Милетская школа фил-ии – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

Уч + Дуров + Рассел + энциклопедии

Именно у др.греков фил-ия àв самостоятельное культурное образование, существующее наряду с иск-ом, религией и т.п., а не как их составляющая.

1 из древнейших фил. школ – Милетская (VII-Vвв до н.э.). Мыслители из г. Милета (Др.Гр.) – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

ИЗ ЧЕГО ВСЁ? ЧТО ЕСТЬ ВСЁ? – гл. вопросы

Основу мира они видят в определенном материальном принципе. В основе всего – субстанция.

Считали, что все можно объяснить, но для этого надо найти единый для всего источник. Поиск «первопричинного» сущего (бытие).

Фалес Милетский(VII-VI вв. до н.э.).

Фалес - вода, нет воды–нет жизни. Начало всего – во влаге. Вода–субстанция, из которой все проистекает,и все в нее возвращается. Этот круговорот подчиняется Логосу(закону). Богам в системе Фалеса не было места. Фалес предложил использовать понятие воды в философском смысле(абстрактном). Даже Земля, по его мнению, плавает на воде, подобно куску дерева.

Гегель: «Фалесово положение, что вода есть абсолют, или, как говорили древние, первоначало, представляет собою начало философии, так как в нем достигается сознание, что единое есть сущность, истинное, что лишь оно есть само по себе сущее. Здесь наступает отделение от содержания нашего чувственного восприятия; человек отходит от этого непосредственно сущего. Мы должны стараться забыть о том, что мы привыкли к богатому, конкретному миру мысли...»

В то же время вещественное первоначало «воды» и вся происшедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевлённости. Во Вселенной всё полно богов, всё одушевлено, всё имеет душу.

Фалес- уникальная личность,купец, много путешествовал (знаком с математикой, и принципами астрономических наблюдений, построил первый каменный водопровод, построил первую обсерваторию; солнечные часы для публичного пользования), политический деятель. Предсказал солнечное затмение в Греции 585 г до н.э. + теорема Фалеса(равенство углов при основании в рав-нобедренном треугольнике).

Анаксимандр. Преемник Фалеса (около 610–540 до н.э.)

Анаксимандр – некоторое беспредельное, вечное начало, «апейрон»- беспредельное.

Признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду», и вообще не какое-либо отдельное вещество, а первичную субстанцию, первовещество, из которого обособляются противоположности тёплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в этом смысле неопределённое), не имеет границ и потому есть «беспредельное»

Анаксимандр основывал доказательство своего положения; согласно которому первосубстанция не может быть ни водой, ни каким-либо другим известным элементом, на следующем доводе: если бы один из элементов был основным, то он поглотил бы все остальные элементы. Аристотель нам сообщает, что Анаксимандр рассматривал эти известные ему элементы как стихии, находящиеся друг к другу в отношении противоположности. "Воздух холоден, вода влажна, огонь горяч". А потому, "если бы один из них (из этих элементов) был бесконечным, то остальные давно уже погибли бы". Следовательно, первичная субстанция должна быть нейтральной в этой космической борьбе.

Анаксимен(ок. 585–525 до н.э.;2 пол. VIв. до н.э.), после Анаксимандра

Анаксимен- воздух

Приняв в качестве первовещества «воздух», Анаксимен ввёл новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни, огонь. «Воздух» для Анаксимена — дыхание, обнимающее весь мир, подобно тому как наша душа, будучи дыханием, держит нас.

"Подобно тому, - говорит он, - как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир".

Фил-ия Гераклита

Учение Гераклита — не только один из образцов раннего древнегреческого материализма, но также и замечательный образец ранней древнегреческой диалектики. Гераклит родился приблизительно в середине 40-х годов 6 в. до н. э. (ок. 544 или 540 г.), умер в 480 г. до н. э.

иалектика – познание путем дедуктивного метода, логико-понятийный метод.

Одинокий фил-ф, не было последователей

Считает,что миром правит Логос.

Все в мире состоит из противоположностей, противоборствующего, все происходит через борьбу. àвсе изменяется, течет (нельзя дважды войти в одну и ту же реку). Все едино, единство в изменении.

Мир для Гераклита есть огонь,а огонь есть образ вечного движения и изменения.

Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он и называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом: не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все едино.

Основное положение философии Гераклита передает Платон в своем диалоге «Кратил». Платон сообщает: «Где-то говорит Гераклит, что все движется и ничто не покоится и, уподобляя сущее течению реки, он говорит, что невозможно дважды войти в ту же самую реку».

Постоянное движение, изменение, переход каждого явления в противоположное имеют в качестве необходимого следствия относительность всех свойств вещей. Ни одно качество вечно изменяющейся природы не есть свойство безотносительное, абсолютное. Мир един, в мире все связано между собой, всякое явление и свойство переходит в собственную противоположность, и потому всякое качество должно характеризоваться не как изолированное и в своей изолированности абсолютное, а как качество относительное.

Фил - ия пифагорейцев

Наши рекомендации