Проблема человека в философии
1.1. Основные концепции и направления исследования проблемы человека в философии.
Философская антропология–это раздел философии, в котором изучается человек, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, сущности и существования человека.
Проблема человека представляет собой открытую и незавершенную проблему. Дать определение, что такое человек – непростая задача. Рассказывают, что однажды греческий философ Платон, демонстрируя силу мысли перед учениками, отвечал на вопрос «Что такое человек?» Человек, рассуждал он, принадлежит роду животных, виду двуногих животных. Это двуногое животное без перьев. Тогда Диоген из Синопа, оказавшийся среди слушателей, ощипал цыпленка и бросил обезображенную птицу в круг: «Вот, Платон, твой человек!»…
Размышление о человеке неотвратимо захватывает самый широкий круг проблем. О чем бы ни шла речь – о бытии, о природе, о космосе, о социуме, – всегда на общем плане присутствует человек.
Человек является объектом изучения многих наук (медицины, психологии, нейрофизиологии, педагогики, этнологии и др.). Конкретные науки, изучающие человека, исследуют частные его проявления и свойства, многообразные естественные факторы и закономерности появления и существования человека. Философская антропология стремится к выработке целостного представления о человеке и его месте в мире. При этом она не ограничивается анализом и синтезом данных естественных и гуманитарных наук, а пытается осмыслить еще и метафизические (т.е. не имеющие физических причин) основания и измерения человека (поиск Бога, добра, красоты, истины, справедливости, его муки совести, чувство вины, одиночества, страха, смысла жизни и т.п.). Именно они определяют основные качества человека.
Несмотря на накопленные наукой и философией знания, ни в одну прежнюю эпоху взгляды на происхождение и сущность человека не были столь неопределенными и многообразными, как в наши дни. За последние десять тысяч лет истории, как писал виднейший представитель философской антропологии ХХ века М.Шелер, наша эпоха – первая, когда человек стал совершенно проблематичен. Он больше не знает, что он такое, но в то же время знает, что он этого не знает.
В истории философской мысли сложилось несколько концепций осмысления человека, противоречащих друг другу, спорящих друг с другом. Выделим основные их них: натурализаторская, рационалистическая, философско-религиозная, социологизаторская, экзистенциально-персоналистская.
В рамкахнатурализаторскойконцепции человек рассматривается как природное живое существо. Биологический уровень его существования играет определяющую роль по отношению к его индивидуальности, к формам общественного поведения и ко многим социальным процессам. Такой подход сформировался еще в античной философии (Демокрит), поддерживался позитивизмом, прагматизмом. В философии ХХ. в его рамках появляется идея принципиального несовершенства биологической природы организма. Так, немецкий философ А. Гелен утверждает, что человек плохо приспособлен к среде своего обитания. Его основное состояние в современном мире – перегруженность (физическая, информационная, интеллектуальная). Культура – это совокупность механизмов, компенсирующих биологическую недостаточность человека. Техника, средства массовой информации и государство компенсируют эти перегруженности.
Рационалистическая концепция сущностной особенностью человека считает разум, сознание, что позволяет ему постигать глубинные связи и законы внешней действительности, планировать в соответствии с полученными знаниями свои действия. Разум понимается не как естественное развитие животных инстинктов, а имеет сверхприродное происхождение (дар Бога, проявление Мирового разума и т.п.), как такое свойство человека, посредством которого преодолевается естественно-природное в человеке. Яркимb представителями такой концепции можно считать Сократа, Платона, Аристотеля, Р. Декарта, Г.Ф.В. Гегеля. Наиболее ярко такой подход к человеку нашел свое воплощение в знаменитом тезисе Р. Декарта «cogito ergo sum» («мыслю, следовательно, существую»).
Философско-религиознаяконцепция сущность человека определяет тем, что он создан Богом, т.е. человека нельзя определить самого по себе, независимо от Бога. Только исходя из идеи творения, можно оценить содержание и цель человеческой жизни. Этот подход сформировался в средневековой философии и своеобразно развит в русской религиозной философии конца XIX – начала XX веков (философские идеи В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, Л.Н. Толстого и др.). Так, Н.А.Бердяев писал: «Сущность человека определяет его подобие Богу-творцу», т.е. сущность человека заключается в том, что он – творец (и прежде всего, творец собственного бытия).
Социологизаторская концепция рассматривает человека как результат воздействия на него различных социокультурных факторов. Главную установку социологизаторского подхода наиболее четко выразил К.Маркс, сказав, что «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений». Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации. Только посредством социализации человек преодолевает в себе природное, и только в обществе он может действительно реализовать себя.
Экзистенциально-персоналистскаяконцепциясложилась в неклассической философии. Она понимает человека как особое начало в мире, не сводимое ни к каким внешним законам (природным или социальным), а объяснимое лишь исходя из его индивидуального неповторимого опыта (подлинности, экзистенции). Сущностной чертой человека является свобода. Человек сам творит себя, свою судьбу и мир вокруг себя. Феноменами человеческого бытия являются страдание, страх, одиночество и др.
Каждый из отмеченных подходов акцентирует внимание лишь на одной, хотя и существенной, грани человека. Реальная истина о человеке, скорее всего, складывается из дополнительности этих подходов.