Тема 6. Философия европейского Просвещения XVIII века
Эпоха Просвещения входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII-XVIII вв. Просвещение – эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение Просвещение высшего расцвета достигло во Франции, хотя и получило распространение во всех странах Европы. Философия эпохи Просвещения приняла форму материализма и атеизма и подготовила почву для появления социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой не только собственно философские и научные проблемы, но и общие социокультурные задачи, пытаясь просветить народ, научить его пользоваться возможностями своего разума. Последний призван освободить народ от предрассудков, сделать людей "совершеннолетними", научить их критически относиться к предлагаемым религиозным и социальным проектам. Эти идеи развивали Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Ж. Д'Аламбер, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеций во Франции; Дж. Толанд, А. Шефтсбери, Б. Мандевиль, Т. Рид, А. Смит в Англии; X. Вольф, Г. Лессинг в Германии.
Франсуа Мари Аруэ, известный под псевдонимом Вольтер (1694–1778 гг.) – французский писатель, публицист и философ, виднейший представитель французского Просвещения. Представитель деизма – направления в философии, согласно которому Бог единожды сотворив мир, больше не принимает участия в его развитии.
Основные труды:«Философские письма», «Метафизический трактат», «Основы философии Ньютона», «Опыт всеобщей истории о нравах и духе народов: В 7 т.», «Трактат о веротерпимости», «Философский словарь», «Философия истории», философские повести: «Видение Бабука», «Задиг», «Кандид, или Оптимизм», и др.
Признавая существование Бога – Творца мира, Вольтер считает, что мы не в состоянии судить о Деятельности Бога и о его вмешательстве в дела мира. Полагая, что человеческая история – это дело рук самих людей, он утверждал, что источником зла являются сами люди. Лучшей формой государственного правления Вольтер считал конституционную монархию; он полагал неизбежным и соответствующим природе людей расслоение общества на бедных и темных, с одной стороны, и на богатых и образованных – с другой. Вольтер неоднократно выступал как против атеизма, так и религиозного фанатизма. Считая необходимой веру в Бога («Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать!»), Вольтер обрушивается на религию, которую называл на три четверти выдуманной, и на церковь, повинную во множестве преступлений; и его лозунгом стало: «Раздавить гадину!»
Шарль Луи Монтескье (1689–1755 гг.) – французский писатель, историк и философ; видный деятель французского Просвещения, один из основоположников географического детерминизма – направления, согласно которому климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества.
Основные труды:«Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «Размышления о всемирной монархии», «О духе законов».
Одной из центральных идей Монтескье стал тезис о том, что характер внутренних законов (политическое и гражданское право) различных государств тесно связан с духом (ментальностью) людей, проживающих в данном государстве. А дух нации, в свою очередь, определяется географической средой:т.е. климатом, географическими условиями, качеством почвы, образом жизни (земледельцы, охотники, скотоводы), а также религией, нравами и обычаями и т.д. Поэтому «только в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными и Для другого».
В южных странах жаркий климат оказывает на людей расслабляющее воздействие, поэтому там люди изнежены, организмы у них слабые и чувствительные, люди там робкие. В северных странах за счет холодного климата организм у человека здоровый, крепко сложенный. Северяне обладают большей силой, а значит, мужеством и отвагой, в них меньше подозрительности и политиканства. Соответственно, в жарких странах Азии царит дух рабства, и для них наиболее подходящими являются деспотические формы правления. В странах умеренного климата более подходящей является монархическая или республиканская форма правления.
Разделение властей. Внутри каждого государства существует законодательная, исполнительная и судебная власть. Чтобы не возникало злоупотреблений, необходимо, чтобы эти три власти существовали раздельно и контролировали друг друга.
Жан Жак Руссо (1712—1778 гг.) - французский писатель, поэт и философ, один из виднейших представителей французского Просвещения.
Основные труды:«Рассуждение о науках и искусствах», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Политическая экономия», «Юлия, или Новая Элоиза», «Об общественном договоре, или Принципы политического права», «Эмиль, или О воспитании».
Руссо был деистом,признавая реальное существование материального мира и сотворение его Богом. Основное внимание Руссо уделял социально-политической проблематике и особенно проблеме неравенства. Он различал два вида неравенства: Естественное (физическое) и нравственное (политическое, социальное). Руссо неоднократно подчеркивал, что в «естественном состоянии» (т.е. до возникновения государства) социального неравенства не существовало, неравенство там было исключительно физическим; человек вел «спокойную и невинную жизнь» в соответствии со своей природой и находясь в гармонии с внешним миром. Именно поэтому главным его призывом был «назад к природе», к своим корням.
Государство возникает в результате общественного договорамежду всеми членами общества. Общественный договор устанавливает между всеми гражданами равенство, они вступают в соглашение на одних и тех же условиях и должны пользоваться одними и теми же правами. Целью законодательства является достижение свободы и равенства граждан.
Дени Дидро (1713 –1784 гг.) - французский писатель и философ, один из виднейших деятелей Просвещения, организатор и редактор «Энциклопедии».
Основные труды:«Философские мысли», «Аллеи, или Прогулка скептика», «Письмо о слепых в назидании зрячим», «Мысли об объяснении природы», «Разговор Д'Аламбера с Дидро», «Сон Д'Аламбера», «Философские принципы материи идвижения».
В своих произведениях Дидро становится на позиции материализма и атеизма, выступает с критикой христианских догм и религиозных суеверий. Он ставил под сомнение различные чудеса, а также божественный характер Библии. Сотворенной Богом и после этого статичной и неизменной природе деистов Дидро противопоставляет материалистическую картину мира, находящегося в вечном движении и развитии. Согласно деизму Бог выносится за рамки природы, так как после сотворения мира Он более не вмешивается в ее существование, у Дидро же Бог вообще оказывается ненужным.