Русская философия эпохи Просвещения
Данный период русской философии связан с деятельностью Петра Великого, когда переплелись два момента: укрепление абсолютизма и европеизация России. Это были две противоречащие друг другу тенденции, поскольку Запад, прошедший через Реформацию и войны, расставался со своим абсолютистским прошлым, утверждая республиканские и демократические традиции.
Противоречивость этих тенденций отразилась на творчестве идеологов «Ученой дружины» Петра I Феофана Прокоповича (1682-1736) и Василия Никитича Татищева (1686-1750). Первый выступил апологетом абсолютизма, второй, напротив, выступил с обоснованием европеизма, разработал идеологию западничества.
Европеизация не была простым переходом из-под византийского влияния под западное. Уже в эпоху Елизаветы и особенно Екатерины II восторжествовала идея национальной духовности, вызвавшая общее сочувствие в русском обществе. Ее зримым воплощением стало открытие в 1755 г. Московского университета.
Классический период русского Просвещения открывается колоссальной фигурой Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Ломоносов находился на позициях деизма, считая, что мир веры и мир знания охватывают собственные сферы, не противореча и не мешая друг другу. Ученый не сводил познание природы к чисто эмпирической систематизации объектов и явлений внешней действительности, он шел от теории, логического обобщения, которые позволяли строить философию природы. Рассматривая проблему материи, он не сводил последнюю к веществу, телесности, что было характерно для западноевропейских мыслителей этого времени. Для Ломоносова мир самодостаточен и не нуждается в божественном вмешательстве. Природа изначально сотворена во всей своей необходимой полноте и действует на основании естественных законов. Ломоносов положил начало материалистической традиции в русской философии. Центральным пунктом мировоззрения мыслителя является атомно-молекулярная гипотеза. Материя толкуется им как атомы, которые составляют тела, а промежутки между частицами вещества заполняются эфиром. Ученый сформулировал закон сохранения материи и движения, говорил о постоянном изменении в противовес догме о неизменности мира, созданного Богом.
В гносеологии он превыше всего ставил разум. Мир в своей сущности постигается не чувствами, а рассуждениями. В философии Ломоносова проросли многие зерна позднейших прозрений отечественной мысли. Радищев с гордостью называл его «согражданином Афин и Рима», по его словам, он первым в России воздвиг «храм любомудрия» и науки.
Самобытные черты русской философии ярко проявились во взглядах Григория Саввича Сковороды (1722-1794), который родился и жил на Украине. Григорий Сковорода был истинным Сократом на русской почве. Как и греческий мыслитель, он видел свою задачу в духовном возрождении человека, в посвящении его в философию. Он не оставил системы, но его писания проникнуты единым духом христианского миропонимания. Главное место в его философии принадлежит идее о трех мирах: макрокосме, т.е. Вселенной; микрокосме, т.е. человеке; и мире символов, т.е. Библии. Сковорода не принял европейский рационализм, сохранил в своем учении национальный дух.
Пик русского Просвещения приходится на время Екатерины II, когда становится официальной идеология «просвещенного абсолютизма». Большим влиянием в это время пользовалось масонство, которое пришло в Россию в 30-ые годы XVIII в. из Англии. Масонство представляет собой религиозное философское течение вне официальной церкви. Масоны провозглашали идеалы «братства» и «любви», нравственного совершенствования личности, которое приведет к обновлению всего человечества. Во главе русского масонства стояли И.Елагин, И.Шварц, И.Лопухин, С.Гамалей, кн. Н.Трубецкой, С.Лабзин, А.Кутузов. Масонские ложи были распущены указом Екатерины II в 1794 г.
Во время своего правления Екатерина II издала Наказ, в котором провозгласила равенство всех граждан перед законом, выступая в защиту веротерпимости и вольности, хотя это и не мешало оставаться ей ярым сторонником самодержавия. Эта противоречивость породила все позднейшие течения русской политической философии.
Возникновение либерально-демократического направления относится ко времени составления Наказа. К этому направлению можно отнести Семена Ефимовича Десницкого (ок.1739-1789), который выступил с оригинальной концепцией общественного прогресса, в основе которой лежала смена различных форм хозяйственной деятельности людей. История человечества делилась Десницким на следующие периоды: первобытный (пастушеский), хлебопашественный и коммерческий. К этому направлению можно отнести также деятельность Якова Павловича Козельского (ок.1728-1794), в работе которого «Философические предложения» были заложены основы философии русского либерализма.
Другое направление – патриархально-консервативное – было враждебно настроено по отношению к европеизации, западничеству. Идейным вдохновителем его был Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790), который отвергал петровские преобразования, но при этом не идеализировал старину, в которой его, прежде всего, не устраивало невежество народа, его суеверия. Он попытался создать утопию «идеального» государства, названного им «Офирской землей». Щербатовская утопия несла на себе все черты феодально-полицей-ского государства.
Третьим направлением этого периода является радикально-демократическое, у истоков которого стоял Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Основное философское произведение Радищева «О человеке, его смерти и бессмертии». Он считал, что человек от природы ни добр, ни зол, таковым его делают обстоятельства. Корень всех зол он видел в рабстве и разрабатывал план освобождения крестьян.
Русское Просвещение создало самобытную национальную философию, которая по сущности своих идей стояла на уровне общемировой философии. Она не только обеспечила быстрый взлет русской философии в XIX в., но и сохранила свое самостоятельное значение в качестве неисчерпаемого источника новых пророчеств и прозрений.