II. 1. Кальпа начального становления нашей мировой системы

Из двух < аспектов > — существ и их окружения — [сначала идет описание] внешнего мира.

Миры, которые появляются по завершении четырех кальп, состоят из существ и из того, что их окружает; сначала идет описание окружения.

Изложение начального становления нашей мировой системы состоит из двух частей: 1) описание окружения и 2) описание обитателей.

II. 1.1. Окружение

В этом разделе две части: 1) главное объяснение и 2) дополнительное рассмотрение точки зрения шравак и пратьекабудд [128].

II. 1.1.1. <Главное объяснение>

[В главном объяснении] пять частей: 1) возникновение Благой каль­пы, 2) расположение гор и континентов, 3) значение названий конти­нентов, 4) [описания] трех несчастливых миров и мира полубогов и 5) мир богов.

II. 1.1.1.1. Возникновение Благой кальпы

После того как в конце предыдущего периода минула кальпа пусто­ты, из десяти направлений поднялись ветры, создав образование в форме креста; из облаков выпал дождь, и посреди безбрежных вод виднелась тысяча лотосов — так была провозвещена Благая кальпа.

Коллективная карма существ и сила обетов очистить миры [129], данных бодхисаттвами этой Благой кальпы, вызвали такую последователь­ность событий.

После того как предшествующая кальпа завершилась и миновали двадцать промежуточных кальп [составляющих] кальпу пустоты, со всех десяти направлений поднялись ветры [130]. Мощные столкновения и давление этих ветров создали ветровое образование в виде креста — плотное, чрезвычайно твердое и неразрушимое. В пространстве над этим ветром образовалось густое облако, напоминающее золотое ярмо. Из этого облака долгое время непрерывно падал дождь. Размером капли дождя были от крупных [до равных толщине] главного дышла повозки. Этот потоп породил огромную массу воды, поддерживаемую ветром. В центре этого великого океана появилась тысяча золотых лотосов. Увидев их, боги и богини чистых областей [131] поняли, что это знаки предстоящего появления тысячи будд, и воскликнули: «Как чудесно! Это заря Благой кальпы!» Согласно «Сутре белого лотоса сострадания», эта кальпа называется благой, потому что ее возвестили боги и богини. В сутре «Расцвет мудрости» эта кальпа также называ­ется «кальпа, когда видна тысяча лотосов».

II. 1.1.1.2. Расположение гор и континентов

Из вспененной ветром воды родился золотой диск, на который па­дал дождь; [так возник] великий океан. Из вспененного ветром [океана] родились элементы: высший, средний и нижний. Эти эле­менты сложили гору Меру, семь горных хребтов, четыре континен­та и внешний обод.

Из огромной массы воды, вспененной ветром, над водой возникло золотое основание [132]; тем временем дождь продолжал непрерывно па­дать. Вследствие этого над золотым диском образовался великий вне­шний океан [содержавший различные элементы]. Бурное вспенивание океана ветрами, [поднимающимися с] разных направлений, постепен­но повлекло за собой появление трех уровней элементов: высшего, среднего и нижнего. Высшие элементы стали центральной горой Меру, которая сложена из четырех драгоценных веществ. Элементы среднего качества образовали семь хребтов из золотых гор. Нижние элементы образовали четыре континента, окруженных восемью сосед­ними островами и множеством других островов, а также внешним обо­дом из железных гор.

По этому поводу учитель Васубандху подробно объясняет, что воды [океана] содержали [не сами элементы], а только различные их зачатки. Когда ветры, обладавшие особыми силами, разнесли эти се­мена, возникли разные виды [элементов].

Горы и континенты уходят в глубь океана на восемьдесят тысяч [йоджан]. Гора Меру поднимается над океаном на восемьдесят ты­сяч [йоджан].

Основание горы Меру и основания каждого из семи горных [хреб­тов], четыре континента и внешний обод [из гор] уходят на восемьде­сят тысяч йоджан [133] ниже уровня океана и покоятся на [золотом диске, называемом] Мощный. Гора Меру поднимается над поверхностью океана на восемьдесят тысяч йоджан.

Четыре склона горы Меру сложены из хрусталя, синего берилла, рубина и золота. Небо [над каждым из склонов] отражает эти цвета. От поверхности моря и до половины ее высоты расположе­ны четыре уступа.

[Если смотреть сверху] гора Меру квадратная, с четырьмя квадрат­ными уступами [которые уменьшаются от основания к вершине]. Восточный склон горы Меру сложен из хрусталя, южный — из си­него берилла, западный — из рубина, а северный — из золота. Цвет каждого склона ясно отражается в небе над ним. Четыре [квадратных] уступа образуют вокруг горы Меру четыре яруса, которые начинаются у поверхности моря и доходят до середины ее высоты.

Вокруг находятся семь горных хребтов: Ярмо и другие. Простран­ство между ними заполнено морями блаженства, обладающими во­семью качествами.

Вокруг горы Меру находятся семь горных хребтов, которые окружают ее со всех сторон, словно занавес. Эти семь золотых горных хребтов, каждый в виде квадрата [носят названия, соответствующие форме их вершин]: Ярмо, Плуг, Акациевый Лес, Приятный для Глаз, Конское Ухо, Изогнутый и Обод.

Пространство между [горными хребтами] заполнено так называе­мыми семью морями, которыми владеют [наги[134]]. Их воды обладают восемью качествами: они прохладные, вкусные, легкие, мягкие, чис­тые, без запаха, безвредные для горла и безвредные для желудка.

Наши рекомендации