Занятие 2.1. Движение. Пространство, время
Занятие 2. Предмет и функции философии. Место и роль философии в культуре.
1. Какой период в истории человечества К.Ясперс называет «осевым временем» и почему?
2. Назовите основные темы философских размышлений.
3. В чем специфика предмета философии? В чем специфика философского отражения мира?
4. Как соотносятся научная и философская картины мира?
5. После того, как от философии отделились и сформировались как самостоятельные разные науки – физика, математика, химия и т.д. –
философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности. Но при этом четко определилась специфика философии как формы теоретического познания. В чем именно специфика философии как формы познания?
6. В чем сходство и различие религиозного и философского подходов к решению мировоззренческих проблем?
7. Может ли философия изменить мир? Может ли она оказать влияние на человека?
8. Имеет ли философия практическое значение?
Занятие 3. Специфика философии Востока.
1. В чем отличие древнекитайской философии от индийской философской традиции?
3. Какое, по мнению Конфуция, должно быть идеальное государство?
4. Что служило для Конфуция критерием разделения общества на верхи и низы?
6. Какую роль играет конфуцианство в истории и жизни Китая?
7. Можно ли назвать даосизм оппозиционным мировоззрением?
8. В чем Вы видите основное различие даосизма и конфуцианства?
9. В чем принципиальная разница между конфуцианством и легизмом, между легизмом и даосизмом?
Занятие 3. Специфика античной философии и основные идеи.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Социально-политические и экономические условия возникновения философии в Древней Греции.
2. Специфика древнегреческой философии. Периодизация развития древнегреческой философии.
3. Натурфилософия. Основные философские идеи о первоначале и первооснове мира.
4. Атомизм Левкиппа и Демокрита.
5. Философские взгляды Сократа.
6. Философская система Платона.
7. Аристотель как философ и систематизатор науки.
Домашнее задание письменное Задание для письменной самостоятельной работы
Философская школа | Крупнейшие представители | Основные идеи · Онтологические - о мире (о первоначале) · Гносеологические - о познании · Антропологические - о человеке |
Милетская | · Фалес · Анаксимандр · Анаксимен | |
Эфесская | · Гераклит | |
Пифагорейская | · Пифагор | |
Элейская | · Парменид · Зенон · Ксенофан | |
Атомистическая г.Абдеры. | · Левкипп · Демокрит | |
Общие черты философских школ (не менее трех). | Во-первых, ………. Во-вторых, ………. В-третьих, ………. |
Термины основные (для словаря)
· Натурфилософия | · Софисты |
· Атом | · Бытие |
· Апейрон | · Эйдосы |
· «Архе» | · Диалектика |
· Рефлексия | · Материализм |
· Натурфилософия | · Космоцентризм |
· Идеализм | · Гилозоизм |
Контрольные вопросы
1. Какое мировоззренческое значение имели обширные экономические связи Древней Греции? Почему философия зародилась не в центре греческого мира, а на его окраинах, в греческих колониях? Когда и в связи с чем, центр философствования переместился в Афины?
2. Правомерно ли утверждение К.Маркса о том, что «без рабства не было бы ни греческого государства, ни греческого искусства, ни науки»? Обоснуйте ответ.
3. Чем можно объяснить тот факт, что, не смотря на наличие отдельных философских идей, размышлений до появления Милетской школы, именно её считают началом философии?
4. Что из природных стихий Гераклит считал материальной первоосновой мира и почему?
5. Какие четыре стихии, по мнению Эмпедокла находятся в основе бытия и почему?
6. Что такое античная диалектика и кто был её основателем?
7. Пифагорейская школа – это представители материализма или идеализма? В чем их заслуга?
8. В чем заслуга Сократа?
9. Кто из древнегреческих философов определил человека как «общественное животное»?
Занятие 4. Основные этапы развития философии в средние века и Новое время.
Заполните сравнительную таблицу
ТОМАС ГОББС (1588 – 1679 гг.) | ДЖОН ЛОКК (1632 – 1704 гг.) |
Основные труды: | Основные труды: |
Политически взгляды: | Политически взгляды: |
Взгляд на сущность человека: | Взгляд на сущность человека: |
Естественное состояние людей до образования государства: | Естественное состояние людей до образования государства: |
Идеал государства: | Идеал государства: |
Отношение к религии: | Отношение к религии: |
Прогрессивное значение учения: | Прогрессивное значение учения: |
Вывод: |
.
Раздел 2. Онтология и гносеология.
Занятие 2.1. Философское понимание мира: бытие и материя как фундаментальные философские категории.
Вопросы для подготовки к занятию
1. Проблема бытия в истории философии.
2. Философская категория бытие. Основные формы бытия.
3. Этапы развития философских представлений о материи.
4. Материя как философская категория. Уровни структурной организации материи.
Письменное задание:
· Выпишите из «Философского словаря» или «Философской энциклопедии» определения понятий «бытие», «субстанция», «материя», «субстрат». Что их объединяет и в чем различие? Какая между ними взаимосвязь?
· Как соотносятся по своему содержанию понятия «бытие» и «материя»?
· Объясните схему:
Основные понятия темы.
Категория, закон, принцип, бытие, небытие, формы бытия, субстанция, материя, движение, развитие, покой, объективная реальность, индивидуализированное духовное, объективированное духовное, пространство, время,
Литература для подготовки:
1. Алексеев П. В., Панин. Философия: - М., 2009. - 592 с.
2. О.Г.Данильян,В.М.Тараненко. Философия. М., 2006.
Контрольные вопросы:
1. На какие представления обыденного сознания опирается философская категория «бытие»?
2. Кто впервые поставил проблему бытия в истории философии? С какими историческими причинами это было связано?
3. Чем отличается понимание бытия у Парменида и Гераклита?
4. В чем разница в понимании бытия в период средневековья и в Новое время?
5. В чем разница понимания бытия субъективными и объективными идеалистами?
6. Что означает категория субстрат? Чем она содержательно отличается от категории субстанция?
7. Древние греки, в зависимости от принадлежности к той или иной философской школе, под субстратом или первоначалом мира понимали: воду, огонь, воздух, апейрон. Назовите философа и соответствующий ответ о субстрате мира.
8. Можно ли поставить знак равенства между понятиями материя и вещество?
Занятие 2.1. Движение. Пространство, время.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Понимание движения в истории философии. Зенон. Гераклит.
2. Типы и формы движения.
3. Концепции пространства и времени в истории философии – субстанциональная и реляционная.
4. Пространство и время, их общие и специфические свойства.
Литература для подготовки:
1. Алексеев П. В., Панин. Философия: - М., 2009. - 592 с.
2. Данильян О.Г., Тараненко В.М.. Философия. М., 2006.
3. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2004. — 880 с. http://www.alleng.ru/d/phil/phil030.htm