Разделы дисциплины и виды занятий

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.4 ФИЛОСОФИЯ

Направление подготовки 37.03.01. Психология

Квалификация (степень) бакалавр

Форма обучения заочная

Составитель:

канд. филос. наук, доцент кафедры историко-правовых и социально-гуманитарных дисциплин

_________________ В.М.Журавлев

Бийск 2015

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 37.03.01. Психология (утвержден 07. 08. 2014 г. № 946) и учебного плана по направлению подготовки 37.03.01. Психология, утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГАО» (от 14.04. 2015 протокол № 10).

Распределение по курсам

Номер курса Учебные занятия Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
Общий объем (з.ед) В том числе
Аудиторные Самостоятельная работа Контроль
Всего Из них
Лекции Практ. Лабор.
144 (4 з.ед.)     экзамен

Программа обсуждена на заседании кафедры историко-правовых и социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № 3 от «14» октября 2015 г.

Заведующий кафедрой _____________________ Д.С.Орлов

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цельюдисциплины является развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

Задачидисциплины:

– способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения;

– содействовать выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;

– способствовать формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов;

– содействовать развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

– способствовать овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП:

Дисциплина «Философия» (Б1.Б.4) относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин и входит в состав курсов, обязательных для изучения.

Для освоения дисциплины «Философия» специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла: «Психология», «Педагогика», «Социология», «Культурология», «Естественнонаучная картина мира».

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способен использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1)

В результате изучения дисциплины «Философия» обучающийся должен:

знать:

- основные философские категории и проблемы человеческого бытия;

уметь:

- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

владеть:

- технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний;

- навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.

Виды учебной работы Всего часов Семестр
 
Аудиторные занятия (всего)  
В том числе:      
Лекции (Л)  
Практические занятия (ПЗ)      
Семинары (С)  
Лабораторные работы (ЛР)      
Контроль      
Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)    
В том числе:      
Контрольная работа (реферат)    
Работа над вопросами по курсу, текстами лекций и т.д.    
Тестовое задание    
Подготовка к практическим занятиям    
Вид промежуточной аттестации: ( экзамен) Экзамен    
Общая трудоемкость часы зачетные единицы    
   

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела (модуля) дисциплины Содержание
1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение и мировосприятие. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи. Предмет философии. Изменение предмета философии в ходе истории. Влияние обыденного опыта и теоретических установок на формирование философских взглядов. Основной вопрос философии и исторические формы его решения. Основные аспекты философского знания. Функции философии.  
2. Исторические типы философии Зарождение философии, её источники. Сущность учений Будды и Конфуция. Античная философия. Философские системы Платона, Аристотеля. Политика и нравственность в античной философии. Философско-религиозная мысль Средневековья. Августин. Природа, Бог и человек. Знание и вера. Учение Фомы Аквинского. Философия Возрождения. Мир и человек. Философия Нового времени. Научная картина мира, её механистический и математический характер. Проблема метода. Философия просвещения. Идея естественного права. Человек и общество. Теория познания и моральная философия И. Канта. Философская система Гегеля. Гегель и Маркс. Философия в России. Специфика русской философии, её основные формы и исторические этапы. Нравственно-практическая направленность русской философии. Плоть и душа. Проблема человека. Русская идея. Закон и благодать. Историософия. Добро и зло. Россия и Европа. Славянофилы и западники. Философские проблемы и народные и утопии. Религиозная философия: человек и Бог. В.С. Соловьев. А.Н. Бердяев. Русский космизм. Марксизм в России. Позитивизм и неопозитивизм. Философия жизни и экзистенциализм. Тенденции и перспективы развития современной философии.
3. Онтология. Философия природы. Бытие как всеохватывающая реальность. Историческое осознание категории бытия. Объективное бытие и Я-бытие. О метафизике. Иерархия типов бытия. Бытие как проблема. Историческое становления философского понятия материи. Материя и движение. Пространство и время как формы бытия материи. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Природа мифов о сотворении мира. Религиозная и теологическая концепции происхождения и сущности мира. Космогония. Креационизм, его особенности в различных религиозных системах. Формирование представлений о Космосе и Вселенной. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной. Динамика картин мира в ХХ столетии.  
4. Душа, сознание и разум. Общее представление о душе. Душа и тело. Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Идеальное и материальное. Попытки определения сознания в истории философии. Отражение как всеобщее свойство материи. Человеческое сознание как форма отражения действительности. Социальная основа становления и развития человеческого сознания. Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии. Мозг, психика, интеллект, сознание. Сознание, подсознательное, бессознательное. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление. Знак и значение, информация и сигнал. Проблема “искусственного интеллекта”.  
5. Гносеология. Философия познания и наука.   Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Агностицизм. Знание и вера. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Роль абстракций в процессе познания. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины. Логика как наука о принципах правильного мышления. Научное познание и его специфика. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смены типов рациональности. Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное.  
6. Философия как антропология. Происхождение и сущность человека и общества Проблема человека в историко-философском контексте. Многокачественность, многоуровневость, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Специфика человеческой деятельности. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Космопланетарные факторы человеческого развития. Проблема поиска внеземных цивилизаций. Человек, общество и природа, их взаимоотношения в истории человечества. Экологический кризис современности – причины и пути преодоления.    
7. Социальная структура общества. Понятие социальной группы и социальной структуры, их изменение в истории общества. Классовое общество, история его становления и развития. Этносоциальное становление общества. Нации и их будущее. Семья и семейно-брачные отношения: прошлое, настоящее, будущее. Человек в системе социальных связей. Человек и человечество. Понятие свободы и его эволюция. Свобода и произвол; свобода и анархия; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора. Человек, индивид, личность. Личность и массы. Роль социальной и культурной среды в формировании личности.    
8. Духовная жизнь общества. Мораль и нравственность: общее и особенное. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. Морально ценное и моральная ценность. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования и обновления нравственных ценностей. Модификации эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Историческая эволюция эстетического идеала. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности. Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций. Свобода совести. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества. Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия.  
9. Политическая система общества: история и современность. Будущее человечества.   Политика и политические отношения в обществе, история их возникновения. Сущность государства, история его становления и развития. Формы государственного правления и устройства. Гражданское общество и государство. Правовое государство, идея и реализация. Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.    
Гносеология.Философия познания и наука. 1. Проблема истины в философии и науке. 2. Научное познание и его отличие от других форм человеческого познания. 3. Человек, общество и природа, их взаимоотношения в истории человечества.  
Философия как антропология. 1. Человек как духовное существо. 2. Жизнь, смерть и бессмертие. 3. Космопланетарные факторы человеческого развития. Проблема поиска внеземных цивилизаций.  
Социальная структура общества. 1. Семья и семейно-брачные отношения: прошлое, настоящее, будущее. 2. Понятие свободы и его эволюция. 3. Роль социальной и культурной среды в формировании человека.  
Духовная жизнь общества. 1. Проблема формирования и обновления нравственных ценностей. 2. Историческая эволюция эстетического идеала. 3. Взаимосвязь и различие мировых религий.  
Настоящее и будущее человечества.     1. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. 2. Информационное общество: перспективы его развития и особенности его проявления. 3. Космические перспективы развития социума.    

Разделы дисциплины и виды занятий

Наши рекомендации