Ф. Бэкон о причинах и роли религии в обществе

Основные сочинения:

«Великое восстановление наук», включающее трактаты «О достоинстве и приумножении наук» (1623)

«Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы» (1620);

«Опыты, или Наставления нравственные и политические» (1597, 1612);

«Новая Атлантида» (1627).

Ø Религия – главная связывающая система в обществе. Она должна быть одной/единой, но возникают расколы, атеизм, насмешники.

v Причины безбожия:

- расколы в религии,

- скандальное поведение священников,

- привычка насмешников богохульствовать о святых вещах,

- ученость в период мира.

Ø Состояние современной Бэкону религиозности:

§ религиозные распри,

§ множество сект,

§ непочтительное отношение к священным предметам.

Ø Религия носит всеобщий характер – «даже у древних народов есть понятие о Боге», хотя и не в полном объеме, поэтому сомнительно наличие подлинных атеистов.

Ø Религия как таинство и как наставница морали рождается из божественного Откровения.

v Но в распространении религии играет роль и объективное основание - религии, - это «смуты и несчастья».

Ø Особенность религии заключается в том, что воображение берет в ней верх над разумом; религия «прокладывает путь к уму человека через сравнения, образы, притчи, сны».

Ø Государство не должно отвечать за дела церкви.

Ø Самые величайшие безбожники – лицемеры, т.к. каждому понятно, что устройство вселенной не лишено разума.

v Бог никогда не творит чудес, чтобы убедить атеистов, т.к. в этом убеждают его обычные делания.

Ø Те, кто отрицают Бога уничтожают благородство человека.

Если человек не будет близок Богу, то станет близок животным. Безбожие лишает человеческую натуру средства возвыситься над своей бренностью.

Ø Суеверия возникают из-за обрядов и церемоний, фарисейской святости, обожания традиции, честолюбия и тщеславия, предписывания божеству человеческих целей, варварства.

Ø В основе мира – вечная, бесконечная, активная материя.

Ø Ставил задачей построить «истинный образ мира, таким, каков он есть» путем познания, опирающегося на опыт и метод индукции (в противовес схоластике с ее дедуктивным методом).

v Знание дает человеку власть над природой и способность практически изменить мир («scientia potentia est» - “знание – сила”.

v Используя теорию двойственной истины, стремился оградить науку от посягательств религии, и одновременно – защитить религию от вмешательства науки.

Ø Противоречивое отношение к религии и науке

v «Легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии». Придавал большое значение знанию науки и техники, но их успехи касаются лишь «вторичных» причин, за которыми идет всемогущий и непознаваемый бог.

v Признавая истинность религиозного и естественного познания, отдавал предпочтение последнему: «именно естественная философия должна почитаться великой матерью наук», питать все науки.

Ø По содержанию философия Б. – материалистическая, несмотря на демонстрацию пиетета по отношению к христианству.

Ø Учения о 4х типах идолов

Идол в философской традиции — это относительный и искаженный образ или принцип, которому ошибочно придается абсолютное значение. Это то, что часто встречается не только в философии, но и в религии. Чье-нибудь частное мнение или личный опыт возводятся в знак абсолюта. Такие идолы мешают нам познавать истину. Именно эти идолы (в христианстве они называются твердыни) ослепляют сердца людей. Невозможно получить свободу, не сокрушив эти идолы.

Ø Бэкон выделил четыре группы идолов:

v идолы рода

находят основание в самой природе человека, в ее несовершенстве, поврежденности. Ум — неровное зеркало, «которое отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».

Это по сути то, что говорил Павел: «Душевный человек не понимает того, что от Духа Божьего». Невозрожденный или плотской человек не способен познавать духовные вещи.

v идолы пещеры

суть заблуждения отдельного человека, прирожденные свойства каждого, особенности воспитания и окружающей среды — личная «пещера». Общая пораженность природы проявляется по разному.

Множество разных человеческих традиций и преданий заполонили церковь. Этим традициям придают ранг абсолюта. Несогласие с ними приравнивается к бунту против Бога, хотя корень этих преданий зачастую в капризе одного человека, который просто оказался за кафедрой. Традиция выползла из его личной пещеры.

Платон представил себе человека, который повернут в пещере к стене. Тени внешнего мира он воспринимает как реальность. Развивая этот образ, можно сказать, что каждый человек видит мир из своего собственного грота

v идолы рынка

возникают из-за неправильного использования слов, что порождает их беспорядочное употребление и ведеь «людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям». «Необходимо определить понятия»

v идолы театра

искажающее воздействие на человека ложных теорий и философских (в нашем случае религиозных) учение, которые мешают его движению к истине, «слепое преклонение перед авторитетами». Вместо того, чтобы общаться с Богом и самим читать Писание, многие склонные изучать богословие.

Подобно тому, как театральные пьесы, по Бэкону, пользуются у публики несравненно большей популярностью, чем действительные исторические события, в теории также обнаруживается стремление следовать не подлинной логике, а различным вымыслам.

Наши рекомендации