Наука и паранаука. рационализм и иррационализм
Наука – деятельность, направленная на производство нового знания. Вненаучное знание – знание, не являющееся результатом научного исследования и произведенное в других областях культуры (искусство, философия, мораль, право, обыденное познание и т.д.). Наука взаимодействует с вненаучным знанием, проблема: на этой почве под видом новых научных направлений возникает псевдонаучное знание, а зачастую просто шарлатанство. У ученого всегда есть интуитивное ощущение, что научно, а что нет, это определяется принятыми им идеалами и нормами исследования. Идеалы научности: 1) знание отличается от мнения; 2) знание должно быть обосновано и доказано, непротиворечиво; 3) в развитии знания есть преемственность.
Само по себе вненаучное знание, выражающее различные формы человеческого опыта, не является опасностью для науки. Наука может с ним взаимодействовать и анализировать его своими средствами. Мешает псевдонаука это: а) эзотерические и мистические учения и практики, пытаются связаться с наукой, используя понятие о биополе; б) необоснованные претензии на новое научное открытие, в том числе поддерживаемые государством, претендующие на изменение научной картины мира .
Последнее обусловлено, с одной стороны, социальным фактором (люди сейчас больше верят в тайны, статус науки упал, верят в технологии, а не в науку), с другой – внутринаучным (узкая специализация, разные области знания плохо соотносятся между собой, возникает непонимание).
Рационализм и иррационализм.
Гегель впервые дает истолкование категорий рационального и иррационального как проявления диалектики рассудка и разума. Иррациональное лишается своей отрицательной оценки, понимается как интуитивные, схватываемые фантазией, чувством, как неосознаваемые грани самого разума, как новое, еще не отрефлексированное в науке. Т.о., водится новый параметр в научное знание, фиксирующий присутствие самого субъекта в знании и познавательной деятельности.
Иррациональное очень часто имеет форму неявных, скрытых компонентов знания – это либо личностное неявное знание, либо различные формы бессознательного, оказывающего влияние на деятельность ученого. Неявное знание - до поры до времени неосознанная и невысказанная форма сознания и самосознания субъекта, важная предпосылка и условие общения, познания и понимания; это: 1) философские, общенаучные, эстетические, этические и др. предпосылки; 2) традиции, обычаи повседневности и здравого смысла; 3) предмнения, предзнания, предрассудки (изучает герменевтика).
Рационализм (от лат. rationalis — разумный) — направления в эпистемологии, считающие разум решающим или даже единственным источником истинного знания. С т.зр. Р. критерием истины является не чувственное восприятие и опирающаяся на эмпирические данные индукция, а интеллект и проводимая им дедукция. Противоположностью Р. является эмпиризм, понимаемый как убеждение, что чувственный опыт есть единственный источник знания. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц
Иррационализм (от лат. irrationalis — неразумный) — филос. концепция, отрицающая возможность разумного познания действительности или существенным образом ограничивающая такую возможность. Отрицая или принижая рациональное познание, И. выдвигает на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека: инстинкт, интуицию, чувство, волю, мистическое «озарение», воображение, любовь, бессознательное и т.п. Обычно И. утверждает алогичный и иррациональный характер самой действительности, исключающий ее познание с помощью разума или делающий такое познание второстепенным.
Наука и религия
В современной философии науки и в религиоведениии существует точка зрения, согласно которой на ранних этапах истории — в силу синкретического сознания древнего человека — накопление рационального объективного опыта могло осуществляться только в рамках религиозных воззрений. В течение долгого времени в различных культурах сохранялась ситуация подчинения позитивного знания религиозной идеологии. Тенденция к неприятию науки проявилась с укреплением институциональной власти Церкви, поскольку рациональное знание ослабляло веру, вызывало сомнения. Занятия наукой в средневековой Европе расценивались как ересь и грех гордыни. Эта оппозиция была осознана эпохой Возрождения, когда религиозные постулаты обосновывались доводами логики. Религия дезориентирует людей в познании, наделяя природные объекты вымышленными свойствами и качествами, а значит, закрепляет зависимость человека от стихийных природных сил. Наука же, дающая знание законов и связей явлений, призвана закрепить власть человека над природой. Философия просветителей открывала возможность рассматривать религию в гносеологическом аспекте. Она предстает как искаженная, иллюзорная система знаний о мире.
С одной стороны, существует тенденция рассматривать Р. и н. как сменяющие друг друга в процессе эволюции способы восприятия и объяснения мира. Эта традиция восходит к Г. В. Ф. Гегелю и О. Конту, для которых история человеческого познания разворачивается по линии от первоначального этапа религиозного мировоззрения к стадии позитивного научного знания, оперирующего понятиями. В вопросе взаимоотношения Р. и н. современные исследователи говорят о принципе дополнительности. Утверждается отсутствие непреодолимых границ между наукой, религией и философией: предположения, гипотезы, новые идеи свободно попадают из одной области знания в другую..
Следует отметить обратное влияние религиозных воззрений на науку, что сказывается не только в принятии веры учеными (наука не может доказать отсутствие Бога так же, как не может доказать его существование), но и в попытках объединить научные теоретические данные с религиозными концепциями.