Итоговый контроль (зачет)

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Философия как феномен культуры. Функции философии.

2. Предмет философии и его историческая динамика. Разделы философии.

3. Мировоззрение: сущность, структура, функции. Философия как теоретически сформулированное мировоззрение.

4. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука.

5. Специфика древневосточной культуры, ее влияние на философскую мысль.

6. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии. Становление и основные школы древнеиндийской философии.

7. Рационально-практическая направленность древнекитайской философии. Философские школы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.

8. Социокультурные источники возникновения и этапы развития древнегреческой философии.

9. Космоцентризм древнегреческой философии.

10. Проблема бытия в древнегреческой философии.

11. Этический рационализм в философии Сократа.

12. Социокультурная обусловленность философии эпохи Средневековья.

13. Августин Аврелий и становление средневековой философской парадигмы.

14. Проблема двойственности истины и учение Фомы Аквинского о соотношении веры и разума.

15. Проблема универсалий в средневековой схоластике: реализм, номинализм, концептуализм.

16. Социокультурные предпосылки формирования философии эпохи Возрождения.

17. Основные черты натурфилософии Возрождения.

18. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения.

19. Социально-политические идеалы эпохи Возрождения.

20. Социокультурные предпосылки гносеологической направленности философии Нового времени. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени.

21. Философские идеи эпохи Просвещения.

22. Критика разума в философии Канта.

23. Теория диалектики в философии Гегеля.

24. Антропологический материализм Фейербаха.

25. Становление и основные черты неклассической философии.

26. Философия иррационализма (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше).

27. Основные идеи социальной философии марксизма.

28. Исторические формы позитивизма.

29. Основные ориентации философии ХХ века и причины их формирования.

30. Основные установки феноменологии.

31. Философские проблемы экзистенциализма.

32. Проблема понимания в философской герменевтике. Исторические типы герменевтики.

33. Современная религиозная философия: неотомизм, тейярдизм, персонализм, диалектическая теология.

34. Фрейдизм и неофрейдизм.

35. Структурализм и постструктурализм в философии ХХ века. Ситуация постмодернизма в философии.

36. Социокультурные предпосылки формирования и основные этапы развития белоруской философской мысли.

Модуль-2. Философские проблемы бытия

Ключевая идея модуля.Современная философская картина мира, утверждающая идею реальности как динамической саморазвивающейся системы, базируется на принципе материального единства мира. В ней интегрированы в единую систему знания частных наук.

Практическое применение.Знание современной философской картины мира позволяет человеку адекватно воспринимать окружающую действительность, ориентироваться в ней, что, в свою очередь, может способствовать более плодотворной самореализации себя в мире.

УЭ-1. Метафизика и онтология – основные стратегии познания бытия

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:Материальное единство мира. Структура бытия. Динамика бытия.

ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ:

бытие, время, движение, картина мира, материя, метафизика, онтология, отражение, принцип материального единства мира, пространство, развитие, субстанция.

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ:

УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ:

1. Обратите внимание на метафизику и онтологию как на стратегии познания.

1.1. Прежде всего, на основе анализа исторически изменяющегося статуса метафизики определите ее связь с онтологией.

Термин метафизика появился благодаря Андронику Родосскому в 1 веке до н.э. Приводя в систему учение Аристотеля, он расположил группу трактатов, в которых рассматривались недоступные чувствам и раскрывающиеся только разуму первоначала бытия, после трактата под названием «Физика». Отсюда и буквальный смысл термина, которым была обозначена эта группа трактатов – «то, что идет после физики».

Вплоть до 18 века в рамках классической философии под метафизикой понимали учение о сверхчувственных принципах бытия. Позднее за учением о бытии в философии закрепляется термин онтология. Поскольку же онтология служила основополагающей частью классической философии, то нередко имело место отождествление терминов «метафизика», «онтология», «философия».

Гегель, противопоставляя метафизику диалектике, первым определяет ее как метод мышления, а, начиная с первой четверти 19-го века, в неклассической философии за метафизикой утверждается статус спекулятивного метода философского мышления, мышления оторванного от жизни.

В постклассической традиции метафизикой называют классическую философию, главными принципами которой считается логоцентризм, а также тождество бытия и мышления. Со второй половины 20-го века термин метафизика нередко используется в нетрадиционных аспектах, например, «метафизика без онтологии» или «метафизика как глубинная грамматика».

Наши рекомендации