Порядок и равенство согласно Божественному Принципу
С точки зрения Философии Объединения, равенство согласно Божественному Принципу есть равенство любви и равенство личностей. Ведь равенство, к которому действительно стремятся люди, есть равенство детей под сенью любви нашего Отца Небесного. Это то равенство, при котором любовь Божья дается всем людям в одинаковой мере, как всем одинаково светит солнце. Следовательно, равенство, по Принципу, есть равенство, даруемое Богом, Субъектом, а не равенство, которое люди, объекты, могут устанавливать по своему усмотрению.
Любовь Бога в семье проявляется через деление и соблюдение порядка. Под равенством любви через порядок подразумевается равенство степени полноты любви. Иными словами, равенство реализуется, когда полнота любви дается каждому в соответствии с его позицией и индивидуальностью. Полнота любви приносит удовлетворение и радость. Следовательно, равенство, по Принципу, есть равенство удовлетворения, а также равенство радости.
Полноту любви Бога могут чувствовать только те, кто обладает совершенным сознанием объекта, то есть Сердцем служения Богу и благодарности Ему. Хотя любовь Бога велика, те, кто не обладает сознанием объекта, не смогут ощутить полноту любви, их ждет неудовлетворенность.
Что же касается равноправия, то его не может быть среди людей, занимающих различное положение по роду занятий, ибо общественная жизнь в обязательном порядке предполагает наличие взаимоотношений субъекта и объекта, как это имеет место во взаимоотношениях правительства и народа, начальника и подчиненного и т.д. Однако в любви имеет место равенство в том смысле, что всем людям дарована одинаково полная любовь, независимо от их профессионального положения. Например, президент страны может любить своих детей точно так же, как и простой гражданин этой страны. В семье не может быть абсолютного равноправия между мужем и женой. Конечно, это не означает, что один из них представляет большую ценность, чем другой, и все же между мужем и женой должно иметь место гармоничное действие отдавания-и-принятия с соответствующих позиций субъекта и объекта. При выполнении этого условия их отношения будут строиться на основе любви и как муж, так и жена будут испытывать радость.
До сих пор люди стремятся как к политическому равенству по закону, так и к имущественному равенству. Однако тот тип равенства, к которому стремится наша изначальная душа, никогда не был реализован, как не было реализовано ни политическое, ни экономическое равенство, будь то в капиталистическом или коммунистическом обществах. Причина этого заключается в том, что люди не принимали любовь Бога, равно как и не воплощали ее в семье и обществе. Когда любовь Бога воплощается в семье и распространяется на общество, между людьми устанавливается братство. Тогда даже при наличии различий в общественном положении или правах она способствует установлению равенства в сфере экономики, образования и т.д. и эксплуатация и дискриминация полностью исчезают. В таком обществе женщина сможет занимать даже пост президента или руководителя фирмы и дискриминация между мужчинами и женщинами в праве на профессию исчезает. Однако из-за физиологических особенностей мужчин и женщин некоторое различие между мужскими и женскими профессиями, естественно, сохраняется.
Оценка традиционных теорий этики с точки зрения Философии Объединения
В этой главе рассматривается ряд характерных теорий этики с точки зрения Философии Объединения. Будут рассмотрены основные аспекты теорий Нового времени — Канта и Бентама, а также современные теории аналитической философии и прагматизма.
Кант
Теория этики Канта
В своей работе “Критика практического разума” Иммануил Кант (1724—1804) утверждал, что истинным законом этики должен быть не “гипотетический императив”, призывающий к “какому-либо действию как средству достижения некой цели”, а “категорический императив”, просто и безоговорочно призывающий нас к “какому-либо действию”. Например, не следует “быть честным ради того, чтобы вас считали порядочным человеком”, а нужно быть просто “честным” без всяких на то причин. Категорический императив утверждается практическим разумом, который посылает его, то есть повелением нашей воле. (Практический разум является законодателем.) Воля, получившая повеление от практического разума, есть добрая воля, побуждающая к действию.
Кант описывал основной закон нравственности следующим образом: “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства” 3. Термин “максима” здесь относится к цели, на достижение которой направлена воля человека, то есть к тому, что, по мнению человека, следует делать. Согласно Канту, совершаемое действие должно быть таковым, чтобы субъективный принцип, то есть максима, направляющая его, имел всеобщее применение. Кант считал добром то, что является универсально истинным без каких-либо исключений, подобно закону природы. То же, что не обладает всеобщей истинностью, он рассматривал как зло.
Нравственность, по Канту, есть нравственность долга, а внутренний закон нравственности, побуждающий нас к действию, есть голос долга. Он писал: “Долг. Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения... ты только устанавливаешь закон, который сам по себе проникает в душу и даже против воли может снискать уважение к себе” 4.
Кант также утверждал, что для того, чтобы добрая воля ничем не регулировалась, необходимо постулировать свободу; пока несовершенные люди стремятся реализовать добро в полной мере, необходимо постулировать бессмертие души; пока человек занят поиском совершенного добра или высшего блага, добродетель должна связываться со счастьем; и, наконец, пока добродетель будут связывать со счастьем, необходимо постулировать существование Бога. Таким образом, Кант признавал существование души и Бога в качестве постулатов практического разума.