Диалектико-материалистическая концепция человека
1. Как характеризуется сущность человека в «Тезисах о Фейербахе» К. Маркса?
2. «…Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс).
Не означает ли данный тезис К. Маркса отрыв человека от его природной основы?
3. «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он, с одной стороны, наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей» (К. Маркс).
Не противоречат ли эти слова К. Маркса пониманию сущности человека в его «Тезисах о Фейербахе»?
4. Противоречат ли следующие определения человека марксистскому его пониманию? Чем они отличаются?
а) Человек – существо разумное.
б) Человек – существо, обладающее самосознанием.
в) Человек – существо моральное и свободное.
5. Определите понятия «природа человека» и «сущность человека». Проведите четкое различие между ними.
6. Каким подходам и концепциям о сущности человека противостоит марксистское понимание человека как совокупности всех общественных отношений?
7. «…Изучая сравнительную физиологию, начинаешь испытывать величайшее презрение к идеалистическому возвеличиванию человека над всеми другими животными» (Ф. Энгельс).
Охарактеризуйте общие черты и свойства человека и животного. Проведите анализ их качественного различия.
8. Определите понятие «антропогенез».
9. Какова роль языка в процессе антропосоциогенеза?
10. Анализируя работу Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», раскройте диалектику единства антропогенеза и социогенеза.
11. Охарактеризуйте качественное различие между общественными и биологическими отношениями.
12. Человек, по вашему мнению, прежде всего, биологическое или социальное существо? Как решается эта проблема в современной философии?
13. Как решается проблема соотношения биологического и социального в человеке христианством? Согласны ли вы с христианским решением данного вопроса?
14. «Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии – вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства – шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им жизненные средства, люди косвенным образом производят и саму свою материальную жизнь» (К. Маркс, Ф. Энгельс).
Определите основополагающий признак человека. Назовите другие черты, отличающие человека от животного.
15. «…Для того, чтобы пользоваться множеством вещей, человек должен быть способен к пользованию ими…» (К. Маркс).
О какой специфической особенности человека идет здесь речь?
16. «Какова же роль человека в этом космическом спектакле непрерывного божественного творения? ″Венцу творения″ отводится здесь жалкая роль: несчастное создание, не принимающее активного участия в творчестве, потому что изначальный принцип всего сущего лежит не в человеке, не в его разуме и созидательных усилиях, а в боге…» (А. Тэнасе).
Охарактеризуйте с позиций диалектико-материалистической концепции человека «антигуманистическую» сущность религии.
17. «Искусство, как и религия, признано было выражением сущности человека. Но религия оказалась той областью, в которой человек не может выразить своей сущности иначе, как посредством самообмана. Стало быть, эта сущность только в искусстве находит себе чуждое самообману образное выражение» (Г.В. Плеханов).
Как вы понимаете мысль Л. Фейербаха, нашедшую поддержку у Г.В. Плеханова?
18. Исключает ли понятие необходимости в общественном развитии понятие человеческой свободы воли?
19. Как вы понимаете слова К. Маркса, что анатомию гражданского общества надо искать в политической экономии?
20. Рождается ли человек с уже готовой сущностью?
21. «Без зипуна, конечно, человек замерзнет; но будет ли этот зипун украшен богато или нет – это хозяйственно безразлично. Это какая-то следующая потребность, которая сказывается в том, что человек не просто производит предметы, а старается произвести красивые предметы» (А.В. Луначарский).
О каких потребностях человека идет речь в лекции А.В. Луначарского?
22. Одной из причин антигуманистической сущности марксизма А. Ципко считает оправдание революционного насилия и приверженность ему: «Сталин – марксист прежде всего в силу своей приверженности к революционному насилию, к власти штыка как главного орудия истории. Он, как и учили революционеров классики, не брезговал никакими средствами во имя быстрейшего продвижения страны по пути социализма и коммунизма, никогда не страдал ни ″великодушием″, ни ″честностью″. Сталин, как и Ленин, внял советам Маркса не бояться террора, прибегать к террору, когда он необходим для удержания власти».
Согласны ли вы с пониманием гуманизма как отрицания любых форм насилия?
23. Говоря о причинах поражения парижских коммунаров, К. Маркс указывает на их совестливость, великодушие и доведенную до мнительности честность: «Если они окажутся побежденными, виной будет не что иное, как их ″великодушие″… Момент был упущен из-за совестливости. Не хотели начинать гражданской войны… Вторая ошибка: Центральный комитет слишком рано сложил свои полномочия, чтобы уступить место Коммуне. Опять-таки благодаря ″честности″, доведенной до мнительности!».
Можно ли считать эти слова К. Маркса выражением его антигуманизма?
24. Как вы понимаете философский смысл проблемы жизни и смерти?
25. Есть ли в жизни смысл? Если да, то в чем он заключается?
26. Есть ли у человека «право на смерть» (свою или другого человека, других людей)?
27. От чего зависит продолжительность биологической жизни?
28. Существует ли прямая зависимость между биологической и социальной продолжительностью жизни человека?
29. Может ли честный и великодушный человек преуспеть в политике?
30. Возможна ли, по вашему мнению, абсолютная победа добра в борьбе со злом при разных формах социального переустройства общественной жизни?
31. Существует ли абсолютная свобода человека?
32. Как решается проблема свободы личности волюнтаризмом и фатализмом?
33. Если признать, что действия человека подчинены только необходимости, то какие социальные выводы следуют из этого?
34. «Первые выделившиеся из животного царства люди были во всем существенном так же несвободны, как и сами животные, но каждый шаг на пути культуры был шагом к свободе» (Ф. Энгельс).
Можете ли вы подтвердить данную мысль Ф. Энгельса, опираясь на историко-культурный материал?