Жизнь и учение Г.С. Сковороды
Григорий Саввич Сковорода - русский и украинский мыслитель, заслуживший репутацию первого в Российской империи самобытного философа, педагог, поэт, баснописец - появился на свет 3 декабря (22 ноября по ст. ст.) 1722 г. на Полтавщине в селе Чернухи; его отцом был небогатый казак. Отучившись в местной четырехлетке, 12-летний Сковорода становится слушателем Киево-Могилянской академии, где он изучал различные языки, а также риторику, грамматику, музыку, поэзию. Будучи выходцем из бедной семьи, Григорий самостоятельно зарабатывал на жизнь и образование, подрабатывая репетитором в певчем академическом хоре. В 1741 г. Сковорода оказывается в Санкт-Петербурге, занимается пением в придворной капелле. Чтобы избежать духовной карьеры, к которой он не имел склонности, Сковорода симулировал сумасшествие, после чего его отчислили.
Известно, что он ездил за границу, будучи церковником при генерале Ф. Вишневском. Ему довелось побывать в таких странах, как Польша, Австрия, Венгрия, возможно, он был в Германии и Италии. В этих странах он заводил знакомства с учеными, расширял багаж познаний, углублял знание языков. По возвращении на родину Сковорода несколько лет работал в Переяславском коллегиуме учителем поэзии. Новаторство педагогических методик, отказ учить по старинке стоили ему увольнения.
Какое-то время Сковорода, благодаря содействию митрополита Щербитского, работал у помещика Томары домашним учителем, однако не сложившиеся отношения между ними заставили Сковороду уйти, чтобы странствовать по стране. Тем не менее спустя некоторое время Стефан Томара опять пригласил его к себе, и в этот период биографии Сковорода написал несколько десятков стихов, составивших затем сборник «Сад божественных песен», «Прозябшим из зерн Священного писания». Талантливо музицируя на сопелке, Сковорода для каждого стихотворения подбирал мелодию.
На протяжении 1759-1769 гг. Григорий Сковорода - преподаватель в Харьковском коллегиуме. Собственная позиция по ряду богословских и философских вопросов спровоцировала появление недоброжелателей, плетение интриг, в результате чего его выгнали из коллегиума. С этого времени Сковорода становится странствующим философом, путешествующим по просторам страны, обучающим простых людей, преподнося уроки, в том числе собственным поведением. Он помогал крестьянским детям овладеть грамотой, читал людям свои стихи, играл для них. Единственное, что лежало в его дорожной сумке, - это Библия и ломоть хлеба. Этот период странствований одновременно явился самым плодотворным в его творческой биографии. У него были ученики, которые называли его украинским Сократом, харьковским Диогеном.
В 1794 г., в начале осени, Сковорода прибыл в село Пан-Ивановку на Харьковщине. Жившему там помещику Ковалевскому он отдал свои рукописи. Легенда гласит, что философ знал, в какой день и час умрет. Он сам выкопал себе могилу, а в день смерти, 9 ноября (29 октября по ст. ст.) 1794 г., вымылся, надел чистую одежду. Сочинения Григория Саввича при его жизни не публиковались. Впервые это произошло лишь в 1894 г. к 100-летнему юбилею со дня смерти. Помимо философского наследия («Алфавит мира», «Дружеский разговор о душевном мире» и др.) Сковорода оставил после себя литературные произведения, в частности, притчи, басни, стихотворения. Его философская религиозная мысль стала олицетворением подъема, наблюдавшегося в украинском обществе в конце XVIII в., во многом повлияла на дальнейшую русскую религиозную философию.
Григорий Саввич Сковорода - выдающаяся фигура в культурной и литературной жизни Украины XVIII в. Великий народный мыслитель, просветитель и писатель, он в своих произведениях развивал целый комплекс идей, актуальных для своего времени, выражал передовые взгляды украинского гражданства. Его многогранная философская и литературное творчество - это последнее звено в переходном периоде от древней украинской литературы к новой.
Г. Сковорода был всесторонне одаренным человеком - философом-мыслителем, писателем, педагогом, музыкантом, знатоком античности и средневековья, владел несколькими языками-латинским, древнегреческим, древнееврейским, польским, немецким, русским. Он постоянно учился, углублял свои знания, передавая их одновременно другим - ученикам, близким знакомым, случайным слушателям. Путешествуя Украиной и мирами, он интересовался жизнью, обычаями, искусством, верованиями других народов, вкрапливал в свои произведения впечатления от наблюдаемого и услышанного.
1. Особенности философии Г. Сковороды
На оригинальное философское учение Г. Сковороды повлияли три фактора: античная и средневековая европейская философия, отечественное просвещение и народная мудрость. Авторитетами для него были Пифагор, Сократ, Эпикур, Плутарх, Сенека, Платон, Аристотель, Эразм Роттердамский, немецкие мистики и пиетисты, Кирилл Транквилион Ставровецкий, Петр Могила, Симеон Полоцкий, Дмитрий Туптало, Феофан Прокопович, Михаил Козачинский, Георгий Конисский. Широко использовал он в своих произведениях мифы, легенды, сказки, предания, народные пословицы и поговорки, образные слова, выражения, сравнения.
Г. Сковорода создал собственную философскую систему, в которой, по мнению отдельных исследователей, ощутимые материалистические тенденции. Он признавал вечность материи.
Природа, рассуждал он, развивается по своим законам и не требует никаких первопричин для своего развития. Однако в своих взглядах он не был последовательным. В первом философском произведении "Вступительные двери к христианской добронравности" учил, что существуют два мира, или две "натуры": одна видимая, материальная, а вторая невидимая, духовная, то есть Бог: "Эта невидимая натура, или Бог, все живое проходит и удерживает, везде всегда есть, был и будет ". Признавая Бога, он, однако, отрицал его сверхъестественную сущность, растворял в природе, то есть развивал пантеистические идеи, отдавая первенство форме, идеи над материей. Божья мудрость является для него "сила и правило всех наших движений и дел".
Продолжением учения Г. Сковороды о двух натуры является его теория о трех мирах - один большой и два малых.
Признавая Библию за отдельный мир, мир символов, высоко поднимая авторитет и опираясь на библейское учение во всем своем творчестве, Г. Сковорода скептически высказывался о ее священности, подвергал сомнению ее "бабьи истории" и выдумки.
Свое понимание и толкование Библии и библейских образов Г. Сковорода изложил в трактате "Кольцо". Он признает двойственный характер этой книги книг, отмечает, что ее все читают, но не все понимают. По его мнению, "Библия самый и мудрый орган", "она есть аптека, приобретенная Божьей мудростью для лечения душевного мира, не излечима никакими земными лекарствами", "Библия человек домовитая, что приготовила семена в закромах своих".
Сковорода видел сложность и запутанность библейских текстов, однако восхищался их большой внутренней силой, образностью и поэтичностью, вниманием к человеку. "Библия ничего не говорит, что бы не касалось человека", - говорится в трактате "Асхань".
Отношение к Библии, ее понимание и использование в Г. Сковороды однозначно. Она была одним из источников его творчества, активно присутствует во всей его философской системе. Он не отрицал Библию, а утверждал ее как источник знаний, мудрости, векового опыта объяснения и познания мира.
Ведущее место в философской системе Г. Сковороды занимает разработанная им теория познания. Он считал, что мир можно познать, человек может познать обе "натуры" - внешнюю и внутреннюю.
Учение Г. Сковороды о самопознании не было оригинальным, повторяло концепции других философов. Его значение в том, что, модифицированное на украинской почве, оно искало хоть какой-то выход из того положения, в котором оказалось украинское общество в XVIII в. Распространена на общественно-политические, этические и педагогические взгляды автора теория самопознания Г. Сковороды имела определенное влияние на общественное развитие страны, отрицала существующие порядки и взгляды, выбивалась из имперского понимания человеческих ценностей.
В центре философии Г. Сковороды - вопрос о счастье человека и пути его достижения. Проработан оно в трактате «Разговор, названная Алфавит, или Букварь мира» и других произведениях. Счастье человека Г. Сковорода видел в работе. Он прославлял труд как источник изобилия, радости и удовольствия.
2. Отношение Г. Сковороды к богатству и роскоши
Г. Сковорода отрицательно относился к богатству и роскоши, считал, что богатство само по себе является злом и порождает зло.
В критике Сковородой высших слоев общества является немалая доля религиозного морализаторства, к критике «мира» он подходил с позиций раннего христианства, отстаивал всеобщее равенство, уважал бедных за их моральную чистоту, трудолюбие и сердечную радость.
В целом взгляды Г. Сковороды на богатство и бедность имеют конкретное содержание, спроектированные на реальную действительность. Для примера можно сослаться на высказывание «сейчас когда нищий - тогда и бедняк и дурак», в которое вложено всю глубину конкретной критики современной действительности.
Своим учением Г. Сковорода отрицал богатство, боролся с искушениями, которые оно несет человеку. Его идеалом было богатство духа, чистота сердца, душевный покой, цельная и не распущена мерзостями «мира» человек. Сковорода стал обличителем конкретных явлений тогдашней жизни, и целью его критики было НЕ спасении души, а достижение человеком счастья и душевного покоя на земле, воспитание честной и сильной человеческой личности, не ослеплен жаждой наживы, до блеска золота, к славе.
3. Национальный вопрос в творчестве Г. Сковороды
Г. Сковорода была не гражданином мира, как это трактуется в отдельных работах, а сыном порабощенной Украины, с которой делил и свою личную скорби страждущего, неустроенной странствующего учителя, мог в любое время стать крепостным, лишенным той скудной вольности, которую он имел и которую пристально оберегал. Понятие родины у него было несколько отличным от общепризнанного, ибо о государственности Украины в его время говорилось бы шепотом. М. Ковалинский обратил внимание на то, что Г. Сковорода называл матерью Малороссию, где он родился, есть исторические земли Украины, - Полтавщину, Киевскую и Черниговскую, но предпочтение отдавал Украине - Слобожанщине, называя ее тетей, и на этой земли прожил вторую половину своей жизни. Видеть в этом раздвоенность Сковороды в отношении Украины нет основания. Украинский этнос, его историческую традицию, культуру и язык он понимал и воспринимал как одно целое.
О нехватке национальной традиции в творчестве Г. Сковороды утверждать тоже нет