B) Теоретическая философия (онтология, гносеология, феноменология)
Тема 2. Структура философского знания.
a. История философии.
b. Теоретическая философия (онтология, гносеология, феноменология).
c. Практическая философия (философия природы, социальная философия, философия истории и права, философская антропология).
d. Специальные философские дисциплины (логика, этика, эстетика, аксиология, герменевтика).
Литература [1, 5, 13, 17, 23, 50]
Философское знание является строго структурированной областью человеческой мысли. Она не имеет иерархии, то есть дисциплин более важных или менее важных. Но философское знание обладает четкой системой и связанными между собой элементами этой системы. Легче всего философское знание представить себе в виде паутинки. Центр паутинки и радиально отходящие линии, пронизывающие насквозь все ее переплетение это история философии, т.е. истории того, как развивалась философия. Пронзая насквозь всю паутинку история философии крепится к стенкам и потолку реального мира, придавая знанию предметность и устойчивость. Поперечные ниточки: большие и малые, густые и редкие - это Теоретическая философия, призванная связать в единое нерасторжимое целое весь философский мир. Маленькие мушки, соринки в паутинке это практическая философия и специальные философские дисциплины. Они создают вибрацию для паутинки, стрессовые ситуации для ее хозяина. Для Паучка-философа. Двигаясь по линиям истории философии, оплетая теоретической философией темные углы он ожидает свою добычу: фактов реальной жизни – тех самых мушек. Уловив сотрясение паутины он бросается к источнику раздражения и насыщает свой голодный разум знаинем об окружающем пространстве.
A) История философии.
Слово энциклопедии: «История философии - этофилософская дисциплина, предметом которой является процесс возникновения и развития философского знания. И.Ф. представляет собой теоретическую реконструкцию, интерпретацию и критическое осмысление этого знания, выявление внутренней связи и взаимообусловленности его составляющих, представленных различными философскими течениями, школами и направлениями, а также выявление их социокультурной обусловленности. Будучи специфическим способом философского исследования, имеющим дело с проблемами, не входящими непосредственно в корпус идей философии как таковой, И.Ф. и соответствующие исследования впервые возникают еще в античности, представляя собой критический анализ идей предшествующих философов, органически вплетенный в контекст изложений собственных взглядов и идей».
Если говорить более простыми словами, то история философии - это сведенные в единый свод все наши знания о том, как философствовали люди начиная с древнейших времен. Древнейшие памятники философской мысли насчитывают более трех тысячелетий. История философии изучает философию Европы, Китая, Индии, Арабского Востока. Но история философии это не просто справочник идей и фамилий, это, прежде всего анализ того, КАК рождается философское знание, КАКИЕ судьбы постигали высокие философские идеи, КАКОВА взаимосвязь между философским открытием и личностью философа… возможно ли предсказать развитие философской мысли в будущем.
Вне истории философии нет философа. Ибо он не знает буквы и духа собственной профессии, без философии истории невозможно выработать собственный философский идеал. Но в то же время, черезмерное увлечение ЧУЖИМИ мыслями может сделать из философа заложника прошлого, неспособного творить философию самостоятельно. Нахождение баланса и гармонии между историей философии и собственной философией – это одна из профессиональных задач философа.
b) Теоретическая философия (онтология, гносеология, феноменология).
Теоретическая философия это целый блок разнообразных отраслей философского знания. Он включает в себя прежде всего Онтологию (знание о мире, пространстве, времени и движении), Гносеологию (учение о познании, истине, правде, лже), феноменологию (теорию о сознании и восприятии мира, знания и самого себя).
Теоретическая философия охватывает учения, начиная от проблемы Бытия мира и до феномена человеческого разума. Серьезно огрубляя проблему можно заявить, что теоретическая философия отвечает на три вопроса: Что есть мир? Что человек может знать о Мире? Каковы границы моего Я в этом мире и знании о нем? Дисциплин (или отраслей) теоретической философии великое множество, но наиглавнейшие те, которые перечислены выше. Приведем подробные их определения
«ОНТОЛОГИЯ (греч. on, ontos — сущее, logos — учение) — учение о бытии: в классической философии — учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы; в современной неклассической философии — интерпретации способов бытия с нефиксированным статусом. Термин "О." был введен Р.Гоклениусом ("Философский лексикон", 1613) и — параллельно — И. Клаубергом. введшим его (в варианте "онтософия") в качестве эквивалента понятию "метафизика" ("Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia", 1656); … объективно, любое философское учение в рамках традиции включало в себя онтологический компонент, фундирующий его в качестве целостной системы. В классической философии О., как правило, содержательно совпадает с метафизикой».
Ключевые понятия Онтологии это: Пространство, Время и Движение. Есть и понятия выского класса – метакатегории. Таковыми выступают: Бытие мира и Бытие в мире. При помощи этих пяти понятий философская мысль обнимает все многообразие окружающего мира от Галактик до молекул и кварков. Ведь всем объекта окружающего нас бытия характерно: Пространство (то где существует объект), Движение (при помощи чего видно существование объекта) и Время (то что фиксирует длительность бытия объекта). Особым успехов в онтологии пользуется парадокс границы между Бытием и Не бытием, переход от существующего в область несуществующего. Иногда объясняемом под терминами Жизнь и Смерть.
«ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis — знание, logos — учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания как таковая. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции "субъект — объект". Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или праксео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др.»
Гносеология - важнейшая составляющая философии, она показывает философу какие критерии есть для лжи а какие для истины, как увидеть заблужение и отличить его от правды. Гносеология фактически повторяет подвиг барона Мюнхаузена, когда он вытащил самого себя (вместе с лошадью) из болота за собственную косицу. Гносеология в ее классическом изложении имет две действующие силы Субъект (тот кто познает) и Объект (то что познается или тот кто познается). Непростая история их взаимоотношений, подводные камни и ловушки нашей системы познания - все это изучается в гносеологии. И не просто изучается, но и формулируются рекомендации по совершенствованию познавательных практик.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – особая область философии познающие возможности человеческого сознания к усвоению информации об окружающем мире и самом себе.
Не секрет что мы видим мир не таким какой он есть на самом деле, а таким каким его себе представляем или говоря на языке философии интерпретируем. Мы говорим, спотокнувшись о камень «Плохой камень». Но разве камень может быть плохим или хорошим, исходя из своей каменистости? Он таковым выступает исходя из нашей человечности. Феноменология помогает выявить, образно говоря сферу каменистости камня и область его человечности (а есть еще сферы общества, искусства, истории, этики…). Феноменология поможет найти гармонию этих сфер между собой, но таким образом, чтобы не пострадала истина. Причем, истина как объективная (существующая вне нашего желания или власти), так и субъективная (присущая только нам). Камень пример простой, а как быть с феноменом Бога? Совести? Морали? Власти? Ведь это важнейшие стороны нашей жизни, причем требующие безусловной и безошибочной истинности. Феноменология показывает границы нашего освоения мира. Еще раз подчеркну не ПОНИМАНИЯ (знания, узнавания отделенного от своего Я разумом и логикой), а ОСВОЕНИЯ (знания, оценки, усвоения, интеграции в жизнь, превращения знания в часть своего Я).
с) Практическая философия (философия природы, социальная философия, философия истории и права, философская антропология)
Практическая философия - это область философского знания которая отвечает за насыщение философии знанием об окружающем мире. Причем знанием уже прошедшим обработку философской методологией и готовым для «употребления» в теоретической философии и истории философии. Само название должно говорить о предметности (на философском языке – эмпиричности) философских дисциплин этого блока. Так, например, философия природы - это освоение окружающей природной предметности силами философских категорий и понятий. Для общества – это социальная философия, для истории и права – Философия истории и права, для человека – Философская антропология, для власти – Кратология (кратос – по древне-гречески власть). В общем весь окружающий мир может иметь (хотя не всегда должен) свои философии. Из интригующих терминов можно указать: философию бизнеса, философию прически, философию любви. Вся это необъятная масса философий находится под эгидой практической философии.
Наиболее развитой является социальная философия, философия истории и права, а также философия человека. Эти три философии охватывают человеческое бытие и являются фактологическим базисом для дальнейших размышлений практически в любой области философского знания. Заговорим, мы скажем о макро мире, прейдется поговорить и о его восприятии, а заговорив о восприятии обратимся к человеку. Попытаемся «уйти» от человека, обратившись к Макромиру посредством понятия «Воля Божия» придется заговорить о концепциях «Воли» в истории, в разных обществах и неминуемо мы опять выйдем на круг вопросов Практической философии.
Если схематизировать проблемму, то практическая философия осваивает все объекты и процессы происходящие в глобальной системе «Бог-Природа-Общество-Человек».
d) Специальные философские дисциплины (логика, этика, эстетика, аксиология, герменевтика)
Специальные философские дисциплины – это отдельные кусочки философской смальты, которые сосреодоточенны на одном комплексе вопросов имеющих в своем центре одну единственную, хотя и значительную проблему. Специальные философские дисциплины не являются самодостаточными, но без них философское знание было бы бедно и мелко. Разрабатывая один комплекс они достигают в своих трудах беспреценедентной глубины и точности формулировок. Так, скажем, удар топора: могуч, массивен, невероятно эффективен для разрушения мощных препятствий. И внешне выглядит крайне эффектным. Но ведь иногда требуется «Тихое» прикосновение скальпеля хируруга. Безусловно топор имеет более широкий спектр применения чем скальпель, но как правило топор можно заменить, например пилой, ломом и тд. А вот скальпель имея очень узкий диапазон применения практически не может быть заменен ни иголкой ни столовым ножем. Точно также и специальные философские дисциплины, практически не заменимы, когда речь идет о присущих им вопросов.
Скажем ЛОГИКА это дисциплина отражающая действительность в абстрактной, но теоретически последовательной форме. При помощи значков логика призвана ответить на один вопрос: какое утверждение следует считать ложным, а какое истинным? Она формализует (то есть переводит на язык формул) человеческие мысли и речь. Она помогает исследователю четко и ясно излагать свои идеи. Например: 1. Все люди смертны. 2. Сократ – Человек. 3. Следовательно Сократ смертен. Подменяя термин Сократ и Смерть. Можно делать выводы о цвете деревьев, политике и лжи. Логика находит парадоксы, трудно разрешимые логические противоречия и загадки. Например: Критянин сказал, что все критяне лжецы. Вопрос: сказал ли критянин правду, или солгал? Если сказал правду значит есть один критянин – правдец и значит не все лжецы? Но, если не все лжецы, значит он сказал не правду и является лжецом? А значит… Этот диалог можно продолжать довольно долго. Но только логика может формулировать принципы, скажем доказательств. Например, из двух утверждений одно либо правдиво либо ложно. Не может быть, что одно утверждение чуть чуть правдиво, как нельзя быть чуть чуть беременным. Логика не свидетельствует об истинности мира, но показывает степень обективности пишущего или говорящего.
ЭТИКА – дисциплина изучающая два спектра человеческого бытия умещающегося между ДОБРОМ и ЗЛОМ. Что есть мораль? Что важнее справедливость или милосердие? Какой человек хороший, живущий по принципам законности или по принципам любви к ближнему?
АКСИОЛОГИЯ – большая философская дисциплина познающая феномен человеческих ценностей. Причем как ценностей материальных (золото, бриллианты, пять по философии…), так и моральных (дружба, равенство, долг, любовь, честь…). Аксиология пытается вникнуть, какие ценности играют большую роль в жизни человека. Существуют ли ценности на все времена? Или они зависят от места, времени и человека? Какова пирамида ценностй (и есть ли она вообще)? Как взаимодействуют ценности в диапазоне от человека до государства?
ГЕРМЕНЕВТИКА – особоая философская дисциплина изучающая феномен знака. Знак не как знамение, а как информационная система. Знаком выступают гербы и флаги, стихи и песни и даже отдельные буквы. Удивительная и занимательная метаморфоза творится с буквой, которая становится частью Буквосочитания, а затем… количество переходит в качество и горсть букв становится словом, которое имеет свои особые смыслы, которое воздействует на человека, общество страны, на день, на два на тысячелетия. Груды букв, клинописных единиц и иероглифов переходят из слова в слово из смысла в смыслы, создаются языки и во всем этом человек уверенно чувствует себя как старый опытный лоцман в собственной гавани. Откуда такие врожденные способности для всех без исключения людей, каким образом функционирует эта бездна информации и смысловых цепочек? Все это герменевтика.