Ф. Бэкон о причинах и роли религии в обществе
Основные сочинения:
«Великое восстановление наук», включающее трактаты «О достоинстве и приумножении наук» (1623)
«Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы» (1620);
«Опыты, или Наставления нравственные и политические» (1597, 1612);
«Новая Атлантида» (1627).
Ø Религия – главная связывающая система в обществе. Она должна быть одной/единой, но возникают расколы, атеизм, насмешники.
v Причины безбожия:
- расколы в религии,
- скандальное поведение священников,
- привычка насмешников богохульствовать о святых вещах,
- ученость в период мира.
Ø Состояние современной Бэкону религиозности:
§ религиозные распри,
§ множество сект,
§ непочтительное отношение к священным предметам.
Ø Религия носит всеобщий характер – «даже у древних народов есть понятие о Боге», хотя и не в полном объеме, поэтому сомнительно наличие подлинных атеистов.
Ø Религия как таинство и как наставница морали рождается из божественного Откровения.
v Но в распространении религии играет роль и объективное основание - религии, - это «смуты и несчастья».
Ø Особенность религии заключается в том, что воображение берет в ней верх над разумом; религия «прокладывает путь к уму человека через сравнения, образы, притчи, сны».
Ø Государство не должно отвечать за дела церкви.
Ø Самые величайшие безбожники – лицемеры, т.к. каждому понятно, что устройство вселенной не лишено разума.
v Бог никогда не творит чудес, чтобы убедить атеистов, т.к. в этом убеждают его обычные делания.
Ø Те, кто отрицают Бога уничтожают благородство человека.
Если человек не будет близок Богу, то станет близок животным. Безбожие лишает человеческую натуру средства возвыситься над своей бренностью.
Ø Суеверия возникают из-за обрядов и церемоний, фарисейской святости, обожания традиции, честолюбия и тщеславия, предписывания божеству человеческих целей, варварства.
Ø В основе мира – вечная, бесконечная, активная материя.
Ø Ставил задачей построить «истинный образ мира, таким, каков он есть» путем познания, опирающегося на опыт и метод индукции (в противовес схоластике с ее дедуктивным методом).
v Знание дает человеку власть над природой и способность практически изменить мир («scientia potentia est» - “знание – сила”.
v Используя теорию двойственной истины, стремился оградить науку от посягательств религии, и одновременно – защитить религию от вмешательства науки.
Ø Противоречивое отношение к религии и науке
v «Легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии». Придавал большое значение знанию науки и техники, но их успехи касаются лишь «вторичных» причин, за которыми идет всемогущий и непознаваемый бог.
v Признавая истинность религиозного и естественного познания, отдавал предпочтение последнему: «именно естественная философия должна почитаться великой матерью наук», питать все науки.
Ø По содержанию философия Б. – материалистическая, несмотря на демонстрацию пиетета по отношению к христианству.
Ø Учения о 4х типах идолов
Идол в философской традиции — это относительный и искаженный образ или принцип, которому ошибочно придается абсолютное значение. Это то, что часто встречается не только в философии, но и в религии. Чье-нибудь частное мнение или личный опыт возводятся в знак абсолюта. Такие идолы мешают нам познавать истину. Именно эти идолы (в христианстве они называются твердыни) ослепляют сердца людей. Невозможно получить свободу, не сокрушив эти идолы.
Ø Бэкон выделил четыре группы идолов:
v идолы рода
находят основание в самой природе человека, в ее несовершенстве, поврежденности. Ум — неровное зеркало, «которое отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».
Это по сути то, что говорил Павел: «Душевный человек не понимает того, что от Духа Божьего». Невозрожденный или плотской человек не способен познавать духовные вещи.
v идолы пещеры
суть заблуждения отдельного человека, прирожденные свойства каждого, особенности воспитания и окружающей среды — личная «пещера». Общая пораженность природы проявляется по разному.
Множество разных человеческих традиций и преданий заполонили церковь. Этим традициям придают ранг абсолюта. Несогласие с ними приравнивается к бунту против Бога, хотя корень этих преданий зачастую в капризе одного человека, который просто оказался за кафедрой. Традиция выползла из его личной пещеры.
Платон представил себе человека, который повернут в пещере к стене. Тени внешнего мира он воспринимает как реальность. Развивая этот образ, можно сказать, что каждый человек видит мир из своего собственного грота
v идолы рынка
возникают из-за неправильного использования слов, что порождает их беспорядочное употребление и ведеь «людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям». «Необходимо определить понятия»
v идолы театра
искажающее воздействие на человека ложных теорий и философских (в нашем случае религиозных) учение, которые мешают его движению к истине, «слепое преклонение перед авторитетами». Вместо того, чтобы общаться с Богом и самим читать Писание, многие склонные изучать богословие.
Подобно тому, как театральные пьесы, по Бэкону, пользуются у публики несравненно большей популярностью, чем действительные исторические события, в теории также обнаруживается стремление следовать не подлинной логике, а различным вымыслам.