Бытие-сущность-понятие

В учении о бытии, начав с анализа того, что есть существование, Гегель рассматривает логику изменения, или логику возникновения и исчезновения. Учение о бытии получило свое развитие в учении о сущности. Здесь Гегель рассматривает аспект неизменности вещей и их взаимосвязанность. Учение о сущности переходит в учение о понятии, которое объединяет учение о бытии и учение о сущности. В учении о понятии Гегель рассматривает саморазвитие вещей, то есть тот факт, что при переходе в инобытие вещи не перестают быть самими собой. Движущей силой этого развития являются понятие и жизнь.

На каком же основании можно утверждать, что мышление Бога шло по пути бытие-сущность-понятие? Гегель утверждает, что понимание этого достигается с помощью наблюдения за процессом познания человеком вещей извне вовнутрь. На примере с цветком он показывает, что сначала мы чувственно воспринимаем его существование, затем познаем его сущность, после чего формируется понятие цветка, в котором объединяются существование и сущность последнего.

Логика-природа-дух

Как говорилось выше, природа, согласно Гегелю, есть идея в форме инобытия, или самоотчужденная идея. Следовательно, если логика возникла в качестве тезиса, то философия природы становится антитезисом. Затем природа вновь обретает сознание и свободу через человека и становится духом. Таким образом, философия духа представляет собой синтез.

Естественный мир также развивается в соответствии с диалектикой тезиса- антитезиса-синтеза, т.е. проходит три стадии развития — механики, физики и органики. Это, однако, не развитие самой природы, а внешнее проявление идеи. Согласно Гегелю, сначала возникает понятие силы, потом — понятие физического явления и затем — понятие живых существ.

Появляется человек, и дух получает саморазвитие через человечество. Развитие духа проходит три стадии — субъективного духа, объективного духа и Абсолютного Духа. Субъективный дух относится к духу индивида; объективный дух относится к духу группы (рода, нации и т.д.) или объективированному духу, выходящему за пределы человека.

Объективный дух проходит в своем развитии три стадии — право, мораль и нравственность. Право относится не к чему-то систематизированному наподобие конституции государства, а к простейшим формам человеческих взаимоотношений, например в группе людей. Затем человек приходит к уважению прав других и к нравственной жизни. Однако здесь все еще сохраняется много субъективных (индивидуальных) аспектов. Как видим, нравственность возникает как совокупность общепринятых норм. Первой стадией нравственности является семья. Членов семьи объединяет любовь, и в семье имеет место свобода. Однако на стадии гражданского общества интересы личностей вступают в противоречие, и свобода ограничивается. Далее возникает государство, объединяющее в себе семью и гражданское общество. По мнению Гегеля, идея проявляет себя полностью через государство. Государство, в котором идея осуществляется, делается рационалистическим государством. В этом государстве человеческая свобода реализуется в полной мере.

И, наконец, возникает Абсолютный Дух. Абсолютный Дух проявляет себя через три стадии — искусство, религию и философию. При достижении стадии философии идея вновь обретает себя. Таким образом диалектическое движение идеи возвращается к своему началу. Возникает природа, появляется человек, образуется государство; возникают искусство, религия и философия и, наконец, идея возвращается в состояние Абсолютной Идеи (Бога). Так завершается процесс развития (Рис. 10-6) 6.

10.1.3. Диалектическая логика (марксистская логика)

Согласно Гегелю, Идея проявляется в качестве Природы, то есть в материальном виде; иначе говоря, Идея есть объективная реальность. Однако, по мнению Маркса, объективной реальностью является лишь материя, а идея (понятие) — это всего лишь отражение материального мира в человеческом сознании. При этом Маркс полностью принял гегелевскую диалектику тезиса-антитезиса-синтеза и утверждал, что она фактически является формой развития материи. Поэтому, в противоположность “идеалистической диалектике” Гегеля, диалектика Маркса именуется “материалистической диалектикой”.

Логика, основанная на материалистической диалектике, называется диалектической логикой. Отличительной характеристикой материалистической диалектики является ее противостояние формальной логике, особенно в отношении к законам тождества и противоречия 7. Это объясняется тем, что развитие явлений, согласно диалектической логике, исходит из условия, что А есть А и одновременно А не есть А, а также тем, что законы мышления выступают как отражение законов развития материи. Формы и законы мышления, которые отстаивает формальная логика, марксизм должен был отнести к надстройке и приписать им классовый характер, поэтому их пришлось оттеснить на задний план и попытаться создать новую диалектическую логику в противовес формальной 8. Однако отказ от формальной логики чреват опасностью, так как связное и правильное мышление невозможно без логики.

Именно поэтому в 1950 году Сталин опубликовал работу “Марксизм и вопросы языкознания”, в которой утверждается, что язык не относится к надстройке и не имеет классового характера. На основе этого тезиса в 1950 — 1951 годах в Советском Союзе прошел ряд дискуссий, посвященных формальной логике. В результате этих обсуждений был сделан вывод о том, что формы и законы формальной логики не относятся к надстройке и не имеют классового характера. Однако был также сделан вывод и о том, что “формальная логика занимается изучением первичных законов и форм мышления, в то время как диалектическая логика есть высшая логика, рассматривающая законы развития объективной реальности и мышления, которое является отражением объективной реальности” 9.

Но логика, которую пытались основать на материалистической диалектике, и доныне не располагает ничем, кроме общих утверждений 10.

Символическая логика

Символическая логика стала новой ступенью в развитии формальной логики и представляет собой попытку поиска правильного метода оценки суждения при помощи математических символов. Между символической логикой и формальной логикой имеются существенные различия. Если предметом изучения формальной логики являются импликации между терминами суждения, то есть отношения импликации между субъектом и предикатом суждения, то в центре внимания символической логики находятся связи между терминами или суждениями, и предметом ее изучения являются законы мышления, выражаемые математическими символами.

Пять основных форм взаимосвязи между суждениями выражаются следующим образом (символами р и q обозначаются два суждения):

1)отрицание “не-р” ~р (или р;)

2)дизъюнкция “р или q” р v q;

3)конъюнкция “р и q” р . q;

4)импликация “если р, то q” р ѕ q;

5)эквивалентность “р равно q” р Ї q;

Путем комбинирования этих пяти форм можно точно выразить любое сложное дедуктивное суждение. Например, основные законы формальной логики, а именно: закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего — можно выразить следующими формулами:

Закон тождества р ѕ q или р = q.

Закон противоречия ~(р . ~р) или (р . р).

Закон исключенного третьего р n ~р или р v р.

Философы разработали множество мировоззренческих систем, однако вопрос заключается в том, правильно или нет их логическое построение. Для того чтобы доказать их справедливость, необходимо записать их в виде математических формул и произвести вычисления. Именно на этом положении и основана символическая логика.

Наши рекомендации