Философия постмодернизма
Имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Институт социальных и политических наук
Кафедра лингвистики и профессиональной коммуникации на иностранных языках
Философия постмодернизма
Выполнила:
студентка 3 курса
Гредских С.А.
Екатеринбург
Постмодернизм— это особый тип мировоззрения, ориентированный на формирование такого жизненного пространства, в котором главными ценностями становятся свобода во всем, спонтанность деятельности человека, игровое начало. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций – этических, эстетических, методологических и т.д., на отказ от авторитетов любого ранга, начиная от государства, великой национальной идеи, моральных парадигм и кончая правилами поведения человека в общении с другими.
Постмодернизм не является оформленной, систематизированной философской или научной школой, это, скорее, новое мировоззрение, мировосприятие и мирочувствование, проявляющееся как тенденция в литературе, искусстве, науке, литературоведении, философии, социологии. Утверждать, что на смену культуре модерна пришла культура постмодерна, нет оснований. Процесс смены культурных парадигм можно уподобить медленной смене запаха в комнате: элементы новой культурной парадигмы постепенно вытесняют на периферию, а потом и замещают отдельные элементы парадигмы модерна. Поэтому можно говорить о том, что на смену безраздельному господству культуры модерна приходит эпоха их сосуществования, при котором происходит усиление постмодернистских тенденций, а общество, культура, мирочувствование людей становится все в большей степени постмодернистскими.
Возникновение и становление постмодернизма.Постмодерн как этап развития общества, как культурная «эпоха» связан с разрушением непримиримого социального противостояния, с падением идеологических, национальных, религиозных барьеров, с эпохой создания информационного общества и универсальных коммуникаций. Вместе с тем, для постмодерна характерна равнозначность всех сфер социальной жизнедеятельности (экономики, политики, права, культуры и пр.); отсутствие центрированности и иерархии внутри этих сфер, плюрализм, доминирование либерализма, отказ от евроцентризма. Относительно более точной даты его рождения единого мнения нет. Многие называют 1972 год, но связывают его с разными событиями. В 80-е годы постмодернизм распространяется по всему миру, достигает впечатляющего успеха и триумфа. Благодаря средствам массовой коммуникации он становится модой, неким фирменным знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных.
Постмодерный человек ориентируется не на будущее, а на настоящее – время, в котором он ест, потребляет, наслаждается. Возникает новый культ чувственности и тела. Постмодерное мироощущение соприкасается с безумием, связано с тревогой или пессимизмом. Социо-культурной детерминантой Постмодерна является деперсонализация. Проект Модерна реализовался в ХХ веке в крайних формах подавления личности в тоталитарных системах, а также в «мягких» формах, что выразилось в порождении массового человека – «западоида». «Западнизм рационализировал человека. Он исключил из его «внутреннего мира» все излишнее, всякий психологический хлам, идейную запутанность, склонность к избыточной рефлексии, чрезмерную опосредованность между идеей и делом. Зато западнизм сделал человека для построения человеческих объединений огромного масштаба и с высоким уровнем социальной организации. Западоид есть высший уровень эволюции человека. Это искусственно выведенное существо, а не результат чисто биологической эволюции» (Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995. с.355).
Лингвистический поворот в философии ХХ века.Возникновение постмодернизма обусловлено «лингвистическим поворотом» в философии, который представляет собой изменение парадигмы философствования, смену основных методологических принципов, трансформацию не столько проблемного поля, сколько методологического самосознания современной философии, где анализ языка становится мощным источником философского познания реальности в русле авторитетных философских течений – экзистенциализма (М.Мерло-Понти), феноменологии (М.Хайдеггер), практической философии (Ю.Хабермас, К.-О.Апель).
Если классическая философия в основном занималась проблемой познания, т. е. отношениями между мышлением и вещественным миром, то практически вся современная западная новейшая философия переживает своеобразный «поворот к языку», поставив в центр внимания проблему языка, и поэтому вопросы познания и смысла приобретают у них чисто языковой характер. В результате и критика метафизики принимает форму критики ее дискурса, или дискурсивных практик, как у М.Фуко и Ж.Деррида.
Философия постмодернизма начинается с парадоксальных заявлений ее представителей о том, что философии не существует именно потому, что возникло радикальное сомнение в ее возможности осуществлять функцию ядра мировоззрения. Более приемлемым оказывается вероятностный подход к миру и рассмотрение различных философских систем как возможных и правомерных моделей Универсума. Более радикальное крыло, следуя за И.Кантом, вообще отрицает возможность обоснования каких-либо онтологических моделей. Иными словами, постмодернистская парадигма генетически связана с обоснованием мировоззренческого плюрализма.
Философские взгляды М.Фуко (1926-1984).Основная цель исследований Мишеля Фуко – выявление «исторического бессознательного» различных эпох, начиная с Возрождения и по XX в. включительно. М.Фуко ввел в оборот понятие «эпистема».
Исходя из концепции языкового характера мышления и сводя деятельность людей к «дискурсивным практикам», М.Фуко постулирует для каждой конкретной исторической эпохи существование специфической «эпистемы» – «проблемного поля» достигнутого к данному времени уровня «культурного знания», образующегося из «дискурсов» различных научных дисциплин.
Характерной особенностью понимания «эпистемы» у М.Фуко является то, что она у него выступает как исторически конкретное «познавательное поле» научного свойства, как уровень научных представлений своего времени. Он выделял не менее пяти подобного рода «познавательных полей»: античное, средневековое, возрожденческое, просветительское и современное.
В работе «Слова и вещи», речь у него идет о трех четко друг другу противопоставленных «эпистемах»: Возрождение (ХV-ХVI вв.), классический рационализм (ХVII-ХVIII вв.) и современность (с начала XIX в.). Эти три эпистемы кардинальным образом отличаются друг от друга: «В ренессансной эпистеме слова и вещи сопринадлежны по сходству; в классическую эпоху они соизмеряются друг с другом посредством мышления – путем репрезентации, в пространстве представления; начиная с XIX в. слова и вещи связываются друг с другом еще более сложной опосредованной связью – такими мерками, как труд, жизнь, язык, которые функционируют уже не в пространстве представления, но во времени, в истории».
Вырвавшись из замкнутой системы М.Фуко, категория «эпистема» у разных интерпретаторов обрела различные толкования, однако сохранился основной ее смысл. Под «эпистемой» понимают устойчивый характер некоего специфического языкового мышления, всюду проникающей дискурсивности, которая, будучи неосознаваемой, существенно предопределяет нормы его деятельности, сам факт специфического понимания феноменов окружающего мира, оптику его зрения и восприятия действительности.
Нарушая традиции классической философии, М.Фуко осуществляет своеобразный «поворот к языку», ставит в центр внимания проблему языка, и поэтому вопросы познания и смысла приобретают у него чисто языковой характер. Для М.Фуко знание не может быть нейтральным или объективным, поскольку всегда является «продуктом властных отношений». Вслед за М.Фуко постмодернисты видят в современном обществе, прежде всего борьбу за «власть интерпретации» различных идеологических систем.Язык рассматривается не просто как средство познания, но и как инструмент социальной коммуникации, манипулирование которым со стороны «господствующей идеологии» касается не только языка наук (так называемых «научных дискурсов» каждой дисциплины), но главным образом проявляется в «деградации языка» повседневности, служа признаком извращения человеческих отношений, симптомом отношений господства и подавления.
Философские взгляды Ж.Бодрийяра (1930-2007). На Жана Бодрийара оказали большое влияние философские идеи К.Маркса, 3.Фрейда, Ф. де Соссюра.
Согласно Ж.Бодрийяру, социальная история разворачивается как процесс вытеснения смерти, которая понимается как асистемность. Поэтому социальная история начинается с вытеснения из социального пространства мертвых, затем дикарей и т. п., вплоть до интеллектуалов и женщин. Феномен обратимости используется Ж.Бодрийяром для создания концепции симуляции, что понимается как смешение реального и воображаемого. Развитие уровней симуляции приводит к подрыву самой системы: мир утрачивает реальность, выступая как совокупность моделей. Симуляция смешивает всякое различение, выдавая отсутствие за присутствие, а воображаемое – за реальное. Симуляция непосредственно связана со «знаковостью»человеческого существования.
Эволюционируя, знак утрачивает всякую связь с реальностью и переходит в разряд симуляции, обретая связь с телом, становясь симулякром – «кентавром знака и тела».
Симулякр– один из наиболее популярных в последнее время терминов философской и теоретической мысли, введенный в широкий обиход Ж.Бодрийяром.
Подход Ж.Бодрийяра заключается в том, что он попытался объяснить симулякры как результат процесса симуляции. Признавая симуляцию бессмысленной, Ж.Бодрийяр в то же время утверждает, что в этой бессмыслице есть и «очарованная» форма: «соблазн», или «совращение».
Чтобы стать законченным, или, как предпочитает его называть Ж.Бодрийяр «чистым симулякром», образ проходит ряд последовательных стадий:
· Ø он является отражением базовой реальности;
· Ø он маскирует и искажает базовую реальность;
· Ø он маскирует отсутствие базовой реальности;
· Ø он не имеет никакого отношения к какой-либо либо реальности: он является своим собственным чистым симулякром.
В результате возникает особый мир, мир моделей и симулякров, никак не соотносимых с реальностью, но воспринимаемых, как гораздо более реальное, чем сама реальность. Этот мир, который основывается лишь только на самом себе, Ж.Бодрийяр и называет гиперреальностью.
Современная культура, согласно Ж.Бодрийяру, представляет собой тотальную симуляцию, и он всюду обнаруживает симуляционный характер всех современных социальных и культурных феноменов. В результате, по мнению Ж.Бодрийяра, люди имеют дело не с реальностью, а с гиперреальностью, воспринимаемой гораздо реальнее, чем сама реальность.
Понятие «соблазна», введенное Ж.Бодрийяром, становится метафорой взаимоотношений смысла и его знакового оформления. В такой реальности – гиперреальности мира симулякров – нет деления на искусственное и естественное, на природу и культуру, центр и периферию; нет особого инструмента для заделывания пустот, «смысловых брешей», перерывов постепенности. «Тело» культуры разрастается в разных направлениях, без заранее, заданной цели.