Шлейермахер о сущности религии
Шлейермахер (1768-1834) – немецкий протестантский теолог, философ и проповедник. Влияние Ф Спинозы, Канта. В оппозиции Гегелевской логизации религии. Критикует гегелевский всеобъемлющий идеализм.
Его воззрения нашли отражения в: «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи», «Диалектика», «Христианская вера согласно основоположениям евангелической церкви».
Особенно значима для философии религии работа «Речи о религии…».
Приемы и стили аргументации:
- Риторический характер,
- Анализ мнений противников религии в резкой противоположности к вере и благочестию
- Критика мыслителей презирающих религии таким способом, чтобы довести до их сознания, что в их душе живет религиозно чувство.
- Док-во того, что их теоретические представления о религии неадекватны их собственному сознанию
- Постоянное повторение формулировок.
- С этим связано отсутствие строгих определений, замена их описанием.
Эти особенности создавали впечатление о несогласованности его формулировок.
Ш. в разных трудах характеризует сущность религии и обращает внимание на разные аспекты этой сущности.
Ø Его интерпретация понятий выходило за рамки теологической интерпретации. Поэтому не случайно, что в его адрес высказывались в пантеизме и атеизме. Но если внимательно читать его работы, можно выделить наиболее акцентированное понимание Ш. религии.
Ø Его позиция – реакция на рационализм просвещения, который с одной стороны приводил к свободомыслию, а с другой превращался в принцип, с помощью которого религия представлялась как религия разума.
Ø Стремится понять религию из чувства. Сущность религии состоит в соединении непосредственного созерцания Вселенной, универсума с чувствованием. А само чувство сближал с чувством прекрасного.
«Чувство выражает бытие и жизнь человека, а также бытие и жизнь Вселенной, в нем дано действие Бога через посредство действия мира».
v В начале, Ш. даже не обращается к рассмотрению понятий рацио, но во втором издании Речей он, имея в виду сущность религии, говорит о роли мышления и воли в религии. И находит сущность религии в чувстве или непосредственном самосознании, а чувствование истолковывает как тождество мышления и воли.
Ø Религия нуждается в мышлении, философии. С их помощью отчетливо проясняется характер религиозного чувства.
Ø В сочинении «Христ вера…» в качестве религиозного феномена рассматривается благочестие, или религиозность. Благочестие отлично от других чувств и его сущность в том, что мы чувствуем себя безусловно зависимыми или, что одно и то же, осознаем себя в связи с Богом. Как конечное существо человек безусловно зависит и при этом он сознает такую зависимость, а это и есть его благочестие.
Ø Различает истинную веру и веру в обычном смысле слова, основанную на подражании.
v Истинная – в святилище религии, царстве религии,
v В обычном смысле слове присуща неспособным к религиозности.
Ø Религия есть совокупность всех высших чувств. Более того – «Нет чувства, которое не было бы религиозным. Все здоровые чувства религиозны или по крайней мере должны быть таковыми, чтобы не быть болезненными».
v Самобытность религиозного чуства выражается в 2 моментах:
§ религия есть чувство и вкус к бесконечному
§ сущность религиозных возбуждений состоит в чувстве абсолютной зависимости от целого универсума, от бесконечного.
v Существенным для благочестия и религиозности является взаимное обращение, превращение этих чувств.
Ø В христианстве принижающее чувство превращается в раскаяние, поглощается в сознании божественного прощения. Смирение преодолевается
Ø Хотя понятия и принципы сами по себе чужды религии, но они к ней примыкают. Чувства нуждаются в понятиях и принципах чтобы быть выраженными и сообщатся другим, но она не принадлежат самим чувствам.
v Для религии важно и размышление, но в отличие от научного знания, религиозное размышление это такое духовное возбуждение, которое дает возможность иметь и знать в непосредственном чувстве саму жизнь. Это размышление в чувстве.
Ø Богословие необходимо отличать от религии. Хотя и не отвергает похвального и плодотворного стремления возможно более точную связь изложения христианской веры.
Ø Религия никогда не проявляется чистом виде и задача исследователя извлечь ее сущность, а не принять внешнюю форму за внутреннее содержание.
Ø 4 сферы духа:
1. Нравственность,
2. искусство,
3. теоретическое знание,
4. практическая деятельность.
Нравственность не исчерпывает той области в которой выражается гармония личности с общим порядком мира. Благочестие и религиозность включают благодетель, но оно не тождественно нравственности.
Религия не чужда и искусству. Издавна величайшее в искусстве носит религиозный отпечаток. Однако неприемлемо смешение религии и искусства. Они стоят рядом.
Ø Знание распадается на две типа наук:
1. Физика, естествознание, метафизика – описывают природу вещей
2. Этика – учение об обязанностях или практическая философия.
v Религия имеет нечто общее с ними. Идеи религии по необходимости должны быть близки к наукам, но религию нельзя считать высшим знанием, и вообще знанием. Она есть нечто самобытное, что может развиваться в сердце людей.
Ø Религия может быть мыслимой, но так чтобы ее сущность не утрачивалась, поскольку религия есть чувство, исследование ее должно быть направлено на чувство. Исследователь должен созерцать свое чувство, описать его, формулировать на этой основе принципы и понятия. Но это будут знания о религии, а не сама религия.
Ø Многие, признающие понятия Бога, но верящие в него отнюдь не религиозны. Религиозны те, чье благочестие основывается на религиозном чувстве, а не на том или ином понятии о Боге.
v «Я именно и излагал непосредственное и первичное понятие Бога в нас в силу нашего чувства». Человек имеет Бога в чувстве, через впечатления, возбуждаемые в нас миром.
v Понятие бессмертия тоже не говорит о подлинном благочестии. Представления большинства о бессмертия не является религиозным.
Ø Смерть предоставляет единственный случай чтобы выйти за пределы своей личности. В религии личность расширилась и постепенно слилась с бесконечным. Чтобы вы как можно теснее объединились со Вселенной. Каждый человек носит в себе неизменное и вечное бытие.
«Кто отрекся от самого себя, слился со Всей Вселенной лишь тот имеет право на бессмертие, и лишь с тем можно далее говорить о надеждах, подаваемых смертью и о бесконечности, к которой мы через смерть возносимся».
Основы религии.
Ø Критикует воззрение будто страх впервые возбудил в человеке чувство бесконечности. Страх не может подготовить и подвести к ней. Человеческое благочестие начинается лишь там, где человек уже избавился от страха. Во всякой религии с самого начала действует любовь.
Имеются разные области восприятия. Одна – все внешнее, неопределенное и незавершенное, другая – внутреннее Я. Чтобы найти религию, человек должен сперва найти человечество и он находит его в любви и через любовь.
Церковь необходима как вспомогательное учреждение, особенно для тех людей, которым до известной степени доступна религия, но она еще не проявилась и не дошла до сознания.
Занятие 17.