Наука как идеология и как система управления
НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Возникновение науки как социального института связано с тем временем, когда наука становится социально «ангажированной», а не представляющей собой уделом маргинальных личностей, способом развлечения. С этой точки зрения наука ведет начало с XIX века. Именно с этого времени можно вести историю науки как социального института: возникает разветвленная сеть академий, высших учебных заведений, сеть научно-исследовательских коллективов и государственных органов, которые занимаются вопросами управления и финансирования научных исследований.
Аристотель можно считать первым, кто считал науку коллективным видом творчества. Как правильно подчеркивает Ф.Зелинский: «Никогда до этого и никогда после этого опыт организации и централизации науки не был сделан в столь широких масштабах и с такой надеждой на успех… едва ли не важнее учености Аристотеля, которой он никому завещать не мог, была его организаторская деятельность. Он назначал каждому из своих учеников соответствующую его таланту работу; под его руководством и при его непосредственном участии образовался тот клад учености, который остался после смерти учителя достоянием школы..» (Зелинский Ф. Из жизни идей Пг.,1916 с.97.) Действитель его Ликей воспитал целую плеяду знаменитых мыслителей: Феофраста, Евдема Родосского, Дикеарха Мессинского и др.
Методологические приципы коллективного исследования перестроили всю систему научной деятельности, привели к появлению нового типа ученого, институционализовали саму науку.
Как писал в ранний период своего творчеста И. Кант: «Наука представляет собой неправильное тело, лишенное соразмерности и единообразия. Карликовый ученый нередко превосходит другого ученого, который, однако, по общему объему своего научного знания стоит гораздо выше первого» (т.1 с.56)
Как правильно подчеркивал в свое время Ч.С. Пирс: «Наука- это образ жизни, подобный образу жизни священника, практикующего врача или активного политика» (цит. Мельвиль Ю.К. Чарльз Пирс и прагматизм. МГУ.,1968 с.57). Т.е. наука не есть нечто «асоциальное», а именно форма социальной деятельности, и ее структура и методология во многом определена человеческой сущностью, специфической формой жизни людей, ею занимающихся.
Считается, что начало социологическому анализу науки положили исследования Р. Мертона, ученика нашего выдающегося социолога П. Сорокина, который в 1938 году опубликовал свою работу «Наука, техника и общество в Англии XVII века».
Первые зачатки институализациии науки мы видим на примере александрийской науки. В Новое время в науке XVII столетия главной формой закрепления знания была книга, хотя стали складываться зачатки организации научной деятельности путем интенсивной переписки между учеными. В Париже в первой трети XVII столетия существовал целый ряд научных кружков. Одним из них, к примеру, был кружок, собиравшийся в библиотеке у знаменитого историка и члена парламента Жака Огюстена де Ту. После смерти де Ту по его завещанию, библиотека перешла к братьям дю Пюи, потому этот кружок далее стали иногда называть Пюитанской академией. Другим центром монаха - минорита Мерсенна, который собирался два раза в неделю в его келье в Пале Ройяль. Кружок Мерсенна был представлен Б.Паскалем, Дезаргом, Гассенди, Декартом и др. Роль Мерсенна в начальном развитии научных обществ была высока, хотя сам он не был высококлассным ученым, но служил прекрасным координатором между учеными.
Впоследствии на этой базе стали формироваться новые формы институализации научной деятельности – Академии: Лондонское королевское общество (1660), Парижская академия наук (1666), Берлинская академия наук (1700), Петербургская академия (1724). Стали создаваться научные журналы, в которых публиковались научные сообщения в форме статей, которые заменили вышеуказанную форму переписки между учеными На базе средневековых университетов, которые возникли в XII-XIII веках (Парижский – в 1160 г., Оксфордский – 1167 г., Кембриджский- 1209 г и т.д.) и служили для подготовки лиц духовного звания, начали формироваться в конце XVIII века университеты нового типа, которые готовили кадры специалистов естественнонаучного и технического профиля. Возникали и новые центры, из которых имеет смысл особо отметить известную Политехническую школу в Париже (1795)
В наше время мы имеем науку, которая имеет базовым корнем традиции новоевропейского общества, именнно эти традиции породили мощный расцвет научного знания. У арабов, в Индии и Китае, хотя научные достижения в средневековый период достигли больших результатов, но они не смогли, в силу общекультурных причин данных народов, получить развитие далее, хотя большинство элементов научного знания этих народов потом органично вошли в новоевропейскую науку.
Как это не удивительно, но становление новоевропейской науки шло по пути отталкивания от родоначальника античного позитивизма Аристотеля, которому было свойственно отдавать предпочтение конкретному эмпирическому исследованию, в отличие от поэтического платонизма.
П.Дюгем считал датой рождения современной науки 1277 год, когда парижский епископ Этьен Тампье, нападая на учение Аристотеля, заявил, что может существовать множество миров, и, что (в противовес Аристотелю) небесные сферы могут двигаться прямолинейно.
Известный историк науки Дж. Бернал считает, что: «К 1690 году наука определенно сформировалась.. Была создана последовательная методология эксперимента и математического анализа, последовательный метод, с помощью которого можно было рано или поздно взяться за решение любой проблемы» (Бернал Д. Наука в истории общества. М.,1956 с.276)
Наука, вроде бы, представляется всегда как способ адекватного восприятия действительности, хотя, на самом деле, оно имеет происхождением магическую практику оперирования абстрактными символами, вступающую в принципиальное противоречие с человеческим здравым смыслом. Совершенно прав Эрнст Кассирер, который утверждал следующее: «.. всякое теоретическое определение и всякое теоретическое овладение бытием связано с тем, что мысль, вместо того чтобы обращаться непосредственно обращаться к действительности, устанавливает систему знаков и употребляет эти знаки в качестве представителей предметов. В той мере, в какой осуществляется эта функция представительства, бытие только и начинает становиться упорядоченным целым, некоторой ясно обозримой структурой» (E. Cassirer Philosophie der symbolischen Formen. T.III, Berlin, 1929 S.53)
Науку не интересует реальность как таковая, она стремится установить в этой реальности законосообразные группы явлений, и этот закон, как правильно подчеркивает один из известных исследователей науки Мейерсон Э.(1859-1933)- «идеальное построение, которое выражает не то, что происходит, а то, что происходило бы, если бы были осуществлены соответствующие условия» (Мейерсон Э. Тождественность и действительность. Спб,1912 с.23)
Здесь рассматриваются прежде всего концепция «этоса» в науке Р. Мертона и истоки его концепции. Анализируется механизм формирования идеалов и норм научной деятельности. Рассматриваются истоки эмпиризма, которые видятся в методологии медицины- именно медицинские исследования привели к формированию традиции эмпиризма. Это обосновывается на анализе социокультурной ситуации в Англии второй половины XVI века.
II.НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Возникновение науки как социального института связано с тем временем, когда наука становится социально «ангажированной», а не представляющей собой уделом маргинальных личностей, способом развлечения. С этой точки зрения наука ведет начало с XIX века. Именно с этого времени можно вести историю науки как социального института: возникает разветвленная сеть академий, высших учебных заведений, сеть научно-исследовательских коллективов и государственных органов, которые занимаются вопросами управления и финансирования научных исследований.
Аристотель можно считать первым, кто считал науку коллективным видом творчества. Как правильно подчеркивает Ф.Зелинский: «Никогда до этого и никогда после этого опыт организации и централизации науки не был сделан в столь широких масштабах и с такой надеждой на успех… едва ли не важнее учености Аристотеля, которой он никому завещать не мог, была его организаторская деятельность. Он назначал каждому из своих учеников соответствующую его таланту работу; под его руководством и при его непосредственном участии образовался тот клад учености, который остался после смерти учителя достоянием школы..» (Зелинский Ф. Из жизни идей Пг.,1916 с.97.) Действитель его Ликей воспитал целую плеяду знаменитых мыслителей: Феофраста, Евдема Родосского, Дикеарха Мессинского и др.
Методологические приципы коллективного исследования перестроили всю систему научной деятельности, привели к появлению нового типа ученого, институционализовали саму науку.
Как писал в ранний период своего творчеста И. Кант: «Наука представляет собой неправильное тело, лишенное соразмерности и единообразия. Карликовый ученый нередко превосходит другого ученого, который, однако, по общему объему своего научного знания стоит гораздо выше первого» (т.1 с.56)
III.ИНСТИТУТЫ НАУКИ.
Как правильно подчеркивал в свое время Ч.С. Пирс: «Наука- это образ жизни, подобный образу жизни священника, практикующего врача или активного политика» (цит. Мельвиль Ю.К. Чарльз Пирс и прагматизм. МГУ.,1968 с.57). Т.е. наука не есть нечто «асоциальное», а именно форма социальной деятельности, и ее структура и методология во многом определена человеческой сущностью, специфической формой жизни людей, ею занимающихся.
Считается, что начало социологическому анализу науки положили исследования Р. Мертона, ученика нашего выдающегося социолога П. Сорокина, который в 1938 году опубликовал свою работу «Наука, техника и общество в Англии XVII века».
НАУЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Первые зачатки институализациии науки мы видим на примере александрийской науки. В Новое время в науке XVII столетия главной формой закрепления знания была книга, хотя стали складываться зачатки организации научной деятельности путем интенсивной переписки между учеными. В Париже в первой трети XVII столетия существовал целый ряд научных кружков. Одним из них, к примеру, был кружок, собиравшийся в библиотеке у знаменитого историка и члена парламента Жака Огюстена де Ту. После смерти де Ту по его завещанию, библиотека перешла к братьям дю Пюи, потому этот кружок далее стали иногда называть Пюитанской академией. Другим центром монаха - минорита Мерсенна, который собирался два раза в неделю в его келье в Пале Ройяль. Кружок Мерсенна был представлен Б.Паскалем, Дезаргом, Гассенди, Декартом и др. Роль Мерсенна в начальном развитии научных обществ была высока, хотя сам он не был высококлассным ученым, но служил прекрасным координатором между учеными.
Впоследствии на этой базе стали формироваться новые формы институализации научной деятельности – Академии: Лондонское королевское общество (1660), Парижская академия наук (1666), Берлинская академия наук (1700), Петербургская академия (1724). Стали создаваться научные журналы, в которых публиковались научные сообщения в форме статей, которые заменили вышеуказанную форму переписки между учеными На базе средневековых университетов, которые возникли в XII-XIII веках (Парижский – в 1160 г., Оксфордский – 1167 г., Кембриджский- 1209 г и т.д.) и служили для подготовки лиц духовного звания, начали формироваться в конце XVIII века университеты нового типа, которые готовили кадры специалистов естественнонаучного и технического профиля. Возникали и новые центры, из которых имеет смысл особо отметить известную Политехническую школу в Париже (1795)
ШКОЛА В НАУКЕ
М.Г. Ярошевский правильно подчеркивает: «Без школ оборвалась бы могучая историческая традиция -–передача от одного поколения к другому искусства исследования, норм и ценностей научного сообщества» (Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа \\ Школы в науке. М.,1977 с.7)
ФОРМЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современные формы институализации.
Термин «ноосфера» был введен в научный обиход математиком и философом Э. Леруа, который совместно с другим философом Т. де Шарденом различал три ступени эволюции: литосферу, биосферу и ноосферу.
Литература:
1. Копелевич Ю.Х. .. Научные организации. 1989. 2297272
НАУКА И ХОЗЯЙСТВО
НАУКА И ТЕХНИКА
Степин: «На этапе преднауки модели преобразования объектов, включенных в деятельность, создавались путем схематизации практики. Объекты практического оперирования замещались в познании идеальными объектами, абстракциями, которыми оперирует мышление, а отношение идеальных объектов, операции с ними также абстрагировались из практики, представляя собой своего рода схему практических действий» (Теор.з н. С.703-704)
НАУКА КАК ИДЕОЛОГИЯ ТОВАРНОГО ОБМЕНА
НАУКА И ПРОИЗВОДСТВО
ЛИТЕРАТУРА:
1. Наука в тупике..
2. Волков Социология науки
3. Научная деятельность
4. Наука о науке
5. Малкей М. Наука и социология знания. М. 1983.
6. Мотрошилова Н.В. Наука и ученые..»
7. Социологические проблемы науки. М.
8. Яхиел Н. Социология науки. М. 1977.
9. Современная западная социология науки. М. 1988.
10. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые и организации. 1973.
11. Математические методы в современной буржуазной социологии.
12.