Древнегреческая философия классического этапа
Вершина развития античной греческой философии приходится на вт. пол. V – к. IV в. до н.э., период расцвета классической греческой рабовладельческой демократии.
Софисты (V в. до н.э.) – преподаватели философии, мудрецы, мастера слова. Представители – Горгий (483 – 373 гг. до н.э.), Протагор (481 – 411 гг. до н.э.). Софисты переносят центр внимания из области природы на человека. Наиболее известное изречение Протагора – «человек есть мера всех вещей».
Софисты – сторонники релятивизма, точки зрения, согласно которой все относительно (разновидность субъективного идеализма).
Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) в центр философии поставил проблему человека.
Известные изречения Сократа «я знаю, что ничего не знаю», «познай самого себя» являются объяснением необходимости более глубокого познания самого себя.
Своим призванием Сократ считал «воспитание людей», смысл которого видел в дискуссиях и беседах. Поэтому письменных трактатов он не оставил. О его воззрениях мы узнаем из работ его учеников Платона и Ксенофонта.
Задача философии – рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. В беседах и дискуссиях Сократ обращал основное внимание на познание сути добродетели. Для Сократа знание – основа добродетели. Если человек знает, он никогда не поступит плохо, ошибки – результат незнания. Данная точка зрения характеризуется как этический рационализм. Сократ подчеркивал значение совести как «внутреннего голоса», гаранта постижения истины.
Философский метод Сократа называется понятийная, субъективная диалектика. Его целью было достижение истины путем обнаружения противоречий в утверждениях противника. Посредством правильно подобранных вопросов выяснялись слабые места в знаниях противника (сократовская ирония). С иронией (сомнением) тесно связана майевтика (повивальное искусство) – стремление помочь слушателям обрести новое познание как основу истинной нравственности.
Главной целью метода было обнаружение нравственной основы отдельных случаев человеческого поведения. Достижению этой цели служила индукция. Весь процесс заканчивался дефиницией(окончательным определением).
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – ученик Сократа. Основал собственную философскую школу – Академию, ставшую центром античного идеализма.
По Платону, окружающий нас материальный мир является лишь «тенью», производной от мира идей, т.е. материальный мир вторичен. Явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются, идеи – вечны и неизменны. Идеи – это подлинное, действительное бытие.
Платон абсолютизирует идеи, отрывает их от реальных предметов. Идеи объективны, материальный мир им подчинен. В этом суть объективного идеализма Платона.
Платон впервые ввел в философию понятие «материя», которую понимал как возможность любых геометрических фигур, отождествляя ее с пространством.
Истинное познание – это познание разумное. Чувственное познание информирует нас лишь о кажущемся бытии. Теория познания Платона – это теория воспоминания (анамнесиса). Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удается отстраниться от тела.
По Платону, определенный порядок и последовательность миру сообщил создатель (демиург).
Теория идеального государства Платона. Государство возникает как общество трех социальных групп: правители – философы, стратеги – воины, обеспечивающие безопасность государства, и производители – земледельцы и ремесленники, обеспечивающие удовлетворение жизненных потребностей. У философов преобладает разумная часть души, у воинов – воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев – чувственность и влечения.
Трем сословиям соответствуют три добродетели. Мудрость – правителям и философам, храбрость – воинам, умеренность – народу. Четвертая добродетель – справедливость – является «надсословной».
Философия Платона является первой рационально, логически построенной системой объективного идеализма.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – ученик Платона. Основал в Афинах Ликей (лицей). Философская позиция Аристотеля характеризуются как дуализм.
Аристотель выдвинул ряд возражений против идеализма Платона. Он считал невозможным, чтобы сущность вещи находилась отдельно от самой вещи. Критикуя идеи Платона, Аристотель сказал: «Платон мне друг, но истина дороже».
Аристотель признавал объективное существование материального мира. Считал, что сущность находится в самих вещах.
Материя заключает в себе лишь возможность развития, нуждается в оформлении. Благодаря воздействию формы она актуализируется, превращается в действительность.
Аристотель развивает мысль о диалектической взаимосвязи материи и формы, о развитии природных явлений как об оформлении материи.
Материя пассивна и бесформенна, а форма – активное, деятельное начало, делающее вещь тем, что она есть. В природных явлениях форма, как начало деятельное, предшествует материи как началу пассивному. Эта концепция, распространенная на всю природу, приводит Аристотеля к идеализму: к признанию «формы всех форм» – мирового духа, изначальной целесообразности природных явлений (телеологический взгляд на мир). «Форма всех форм» (первый двигатель, Бог) – это форма, не связанная с материей; это конечная причина, цель всех природных явлений и их производящая причина. «Первый двигатель» приводит в целесообразное движение весь мир.
В теории познания Аристотель придерживался материалистического сенсуализма. Чувства дают нам представления об отдельных предметах. Разум, разлагая их на простейшие составные элементы, находит между ними общее.
Аристотель разработал учение о различных видах движения и развития.
Аристотель сформулировал основные законы логики. Логику он понимал как теорию доказательства, в котором различал индукцию – вывод общего из частного и дедукцию – вывод частного из общего.
Аристотель впервые дал классификацию категорий.
Космологическая теория Аристотеля носила геоцентрический характер. Земля – центр шарообразного мира, конечного в пространстве, но бесконечного во времени. Эта теория впоследствии разрабатывалась Птолемеем (II в. н.э.).
Аристотель выдвинул теорию происхождения государства из семьи. Человека определил как «общественное (политическое) животное, наделенное разумом».
Аристотель подвел итог развитию философских, естественнонаучных и политических идей в Древней Греции, создал «энциклопедическую науку».