздвигаем теоретические рамки предложенным в предшествующих трех главах образом: если мы, с одной стороны, достраиваем основания теории действия в направлении теории коммуникативного действования, которая позволяет понять общество как жизненный мир и интерпретировать общественную рационализацию структурно, т. е. как процесс дифференциации жизненного мира; с другой стороны, если мы вырабатываем двухступенчатое понятие общества, которое позволяет понять, что в процессе модерного развития происходит не только рационализация жизненного мира, но и обретение самостоятельности системно интегрированными взаимосвязями действия относительно социально интегрированного жизненного мира'.
На основе этих социально — теоретических наработок мож — но сформулировать общее положение относительно процессов модерного развития: поступательно рационализирующийся жизненный мир одновременно отделяется и ставится в зависимость от таких — становящихся все более сложными — формально организованных областей действия, как экономика и государственное управление. Эта зависимость, восходящая к медиатизации жизненного мира системными императивами, принимает социально-патологические формы внутренней колонизации в той мере, в какой кризисов в области материального воспроизводства оказывается возможным избежать лишь ценой нарушений символического воспроизводства жизненного мира. Тогда веберовский тезис об "утрате смысла" может быть переформулирован как положение о том, что в развитых капиталистических обществах механизмы системной интеграции распространяются на те области действия, которые могут выполнять свои функции лишь при условии социальной интеграции.
А тезис об "утрате свободы" может стать более приемле —
мым, если рассматривать бюрократизацию всех областей общественной жизни (подчинение жизненных взаимосвязей регулирующим воздействиям аппарата) как проявление нового уровня дифференциации системы. Посредством того, что капиталистическая экономика и государственный аппарат выделяются из включенной в жизненный мир институциональной системы, возникают формально организованные области действия ', которые больше не интегрируются посредством механизма взаимопонимания, а отделяются от контекстов жизненного мира и становятся сферой, свободной от норм социальности.
С выделением этих областей формируется перспектива системы, из которой жизненный мир воспринимается дис — танцированно — как составная часть мира, окружающего систему. Организации достигают самостоятельности посредством нейтрализирующего размежевания с символическими структурами жизненного мира. Тем самым они становятся индифферентными относительно культуры, общества и личности. Кажется, что социальная реальность сгущается в овещ — ценную, освобожденную от нормативных связей реальность деперсонализированных организаций.
Причем дело не сводится лишь к деперсонализации в смыс — ле отделения организованных систем действия от структур личности: соответствующая нейтрализация затрагивает и два других компонента жизненного мира. Устанавливается отношение индифферентности между организацией и личностью: функционально необходимые мотивы и ценностные ориентации определяются как вклад в успешное функционирование системы; организации становятся независимыми от конкретных диспозиций действия и целей. Далее, модерные фор — мы организации требуют независимости от легитимирующих образов мира, вообще от культурных традиций. Если личное —
ти как члены организаций лишаются своей личностной структуры и превращаются в нейтральных носителей действия, то культурные традиции, в свою очередь, лишаются своей обязывающей силы и становятся сырьем для идеологического планирования, т. е. для административной обработки смыс — ловых связей.
Тогда социальная реальность раскалывается на области действия, конституированные жизненным миром, и на области действия, нейтрализованные относительно жизненного мира: первые коммуникативно структурированы, тогда как вторые формально организованы. Эти два типа социальности противостоят друг другу как социально и системно ип — тегрированные области действия. Важный для социальной интеграции механизм языкового взаимопонимания в формально организованных областях действия частично выво — дится из игры и заменяется средствами саморегуляции. Последние, правда, еще должны быть закреплены в жизненном мире средствами формального права. Поэтому способ правового оформления является хорошим индикатором границы между системой и жизненным миром. Можно сказать, что граница эта проходит, грубо говоря, между подсистемами экономики и бюрократизированного государственного управления, с одной стороны, и приватными жизненными сферами (семьи, соседства, свободных ассоциаций) и пуб — личной сферой (объединениями частных лиц и граждан), с другой'.