КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 36
Задание № 1 В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» говорится: « … Ибо ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы! … Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оказавшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться».
Согласны ли Вы с таким суждением? Обоснуйте ответ.
Чем и почему свобода может быть трудна и даже невыносима для человека?
Задание № 2 Великий инквизитор полагал, что
1) человек способен к бескорыстной, чистосердечной любви;
2) человек есть существо слабое, склонное к непостоянству и греху;
3) людям не нужна и даже вредна свобода, ибо она неизбежно ведёт к раздорам и развалу жизни;
4) человек есть существо разумное, способное, опираясь на разум, организовать нормальную жизнь;
5) свобода есть высшая ценность человеческой жизни;
6) свобода обременительна, даже невыносима для человека;
7) не хлебом единым жив человек;
8) людям нужны опекуны, которые устраивали бы их жизнь, давали возможность для проявления их слабостей;
9) Христос открыл людям великую истину;
10) люди – существа, хотя и не без слабостей, но они способны к совершенствованию.
Выберите четыре варианта, которые характеризуют взгляд Великого инквизитора на человека.
Задание №3 Сравните взгляды Христа и Инквизитора на человека и напишите, кто из них, с Вашей точки зрения, прав: Инквизитор или Христос? Обоснуйте свой ответ.
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА №37 Философский анализ общества
План
Ведение
1. Сущность общества. Общество как система.
2. Основные сферы жизни общества.
3. Гражданское общество и государство.
4. Человек в системе социальных связей.
Заключение
Литература:
1. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 229 – 231.
2. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - С. 145–198, 278–291.
3. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 316 – 340.
4. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для вузов. – 4 -е изд., испр. - М.: ВЛАДОС, 2004.
5. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 37
Задание № 1 Немецкий философ И.Г. Фихте утверждал: « Человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живет отшельником».
Согласны ли Вы с данным высказыванием? Дайте развернутое обоснование вашей позиции.
Задание №2 Определите, что из нижеперечисленного относится к сфере экономической жизни общества:
1) торговля;
2) художественное творчество;
3) наука;
4) государство;
5) оценка земли;
6) семья;
7) производство автомобилей;
8) политическая партия.
Обоснуйте свой выбор.
Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы П.И. Новгородцева (С. 229 – 231) «Об общественном идеале» и дайте подробный ответ на вопрос: «Что такое общественный идеал с точки зрения автора?»
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА № 38 Культурно-историческая концепция О. Шпенглера
План
Введение
1. Цивилизационный подход в понимании истории: общие идеи и принципы.
2. Природа и История как два разных способа видения действительности в картине мира. Причинность и судьба. Морфология культуры.
3. Цивилизация как неизбежность и завершение всякой культуры.
Заключение
Литература:
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С. 126-127, 153.
2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 240 – 242.
3. Философия / Отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - С. 43-47, 125-131.
4. Шпенглер О. Закат Европы. – М.: Акад. проект, 2009. - С. 5-106.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 38
Задание № 1 О. Шпенглерсчитал, что никаких преимущественных центров мировой истории нет, что разные культуры имеют одинаковое значение в истории.
Каковы аргументы О. Шпенглера? Выразите своё отношение к этой позиции.
Задание № 2 Укажите 4 признака, характеризующие цивилизацию в шпенглеровском смысле:
1) Победа искусственного над естественным, механического над органическим.
2) Вытеснение религии атеизмом, победа трезвого практического расчёта над душой и сердечностью.
3) Высокая роль традиций в жизни, в отношениях между людьми.
4) Урбанизация мегаполисов, оппозиция «мирового города» и «мировой деревни».
5) Вытеснение патриотизма космополитизмом.
6) Многообразие и глубина форм духовной жизни людей.
Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы О. Шпенглера «Закат Европы» (С. 240 – 242) и дайте развернутые ответы на вопросы: «В чем автор видит упадок западной цивилизации? Что означает понятие «Мировой город»?
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Вопрос № 1 Определение философии. Смысл философствования для человека
Природа и специфика философских проблем. Основные законы бытия и мышления. Понятийный аппарат философии. Характеристика основных разделов философского знания.
Космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм как стадии эволюции философского мировоззрения. Философия как «любовь к мудрости». Смысл философствования для человека через диалог настоящего с прошлым и будущим.
Вопрос № 2 Генезис (происхождение) философии. Философия и предфилософия
Проблема происхождения философии.Понятие и характеристика предфилософии. Философия как «любовь к мудрости». Философия и ее соотношение с другими формами мировоззрения: мифологией, религией, искусством, наукой.
Вопрос № 3 Мировоззрение и его основные формы. Специфика философского мышления и мировоззрение
Понятие и общая характеристика мировоззрения. Мир и человек. Мироощущение и миропонимание. Жизненно-повседневное и научно-теоретическое миропонимание. Основные формы мировоззрения. Философия как теоретическое мировоззрение.
Вопрос № 4 Общая характеристика античной философии
Космоцентризм. Натурфилософский период античной философии. Проблема первоначала. Зарождение диалектики и метафизики, материализма и идеализма.
Вопрос № 5 Софистика и философия Сократа
Жизненные корни софистики и её черты. Характеристика субъективизма, релятивизма, скептицизма. Антропологизм философии Сократа. Ирония и «майевтика», знание и добродетель. Место Сократа в истории философии.
Вопрос № 6 Основные идеи философии Платона и Аристотеля
Платон как основоположник объективного идеализма. Проблема души и тела. Познание как припоминание. Учение о государстве: основные черты идеального государства.
Аристотель. Критика учения об «идеях». Бытие как единство формы и материи. Телеологизм. Бог как перводвигатель. Учение о познании. Аналитика как метод получения достоверного знания. Строение души. Общественно-политические взгляды Аристотеля.
Вопрос № 7 Общая характеристика средневековой философии
Теоцентризм. Природа, человек и история в христианской философии. Патристика и схоластика. Разум и вера. Философия и теология. Номинализм и реализм.
Вопрос № 8 Новоевропейская философия
Антропоцентризм. Идея автономной философии. Основные проблемы философии Нового времени. Бэкон о взаимосвязи знания и практики. Учение об «идолах познания». Проблема метода.
Декарт как основоположник европейского рационализма. Интеллектуальная интуиция и принцип очевидности. Требование дедуктивного метода.
Вопрос № 9 Немецкая классическая философия. Основные проблемы, идеи, представители
И. Кант как родоначальник немецкой классической философии. От субстанции к субъекту. Структура познающего субъекта. «Явление» и «вещи в себе». Агностицизм Канта. Категорический императив Канта. Абсолютный идеализм Гегеля. Диалектика Гегеля и её основные законы. Антропологизм философии Л. Фейербаха.
Вопрос № 10 Философия марксизма. Материалистическое понимание истории
Социально-политические условия и теоретические предпосылки формирования философии марксизма. Материалистическая диалектика. Материалистическое понимание истории. Структура общества. Учение о формациях и социальной революции. Предыстория и подлинная история людей.
Вопрос № 11 Русская философия XIX - начала ХХ века
Общая характеристика, становление и развитие русской философии. Русская философия и европейская философская традиция. Русская философия и идея «цельного знания». Судьба России - тематический центр русской философии. Западники - славянофилы. «Русская идея». Русская философия начала ХХ века о духовных основах кризиса цивилизации. (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин)
Вопрос № 12 Понятие бытия в философии. В чём заключается смысл поисков истинного бытия?
Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия.
Что такое бытие? Характеристики бытия. Основные подходы к осмыслению бытия. Смысл поисков истинного бытия:
а) обоснование высших духовных, нравственных и социальных ценностей;
б) доказательство истинности знаний;
в) систематизация человеческих знаний;
г) консолидация социальных сил.
Основные атрибуты бытия. Факторы, от которых зависят наши представления о бытии и его атрибутах.
Вопрос № 13 Проблема сознания в философии
Сознание, его структура и основные функции. Происхождение и природа сознания в истории философии. Общественно-исторический характер сознания. Идеальная сторона сознания. Сознание как процесс отражения бытия. Сознание и язык. Общественное и индивидуальное сознание.
Вопрос № 14 Самосознание и его структура
Понятие самосознания. Индивидуальное и социальное самосознание. Самосознание как основа идентификации человека. Самосознание как важнейшее условие контроля, ответственности и свободного полагания человеком самого себя. Роль общения в становлении самосознания человека. Сознание телесного «Я», чувственно-эмоционального «Я», деятельностных и поведенческих мотивов, сознание целостного смысла и назначения «Я» как составляющие уровни структуры самосознания.
Вопрос № 15 Проблемы познания в философии
Раздел философии, предметом которого является познание. Смысл познания и его значение в человеческой жизни. Познание и практика. Основные категории, которые используются в философии для характеристики познания. Различные философские позиции и подходы к познанию. Познание в контексте различных форм духовной жизни (искусство, религия, наука, нравственность).
Вопрос № 16 Истина и основные трудности постижения истины
Что такое истина? Истина и её антонимы (слова с противоположным смыслом). Проблема критериев истины. Абсолютное и относительное в истине. Трудности и препятствия на пути к истине, возможности их преодоления. Истина как ценность жизни.
Вопрос № 17 Основные методологические регулятивы познания и мышления
Принципы мышления и их характеристика. Понятие метода познания и мышления. Классификация методов.
Вопрос № 18 Специфика научного познания
Многообразие форм и видов познания. Наука в соотношении с другими формами познания. Характерные особенности науки как формы познания. О структуре и уровнях научного познания. Методы научного познания. Идеалы и ценности науки. Роль науки в жизни общества и человека.
Вопрос № 19 Философия истории и её основные проблемы. О смыслах исторического познания
Зачем необходимо знать историю: какие цели (смыслы) исторического познания можете привести и раскрыть?
Основные подходы к изучению истории общества.
Ключевые проблемы философии истории:
- проблема единства и многообразия;
- проблема направленности исторического развития;
- проблема истоков исторического развития;
- проблема движущих сил и субъектов истории.
Вопрос № 20 Основные модели истории и их характеристика
Эволюционная модель общественного развития.
Космоцентрический взгляд на судьбы цивилизации.
Линейно-стадиальные модели истории.
Формационная и цивилизационная модели истории: их сходство, различие и значение для современного понимания общества.
Идеи современной глобализации.
Вопрос № 21 Философия культуры. Единство и многообразие культур. Структура культуры.
Философские определения культуры в истории мысли. Типология культур.
Культура как способ реализации человеческих свойств: деятельностно-практических, социальных, символических, разумных, ценностных, духовных.
Общечеловеческое содержание культуры и ценности национальных культур. Понятие мировой культуры.
Вопрос № 22 Культура и цивилизация.
Культура и цивилизация: тождество и различие понятий. Культура как «единство стиля», духовный облик, цивилизация как материально-технологическое оформление социокультурной жизни в концепции культуры О. Шпенглера. Сущность цивилизационного подхода к пониманию истории человеческой культуры: Н. Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер, П.А. Сорокин. Типы цивилизаций, условия их появления и развития.
Вопрос №23 Философия человека. Проблема происхождения человека. Социальное и биологическое в человеке
Проблема сущности человека. Многоплановость человеческой реальности. Космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм в понимании сущности человека. Противоречивость оценок и трудности в понимании человека. Концепции антропогенеза: противоречие между эволюционно - натуралистическим и религиозно - идеалистическим подходом. Природное и общественное в человеке. Ограниченность биологизаторских и социологизаторских теорий. Пути ее преодоления. Социально-культурная обусловленность существования человека.
Вопрос № 24 Индивид. Индивидуальность. Личность. Проблема формирования гармоничной личности
Понятие «человек». Индивид биологический и социальный. Сущность личности. Связь личности и индивидуальности. Личность и общество. Нравственный аспект жизни личности. Факторы личностного роста. Идеал гармонически развитой личности и проблемы ее формирования. Идеалы личности в мировых религиях.
Вопрос № 25 Свобода и проблемы её достижения
Сущность свободы. Свобода и принуждение. Взаимосвязь свободы и необходимости. Проблема свободы воли. Детерминизм и индетерминизм, фатализм и волюнтаризм. Свобода как духовное явление. Общество и свобода личности. Свобода и ответственность личности.
Вопрос № 26 Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в философии
Жизненный смысл постановки вопроса о жизни и смерти.
Основные философские и религиозные интерпретации смысла жизни, смерти и бессмертия.
Современные дискуссии по проблемам эвтаназии, клонирования.
Вопрос № 27 Наука и её генезис. Социальные и этические проблемы науки
Наука и сущность научного подхода к действительности.
Основные этапы развития науки. Эталоны научного познания.
Социальные функции науки. Наука и гуманистические ценности.
Современные требования к личности учёного.
Вопрос № 28 Философские вопросы техники
Происхождение и смысловое содержание понятия «техника». Техника как часть «очеловеченной природы» (К. Маркс). Техника и производительные силы общества. Техника и цивилизация (урбанизация). Техника и «нематериальная культура».
Общественный прогресс и развитие техники. Функциональное предназначение техники в системе производства материальных благ. Промышленные и научно-техническая революции.
Техника и человек: проблема детерминирования и подчинения.
Вопрос № 29 Информационное общество и его проблемы
Понятие информационного общества (в отличие от традиционного и индустриального). Проблема управления отдельными сторонами жизни общества на основе достоверной информации.
Техника получения, трансляции и переработки информации. Информация вытесняет на перифирию знания и идеологию (ценностные регулятивы)?
Вопрос № 30 Будущее человечества. Философский анализ глобальных проблем современности
Проблемы будущего в христианской (эсхатология) и материалистической («светской») философии. Философия истории и научное прогнозирование (предвидение) развития общества.
Возможно ли проектирование будущего (техники? технологии? экономики? политики?).
Перечень основных глобальных проблем и специфика их решения в условиях возрастания темпов исторического процесса.
Осмысление глобальных проблем с позиций общечеловеческих ценностей.
Вопрос № 31 Философские концепции общества. Идеал социального устройства в философии
Общество как обособленная от природы часть материального мира
Марксистское понимание общества.
Идеальная модель общества. Различные трактовки идеальной модели общества и путей достижения гуманности, разума и справедливости.
Коммунизм как идеал социального устройства.
Вопрос № 32 Диалог культур: Восток, Запад и Россия. Место России во всемирной истории
Запад и Восток как геосоциокультурные понятия.
Запад – особый тип цивилизационного и культурного развития. Экстравертивно-прометеевский тип западной личности.
Восток – традиционное общество и его признаки. Интровертивно-рефлексивный характер восточной личности.
Россия. Две линии национального самосознания. Роль «русской идеи» в духовном преобразовании российской действительности. Цивилизационный потенциал России.
Литература:
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. – 204 с.
2. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – 480 с.
3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. С. 27-36.
4. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учебное пособие. – 3-е изд., испр. - М.: Издательство: «Омега-Л», 2009. – 367 с.
5. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – 512 с.
6. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010. – 432 с.
7. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – 368 с.
8. Философия / Отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 576с.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФИЛОСОФИИ
для студентов вечерне-заочного факультета
Издано в авторской редакции
Подписано в печать 20.04.14. Формат 60х84 1/16.
Печать-ризография. Усл.п.л. 3,49. Уч.-изд.л. 3,35.
Тираж 150 экз. Заказ -
Издательство Алтайского государственного технического
университета им. И.И. Ползунова,
656038, г. Барнаул, пр-т Ленина, 46
Лицензия на издательскую деятельность
ЛР№ 020822 от 21.09.98 г.