Тит Лукреций Кар (ок. 99—55 до н. э)
«О природе вещей» состоит из 6 книг
В книгах первой и второй излагается атомистическая теория мироздания и отвергается всякое вмешательство богов в мирские дела.
Книга третья посвящена проблемам души, её материальности и смертности, её связи с бренным телом. Помимо того, что из атомов состоят тела, из них же состоят и души. В отличие от атомов, образующих тело, атомы души более мелкие. Круглые, гладкие и подвижные.
Книга четвёртая повествует о теле человека и о его чувственных восприятиях как основе знаний.
В книге пятой рассматривается космогония и история развития человеческого рода. Здесь же сообщаются сведения о происхождении языка, приручении огня, об образовании семьи как о важнейших этапах пути человечества от варварства и дикости к цивилизации и культуре.
И шестая книга освещает проблемы происхождения религии.
Ø Цель поэмы – освободить людей от гнета религиозных суеверий, в которых он видит страшное зло для человечества.
Ø Отрицание религии не есть аморальность, тк сама реалигия аморальна:
«Тут одного я боюсь: чтобы как-нибудь ты не подумал,
Что приобщаешься мной к нечестивым ученьям, вступая
На преступлений стезю. Но, напротив, религия больше
И нечестивых сама и преступных деяний рождала».
Ø В религии отражается земная жизнь, только в искаженном свете.
«Всё, что согласно молве, в глубине Ахеронта сокрыто, всё, очевидно, у нас в самой жизни находится здешней» (Кн. 3). В представлении об Ахеронте отразились земные заботы, тревоги; в мифе о Сизифе – постоянное стремление к власти.
Ø Религия – это вымысел. Нелепые идеи, которые придумали пророки.
Ø Идеи пророков отравляют душу страхом перед загробным миром. Религия оказывает пагубное воздействие на психику людей
«Ты, ужасающим сам поддаваясь вещаньям пророков,
Будешь стремиться отпасть от меня ежечасно, пожалуй,
Сколько ведь, право, они способны придумать нелепых
Бредней, могущих смутить и нарушить все жизни устои
И безмятежность твою отравить окончательно страхом!»
Ø Существования множество миров. Боги неспособны влиять на человеческую жизнь. Лукреций не отрицает полностью существования богов, но отводит им пустые промежутки между мирами, где боги ведут блаженное существование. Они не могут ни помогать, ни вредить, ни угрожать, ни манить людей обещаниями своего покровительства, ибо природа возникла не в результате творения богов и управляется не ими, а необходимостью.
Причины возникновения религии
Ø страх перед грозными явлениями природы,
Ø результат невежества людей, незнания ими причин явлений, и
Ø приписывание многих явлений божественному промыслу.
И оттого только страх всех смертных объемлет, что много
Видят явлении они на земле и на небе нередко,
Коих причины никак усмотреть и понять не умеют,
И полагают, что всё это божьим веленьем творится.
Ø незнание сущности души.
Так как по смерти должны все вечной кары страшиться
Если природа души неизвестна
Ø также ее рождает страх смерти, которую люди видят в болезни и в сновидениях.
Ø Избавившись от невежества можно избавиться от религии
Значит, изгнать этот страх из души и потёмки рассеять
Должны не солнца лучи и не света сиянье дневного,
Но природа сама своим видом и внутренним строем.
…
Вот почему мы должны не только в небесных явленьях
Дать себе полный отчёт: в движениях солнца с луною
Как происходят они и какой совершается силой
Всё на земле, но и то со вниманием разумом чутким
Выяснить, в чем состоит души природа и духа;
Ø Ничего не творится из ничего
Если бы из ничего в самом деле являлися вещи,
Всяких пород существа безо всяких семян бы рождались;
Так, например, из морей возникали бы люди, из суши –
Рыб чешуйчатых род и пернатые, с неба срывался б
Крупный и мелкий скот и породы бы диких животных
Разных, неведомо как, появлялись в полях и пустынях.
Ø Ничего не исчезает окончательно
Надо добавить ещё: на тела основные природа
Всё разлагает опять и в ничто ничего не приводит.
Ибо, коль вещи во всех частях своих были бы смертны,
То и внезапно из глаз исчезали б они, погибая;
Не было б вовсе нужды и в какой-нибудь силе, могущей
Их по частям разорвать и все связи меж ними расторгнуть!
…
Словом, не гибнет ничто, как будто совсем погибая,
Так как природа всегда возрождает одно из другого
И ничему не даёт без смерти другого родиться.
Ø Дух, душа материальна.
Дух как часть тела: рука, нога. Душа повластна телу и разуму
Я утверждаю, что дух и душа состоят меж собою
В тесной связи и собой образуют единую сущность,
Но составляет главу и над целым господствует телом
Разум, который у нас зовется умом или духом.
Он в середине груди расположен и там пребывает.
Часть остальная души, что рассеяна всюду по телу,
Движется волей ума и его мановенью подвластна.
Эти же доводы нам говорят, что телесна природа
Духа с душой, раз она и членами движет, и тело
Будит внезапно от сна, и меняет лица выраженье,
И человеком она целиком руководит и правит.
Так что опять повторю, что и дух и душа по природе
Из исключительно мелких семян /тел состоят несомненно,
Ибо они, уходя, ничего не уносят из веса.
Ø Душа и тело связаны с рождения. Душа погибнет со смертью тела. Душа не живет после смерти. Душа не живет до рождения. Душа не живет вне тела
Ø Если со смертью тела умирает и дух, но нет загробных мучений, нечего бояться:
С нами не сможет ничто приключиться по нашей кончине,
И никаких ощущений у нас не пробудится больше,
Даже коль море с землёй и с морями смешается небо.
Ø Смерть и жизнь нужно принимать как неизбежность
Привязанность к жизни и страх смерти заключается в желании не упускать того, что жизнь могла бы дать, если бы не смерть
То, чего у нас нет, представляется нам вожделенным,
Но, достигая его, вожделенно мы ищем другого,
И неуёмной всегда томимся мы жаждою жизни.
Ø Призраки разных вещей витают в мире. Это суть тонкие тела недоступные ощущению
я здесь говорю, что с поверхности всяких предметов
Отображения их отделяются тонкого вида.
Из очевидных: дым от полен, например, или жар, от огня исходящий и более тонкие тела
Ø Они проникают в наше теле через поры, т.к. они намного тоньше остальных тел и внушают нам разные образы
Тонкую сущность души и приводят в движение чувство.
Так появляются нам и Кентавры и всякие Скиллы,
С Кербером схожие псы, и воочию призраки видны
Тех, кого смерть унесла и чьи кости землёю объяты:
Всякого вида везде и повсюду ведь призраки мчатся,
Частью сами собой возникая в пространстве воздушном,
Частью от разных вещей отделяясь и прочь отлетая
И получаясь из образов их, сочетавшихся вместе.
Ø Природа управляет всем при посредстве невидимых тел – атомов
Существуют тела, которых мы видеть не можем: ветра, запахи, холод, жара, звук
Но это всё обладает, однако, телесной природой, если способно оно приводить наши чувства в движенье: ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может.
Ø Существует пустота. Она обеспечивает возможность движения. Пустота существует и внутри тел, несмотря на их плотность
Но не заполнено всё веществом и не держится тесно
Сплочённым с разных сторон: в вещах пустота существует.
Вот почему несомненна наличность пустого пространства:
Без пустоты никуда вещам невозможно бы вовсе двигаться было
Ибо лежала б всегда материя стиснутой всюду.
Ø Материя бесконечна
Вся совокупность вещей получилась в теперешнем виде
И, приведенная раз в состояние нужных движений,
Много бесчисленных лет сохраняется так и при этом
Делает то, что всегда обновляется жадное море
Водами рек; и земля, согретая солнечным жаром,
Вновь производит плоды; и живые созданья, рождаясь,
Снова цветут; и огни, скользящие в небе, не гаснут.
Всё это было б никак невозможно, когда б не являлось
Из бесконечности вновь запасов материи вечно,
Чтобы опять и опять восполнялася всякая убыль.