Цивилизационный подход к типологии истории

Нет сомнения, что цивилизационная проблематика актуальна, а ее разработка имеет прямое отношение к осмыслению происходящих в мире процессов и обогащению методологии их исследования

Слово «цивилизация» появилось сначала в англо- и франкоязычной литературе середины XVIII в. Первенство в его употреблении отдано маркизу Мирабо, который цивилизованность связывал с вежливостью, галантностью, соблюдением правил приличия, поддержанием норм поведения, ведущим к смягчению общественных нравов. Это понимание цивилизации как цивилизованности в какой-то мере сохраняется до сих пор.

Шотландец А. Фергюсон пошел дальше, выдвинув идею, что цивилизованными являются те народы, которые сумели преодолеть прежнее примитивное состояние дикости и варварства на основе развития производства и появления права собственности.

История формирования и дальнейшая логика развития цивилизационной концепции происходит в основном в двух направлениях. Первое связано с изучением экономики, способа хозяйствования и порожденных ими отношений. Это направление условно можно назвать «экономическим».

Второе направление основное внимание обращает на культурные аспекты возникновения цивилизаций, делает акцент на духовные особенности цивилизаций. Это направление условно можно назвать «духовным»

Экономическое направление.

В XIX в. ряд историков применили понятие цивилизации к истории своих стран. Книга Г. Бокля «История цивилизации в Англии» получила всемирную известность. В Америке Л. Морган в книге «Древнее общество» (1877) на основе своих исследований отношений родства у племен ирокезов пришел к заключению, что родовой строй всюду предшествовал цивилизации, и на новой основе воспроизвел схему Фергюсона.

Цивилизация, в понимании Моргана, - стадия всемирно-исторического процесса, противопоставленная предыдущим – «дикости» и «варварству», первобытно-общинному развитию общества. цивилизованное общество – это общество, преодолевшее, в отличие от примитивного, зависимость от природы, характеризующееся производительным типом хозяйства, функциональной разделенностью различных сфер и уровней жизни, а также некоторой системной системной организованностью.

Крупнейший современный представитель экономического направления экономического направления французский историк Ф. Бродель в своей работе «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.» рассматривает цивилизацию как сложное единство материальных и духовных ценностей общества. Цивилизация, пишет он, «создана из множества богатств, материальных и духовных».

Духовное направление

Приоритет в формировании этого направления принадлежит Н.Я.Данилевскому(XIXв.). Он ввел понятие «культурно-исторический тип» как исходный при анализе общества и его истории. Так, всемирная история складывается из историй культурно-исторических типов сообщества народов. Главная качественная особенность культурно-исторического типа – его национальная принадлежность. Культурно-исторические типы, или цивилизации, самостоятельны и своеобразны в плане конткретно-национадьной формы развития религии, социальных сфер, была промышленности, политической организации, наука и художественной культуры.

Идеи Данилевского были развиты в XX в. немецким философом О. Шпенглером и английским историком А Тойнби.

Основными понятиями цивилизации у Шпенглера являются мировой город и провинция, так как цивилизация означает полное и высокомерное господство города над деревней. Народы в мировых государствах превраща.тся в массу, что является признаком заката данной культуры. Цивилизация – смерть культуры, она наступает, когда заложенный в ней энергетический импульс ослабевает, творческое начало гаснет и культура превращается в мумию.

А. Тойнби был противником европоцентризма и вестернизации остального мира. Он твердо проводит идею равенства цивилизаций, подчеркивает необходимость осознания присутствия в мире равных по значимости цивилизаций. Никакое общество не имеет право представлять весь цивилизованный мир. Но равенство не означает одинаковость; общества различаются по религии, культуре.

Главным фактором генезиса цивилизации являются вызовы природной и социальной среды, то есть совокупность природных и социальных проблем и трудностей. Разрешение вставших перед обществом проблем есть ответ на вызов, что ведет к росту и развитию.

Унификация мира по западному образцу, образование единой мировой систему государств с единым международным правом еще не позволяет говорить о формировании единой цивилизации. Цивилизационная особенность обществ определяется не экономикой и не политикой, а культурой, религией, которые являются более глубокими и фундаментальными сферами социальной жизни.

Взаимосвязи современных цивилизаций имеют очень сложный характер; здесь возникает масса социальных и психологических последствий. Человечество нуждается в единстве, внутри которого оно могло бы позволить себе наличие многообразия, от чего культура его будет богаче.

Наши рекомендации