Немецкая классическая философия
Немецкая классическая философия – завершающий этап в развитии европейской классической философии. Классический этап (V в до н.э – XIX в.н.э.) при всем многообразии исторических форм и теоретических моделей философствования имеет одну общую фундаментальную черту. Это – полагание разума в качестве приоритетной характеристики человека. Традиции рационализма продолжают и представители немецкой классики: Кант, Гегель, Фейербах.
Кант осуществил переворот в постановке и решении философских проблем. Он делает предметомфилософии специфику познающего субъекта, переосмысливает само понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта.
В самом субъекте Кант различает два уровня: 1) эмпирический (опытный) – это индивидуально-психологические особенности человека; 2) трансцендентальный(находящийся по ту сторону опыта) – надиндивидуальное начало в человеке, т.е. всеобщие определения человека как такового, человека как представителя человечества.
Одна из основных проблем его «Критики чистого разума» – как возможно достоверное научное знание. Достоверное знание – это значит объективное знание. Объективность знанияобусловливается, по Канту, структурой познающего субъекта.
Познающему субъекту по природе присущи некоторые доопытные (или априорные) формы подхода к действительности, из самой действительности не выводимые: формы чувственности (пространство и время) и формы рассудка (понятия и категории). Пространство и время, по Канту, – это не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а напротив, субъективные формы чувственности человека, изначально присущие человеку как представителю человечества.
Пространство и время создают предпосылки для достоверного математического знания. Реализация же этих предпосылок в действительности осуществляется на основе деятельности второй познавательной способности – рассудка.Рассудок – это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Он выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала, организованного с помощью доопытных форм чувственности, под единство понятий и категорий. Не предметы являются источником знаний о них в виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка – понятия и категории – конструируют предметы. Поэтому предметы и согласуются с нашими знаниями о них (а не наше знание с предметами – в этом, по Канту, и состоит смысл совершенного им коперниканского переворота в теории познания). Таким образом, мы можем познать, считает Кант, только то, что создали сами. Понятия и категории носят всеобщий и необходимый характер, не зависящий от индивидуального сознания. Поэтому знание, основанное на них, приобретает всеобщий характер.
Теорию познания Канта можно представить следующим образом:
Существуют вещи сами по себе. Они воздействуют на органы чувств человека, возникает хаос ощущений. Этот хаос ощущений упорядочивается априорными формами чувственности – пространством и временем и возникает мир явлений, т.е. мир, каким он существует в сознании субъекта, формируются восприятия, которые носят субъективный индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления – понятий и категорий – придаёт этим восприятиям всеобщий и необходимый характер.
Кант считал, что у человека нет средства сопоставить «вещи сами по себе» и явления. Отсюда – вывод об ограниченности познавательных возможностей форм чувственности и форм рассудка. Им доступен только мир опыта. Всё, что находится за пределами опыта – умопостигаемый мир – может быть доступен только разуму. Разум – это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Он оперирует идеями. Идеи для Канта – это представление о цели, к которой стремится наше познание, о задачах, которые оно ставит перед собой. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства – понятия и категории – действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзию и запутывается в противоречиях. По мнению Канта, все человеческое знание ограничено лишь феноменами.
В сфере практической этики Кант основным требованием человеческого поведения провозгласил свой знаменитый категорический императив – «Относись к другому только так, как ты хотел бы, чтобы он относился к тебе».
Гегель также сосредоточивает свое внимание на исследовании разума, рассматривая его как субстанцию, первопричину мира. Поэтому философия Гегеля – вершина объективного идеализма.Учение о тождестве субъекта и объекта лежит в основе его философской системы.
В философии Гегеля можно выделить две основные идеи:
– диалектическая идея саморазвития разума как мировой субстанции. Мировой разум, будучи единственной субстанцией, способен к саморазвитию, в котором проходит три основные стадии: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. Субъективный дух – это индивидуальное сознание человека, подразделяемое, в свою очередь, на сознание, самосознание, разум. Объективный дух – это «отчуждение» мирового разума в конкретных формах реальной истории и государства. Абсолютный дух реализует себя в формах искусства, религии и философии. Таким образом, все существующее имеет единое духовное основание, которым и является Мировой разум.
Развивая учение о саморазвитии Мирового Разума, Гегель большое внимание уделяет диалектике. В частности, формулировка и обоснование трех основных законов диалектики (закон взаимоперехода качественных и количественных изменений, закон противоречия и закон отрицания отрицания) – также заслуга Гегеля.
– идея совпадения субъекта и объекта познания. Благодаря Гегелю был впервые преодолен разрыв между познающим субъектом и познаваемым объектом. У Гегеля они тождественны именно благодаря наличию общего основания – разума, представленного как в индивидуальном мышлении человека, так и «отчужденного» в любом предмете окружающего мира. Идея о взаимосвязи субъекта и объекта познания существует и в диалектическом материализме, но формой их связи считается практика.
Фейербахпри обосновании материалистического мировоззрения отказывается от использования понятия «материя» (в силу отождествления материализма и «вульгарного материализма в то время). Вместо понятия «материя» он использует понятие «природа». Природа существует вечно, не зависит ни от Бога, ни от какой-либо философии. В центре внимания философии Фейербаха – человек как высшее существо природы. Фейербах отвергает подход к человеку как к духовному существу. Он стремится по-новому осмыслить понятие субъекта – это реальный человек в единстве его телесных и духовных качеств. Важнейшей характеристикой субъекта является чувственность – это синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств «природы человека», его телесности, разума, воли. Фейербах пытается преодолеть натурализм, вводя в понятие субъекта не просто «Я», но и другого человека. Именно в сфере межчеловеческого общения и осуществляетсяреализация человеком своей родовой сущности. Итак, субъект– это целостный человек, человек в единстве телесных, духовных и родовых характеристик. В решении проблем познанияФейербах стоит на позициях сенсуализма: исходный пункт познания – ощущения, источник ощущений – природа, на базе ощущений возникает мышление. Мышление надо отличать от чувственных данных, мыслить – значит связно читать показания органов чувств. Критерий истины тех или иных научных суждений – согласие с ними мнения большинства людей.
ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА
Разрешением идей, сформулированных в немецкой классической философии, после Фейербаха занимались К.Маркс и Ф.Энгельс.
Социально-экономические предпосылки формирования диалектико-материалистических воззрений выражались в ускоренном развитии капиталистических отношений, когда все в большей степени стали обнажаться противоречия между трудом и капиталом, формировался новый субъект исторического процесса – пролетариат. В 30-40 годы 19 века он открыто заявил о своих экономических, социальных, политических правах. Классовая борьба пролетариата с буржуазией приняла острый характер.
К середине 19 в. появилась реальная возможность теоретического обоснования принципов материалистической диалектики, получили развитие такие науки, как физиология, эмбриология, геология.
Философия марксизма подразделяется на две части: диалектический и исторический материализм. В своей философии Маркс и Энгельс попытались преодолеть ограниченность, односторонность положений философии как Гегеля, так и Фейербаха. В отличие от материалистов предшествующего периода, объяснявших мир на основе законов механики, Маркс и Энгельс в объяснении действительности исходили из всего многообразия законов. Они утверждали, что мир, материя находится в постоянном движении и развитии, обусловленном борьбой противоположностей, свойственных всем вещам и явлениям природного и социального мира.
С самого начала творчества К.Маркса начала проявляться социальная ориентация его философии. Маркс расширил сферу действия материализма. Он распространил материалистический подход на общество.
Одним из важнейших его открытий называют материалистическое понимание истории.Оно заключается в следующем: исходя из материального производства непосредственных средств для жизни, сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе политическое, правовое устройство общества, мораль, искусство и т.д. Установление зависимости сознания людей от их общественного бытия и его главного вида – материального производства – позволило Марксу переосмыслить роль духовной деятельности человека. По мнению Маркса, идеи и теории не могут служить причинами общественных изменений реальности.Они лишь отражают объективную реальность и могут быть использованы лишь тогда, когда в самой этой реальности появятся благоприятные возможности. Сознание есть ни что иное, как отражение реальности и осознание людьми своего общественного бытия. Соответственно, сущность человека, по Марксу, есть «ансамбль» всех общественных отношений.
Выявив определяющую роль материального производства в жизни людей, Маркс и Энгельс пришли к выводу о решающей роли производителей материальных благ – народных масс – в общественном развитии и к пониманию классовой борьбы как движущей силы развития антагонистических обществ.
На основе материалистического понимания истории Маркс и Энгельс сформировали учение об идеологии. Характерными для идеологии являются представления о независимой форме существования сознания. Поэтому Маркс и Энгельс называли идеологию ложным сознанием.
К.Маркс и Ф.Энгельс подчёркивали социально-классовую сущность идеологии. Источник идеологии – в социальной действительности. Идеология – это результат расслоения общества, и возникает она только с возникновением классов, каждый из которых имеет свои интересы и цели. При этом идеология стремится выдать интересы своего класса за интересы общества в целом.
Концепция общественно-исторической, предметно-практической деятельности человека и материалистическое понимание истории позволили Марксу и Энгельсу коренным образом преобразовать материализм. Главным основополагающим принципом их философской системы является принцип практики: практика первична по отношению ко всему духовному миру, из неё можно объяснить все самые сложные социальные процессы и явления.
Понятие практики противостоит широко используемому понятию «опыт», в котором, по мнению основоположников диалектического материализма, заложена пассивная позиция человека: мир воздействует на человека – человек отражает этот мир. В практике, прежде всего, выделяется активный, деятельный, преобразовательный характер.
Практика – это совокупная деятельность человечества по преобразованию природы, формированию социальных отношений, взаимосвязи и взаимодействию всех людей. Она всегда носит общественный характер, она исторична и заключается в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя.
В теории познания практика получает более конкретное и узкое толкование: практика – это материально-чувственная деятельность по преобразованию предметов природы и общественных отношений; практика – основная движущая сила познания (главный стимул для познания – потребности людей, они оказывают влияние на выбор предмета исследования и т.д.); сфера приложения знания; первоначальная форма получения знаний; критерий истины.