Открытие материалистической основы диалектики
Реферат
По дисциплине: Философия.
На тему: «Диалектика природы Ф. Энгельса и К. Маркса, ее влияние на развитие науки»
Выполнил:
Студент 14 ГМУ
Гвоздков Андрей
Проверил:
Емец М.С.
Введение
Марксизм в целом и диалектический материализм как его составная часть возникли в 40-х гг. 19 в., когда борьба пролетариата за своё социальное освобождение властно требовала познания законов развития общества, что было невозможно без материалистической диалектики, материалистам, объяснения истории. К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув всестороннему анализу общественную действительность, критически переработав и усвоив всё положительное, что было создано до них в области философии, истории, экономической жизни, создали качественно новое мировоззрение. Они разрабатывали диалектический материализм в острой идейной борьбе против различных форм буржуазного мировоззрения.
В марксистской теории принцип материализма увязан с революционным движением, сокрушением капитализма и построением нового -- социалистического и коммунистического общества. Маркс в основном разрабатывал проблемы экономики, социально-философские вопросы и вопросы истории философии. Основоположник диалектического и исторического материализма, марксистской политической экономии, научного коммунизма, теоретик и идеолог пролетарского революционного движения. Главное произведение -- «Капитал» в котором был разработан метод материалистической диалектики применительно к анализу политэкономической жизни общества, развито материалистическое понимание истории, исследованы законы движения капиталистического способа производства, обоснована неизбежность коммунистического общества. Важнейшим документом пролетарского движения является «Манифест Коммунистической партии», написанный Марксом совместно с Энгельсом, в котором обоснована историческая миссия пролетариата как «могильщика буржуазии», раскрыты цели и задачи революционного пролетарского движения.
Биография Ф. Энгельса
Энгельс Фридрих (1820--1895) - немецкий философ-материалист, теоретик марксизма, друг и соратник К. Маркса, деятель мирового пролетарского движения. Обобщал достижения естествознания, анализировал диалектические процессы в природе. В молодости находился под влиянием идей Гегеля, Гейне и нем. социалиста М. Хесса. Разрабатывал идею об объективной и субъективной диалектике. Придерживался теории классов и классовой борьбы, резко критиковал капитализм, особенно стадию первоначального накопления. Основные труды: «Положение рабочего класса в Англии» от 1844г, «Манифест коммунистической партии» (совместно с Марксом) от 1848г, «Диалектика природы» от 1872-1882г, опубликованная лишь в 1925г, «Революция в науке господина Евгения Дюринга» или «Анти-Дюринг» от 1878г, «Происхождение семьи, частной собственности и государства» от 1884г., «Развитие социализма от утопии к науке». В них, а также в обширной переписке Энгельс отстаивал, развивал и популяризировал принципы диалектического и исторического материализма, марксистской политической экономии, теории научного социализма. Энгельсом разработана трудовая гипотеза происхождения человека, диалектическая концепция природы, теория классовой борьбы, диалектико-материалистическая теория познания. Энгельс оказал огромное влияние на развитие пролетарского, социалистического движения, на работу II Интернационала. Он сформулировал основной вопрос философии, решение которого стало критерием разделения философии на материалистическую и идеалистическую партии, развивал диалектический метод, исследовал проблему предмета диалектического и исторического материализма, разрабатывал категории и законы материалистической диалектики. После смерти Маркса подготовил и опубликовал 2-й и 3-й тома «Капитала», переиздал многие произведения Маркса, защищал теорию Маркса от нападок ревизионистов. Работы Энгельса оказали большое влияние на последующее развитие марксизма.
Биография К.Маркса
Карл Генрих Маркс (1818--1883) -- немецкий философ, автор теории диалектического и исторического материализма, наиболее полный и последовательный выразитель материализма. Карл Маркс вырос в семье практикующего юриста и представителя древней линии наследственных раввинов. Отец его перешел в протестантство, и сын воспитывался в духе протестантизма, но рационализм и гуманизм в его мировоззрении стали результатом его собственных усилий. Созданное им политическое учение представляет собой редкую в истории попытку анализа текущей эмпирической действительности с одновременной и неизменной озабоченностью радикально ее изменить. Марксизм вместе с тем -- радикальный плод просветительской традиции с ее секуляризмом и прогрессизмом. По форме марксистская философия истории многим обязана гегелевской методологии, а по своему содержанию -- секуляризованной христианской эсхатологии, где миссия Христа замещена освободительной и спасительном миссией пролетариата. На это одними из первых обратили внимание русские религиозные философы (С. Булгаков, Н. Бердяев), затем западноевропейские историки философии (Б. Рассел и др.) Широкое распространение марксизма по всему миру и грандиозные вариации практического претворения его социально-политических предписаний сделали личность Маркса одним из самых заметных за прошедшие полтора столетия мировой истории мыслителей, а его самого иногда называют в западноевропейских общественных опросах человеком тысячелетия.
Открытие материалистической основы диалектики
Философское учение Маркса основывается на критическом переосмыслении антропологического материализма Л. Фейербаха и идеалистической диалектики Г. Гегеля. Созданная Марксом материалистическая диалектика является наукой «об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления». В процессе разработки марксизма он переработал идеалистическую диалектику в материалистическую. Идеальное для Маркса -- отражение материального в голове человека, свойство высокоорганизованной материи.С позиции диалектики развитие представляет собой процесс, внутренней причиной которого является противоречие, разрешающееся посредством «снятия» (отрицания) предшествующих этапов и как бы возвращения к ним, но на более высоком уровне (отрицание отрицания). Развитие предстает как скачкообразный, спиралевидный, революционный, катастрофический (перерывы постепенности) процесс бесконечного прогрессивного изменения. Законы диалектики прорывают все области природного и общественного бытия. Наиболее значимые результаты были получены при применении диалектического метода к анализу общественной жизни.
Если бы не было марксизма, материализм трудно было бы даже назвать философским направлением. Скорее это способ осмысления мира. Хронологически этот способ прослеживается от античности до современности и наблюдается практически во все философские эпохи.
Его основные постулаты: мир материален, мир объективен и не зависит от сознания, материя первична, вечна, несотворенна, сознание- свойство материи, мир познаваем. Как отмечал Маркс, Гегель одновременно и открыл, и мистифицировал диалектику, представив ее независимой от реальности сферой, чистыми законами абсолютного разума. Свое исправление основ гегелевской диалектики Маркс назвал «переворачиванием» на ноги, тогда как у Гегеля она стоит на голове. Это образное выражение действительного переистолкования и существенного преобразования диалектического метода. Маркс, а затем и Энгельс обратили внимание на то, что главные, фундаментальные диалектические зависимости и отношения (указанные и логически проанализированные Гегелем) присутствуют и в реальных процессах жизни природы, общества, в повседневной практической действительности. Более того, эти зависимости открывают в реальной жизни ученые, практические деятели, никогда не бывшие гегельянцами, не владеющие технологической стороной диалектики и не умеющие устанавливать диалектические зависимости между абстрактными понятиями. Изучая математику, химию, историю экономической и политической жизни, историю культуры и технологии, Маркс и Энгельс постоянно обнаруживали в этих различных областях знания о действительности отчетливое проявление диалектических закономерностей. Вывод был сделан в обычной для Маркса четкой теоретической форме: «Мой диалектический метод но своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». В политической экономии, «как и в естествознании, подтверждается всемирно-исторической освободительной миссии, пролетарий превращается в коммуниста, во «всеобщего представителя» во всех сферах деятельности. Это значит, что индивид, как коммунист, должен стать практическим воплотителем уничтожения всякой социальной ограниченности.