П.А.Гольбах как систематизатор материалистических идей
5. Сходные взгляды имели такие философы-просветители, как Гольбах(1723 - 1789) и Гельвеций(1715 - 1771).
Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления для философии и для общества в целом в том, что они:
• четко выделили два ведущих философских направления — материализм и идеализм ("линию Демокрита" и "линию Платона");
• освободили философию от многих религиозных предрассудков;
• дали более реалистическое определение субстанции — материя;
• выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;
• подвергли критике доопытное, сверхчувственное ("чистое") знание;
• обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);
• выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц;
• обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи;
• обосновали идеи социальной справедливости;
• идеологически подготовили Великую французскую революцию.
Гольбах разработал философскую картину Вселенной как единого целого, где все находится во взаимосвязи друг с другом. Утверждал первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Гольбах предпринял попытку соединить естественнонаучные представления о свойствах и структурной организации материи с гносеологическим подходом к ее определению. Так, по Гольбаху, материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства ("Система природы"). Движение Гольбах определял как способ существования материи, необходимо вытекающий из ее сущности. Концепция всеобщей взаимосвязи и причинной обусловленности тел в бесконечной Вселенной, разработанная Гольбахом, была одним из философских источников лапласовского детерминизма и космогонической гипотезы Лапласа об эволюции туманности и становлении Солнечной системы. В понимании человека Гольбах стоял на позициях эволюционизма, считал, что человек - продукт самодеятельности природы, ступень в ее развитии, полностью подчиняющаяся объективным законам природы. Сущность человека, по Гольбаху, проявляется в его стремлении к самосохранению, к личному благу и удовлетворению своих жизненных потребностей. Гольбах, как и Гельвеций, попытался перенести принцип материалистически понятого сенсуализма на объяснение общественной жизни.
Вопрос №20
Культурно-исторические условия развития философии эпохи Возрождения. Ее основные проблемы, характерные черты.
Основные факторы, влияющие на развитие философии.
Экономика. Интенсификация экономической деятельности и ее рост, усиление средневековых городов – центры культуры, экономики, торговли, ремесла. Усиливаются торговые отношения (судоходство, мореплавание, ВГО). Раннее Возрождение связано с деятельностью итальянских мыслителей. Потом Возрождение переходит на север (Франция, Нидерланды, Англия).
2. ВГО. Колумб, Васко да Гама, первое кругосветное путешествие Магеллана (подтвердило шарообразную форму Земли). гелиоцентрическая система Коперника.
ВГО масса эмпирического материализма (астрономия, география, природные условия) – резко расширили кругозор и требовали новой мировоззренческой установки, учитывающей увеличившиеся потребности.
Интенсификация социально-экономической жизни и неизбежно подчеркивала активность человека, роль деятельного начала в жизни человека и требовала такого же мировоззрения в отношении земной жизни, которое выступало бы обоснованием такой активно-деятельной сущности человека.
Усиление индивидуально-личностного начала, осознанию его способствовало и то, что церковь постепенно утрачивала свой диктат более благоприятные условия для осмысливания земной жизни и места человека в ней (в противоположность схоластике). Это большая направленность на человека.
Под влиянием этих факторов в Италии возникает новая мировоззренческая установка (прежде всего новое понимание человека и его места в мире), которая положила начало гуманистической культуре и философии возрождения. Суть: характерно понимание человека, как самоценного существа, как деятельной личности, основное внимание в связи с этим обращено на реальную земную жизнь, в которой реализуется деятельность человека, на цели человека, на его стремление к счастью.
Гуманистические идеи возникают в культуре и искусстве в рамках различных вольных кружков. Из искусства эта гуманистическая установка попадает в философские учения, где она углубляется.
Характерные черты Ф Возрождения:
1. Философия возрождения является гуманистической, и потому антропоцентричной, то есть в центре философии – проблема человека, как самоценного существа и через призму этого – понимание мира. Итальянский антропоцентризм определил то, что в центре учений – этика.
2. Философия возрождения носила выраженный антисхоластический характер понимание схоластики в негативном плане
3. Такой секуляризированный взгляд усиливаются мотивы натурализма и материализма (формально идеологические учения).
Такая ситуация проявилась в том, что здесь получают распространение новые способы понимания мира, которые в философии получили название пантеизм и деизм.
Теизм: Бог сотворил мир, Бог существует до и вне мира, Бог постоянно присутствует мире, направляет и участвует в делах.
Пантеизм: Бог сотворил мир, но он не существует вне и до мира. Например, Бог растворен в природе мира, как совершенство, универсальная причинность, сущность этого мира мир совечен Богу. Насколько вечен мир, настолько вечен и Бог.
Деизм: Бог сотворил мир, существую до и вне него. Но, сотворив, Бог оставил мир, который дальше развивался по собственным законам. Можно отвлекаясь от божественного творения мира, исследовать сам мир и полагаться на познанные законы, а не на волю Бога – большой шаг к свободной науке.
Атеизм: учение, отрицающее божественное творение мира и признание того, что мир вечен, объективен и существует по своим собственным законам.
Атеизм возникает позднее, а пантеизм и деизм получают широкое распространение в философии Возрождения.
4. Связь философии возрождения с искусством: сама гуманистическая установка пришла в философию из искусства.
1 Усилившаяся связь философии и научного познания. Для мыслителей возрождения, как и для мыслителей античности, характерна многогранность деятельности (философ, естествоиспытатель, художник...) определение философской идеи, как результат реальной разносторонней деятельности.
2 Тесная преемственная связь Ф Возрождения и античной Ф и их культур, возрождение идей античности.
Гуманистическая философия: в основе находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истолкование природы человека. В соответствии с идеями Эпикура философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются именно не только Богом данные, но и реализованные, как результат собственных усилий в равной мере. С этим связано и понимание достоинства человека, и понимание его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует свою свободу, реализует свою индивидуальность – это основные проблемы.
Философия Возрождения связывала свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации => главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности).
Особенности натурфилософии проявились, во-первых, в отделении предмета науки от предмета религии (способствовало развитию естественнонаучного мировоззрения), во вторых, в формировании учения пантеизма, сближавшего Бога с природой, в-третьих, в развитии теории познания, соединявшей познание чувственное и рассудочное. Крупнейшими натурфилософами были Бруно и Кузанский.
Вопрос 21Основателем гуманизма и всей ренессансной культуры стал итальянский поэт Франческо Петрарка(1304-1374). Он первым заговорил о повороте культуры к Античности, к Гомеру и Вергилию.Яркими представителями гумазизма являются:Данте Алигьери, Леонардо да Винчи, Франческо Петрарка, КолюччоСалютати, Пьетро Паоло Верджерио,Боккаччо, Леонардо Бруни, Энео Сильвио Пикколомини (папа Пий II), Лоренцо Валла,кардинал ПьетроБембо.
Философия Возрождения развивалась на основе идеологии гуманизма, которая отражала новые разнообразные запросы человеческой личности. В гуманизме эпохи Возрождения различают следующие этапы развития:
1)Ранний гуманизм, возникший в конце XIV столетия и развивавшийся до середины XV века. Зарождение гуманистических идей, основанное на жадном интересе к античному культурному наследию. Активное изучение античной литературы и философии и начало выработки новых ценностных идеалов, противопоставлявших католической схоластике антропоцентричные идеалы
2)Зрелый гуманизм – его расцвет пришелся на конец XV века и затронул более пристальный интерес к новым сферам знания. Теперь гуманистов интересовала не столько античность, а способы применения гуманистических механизмов мышления к современным сферам знания и философии. Гуманисты активно вносят свежие идеи в теологию, оказывают большое влияние на развитие натурфилософии и научного знания в целом.
Как известно, Возрождение "открыло человека". Оно открыло человека через утверждение самостоятельности его ума и мысли. Возрождение дало человеку право свободной, независимой от теологии мысли. Поэтому полное открытие человека было связано с секуляризацией. Гуманисты никогда не противопоставляли себя религии. При этом, противопоставляя себя схоластическому философствованию, они считали, что возрождают истинную Церковь и веру в Бога.
Несколько превратно истолкованный католический идеал человека главным достоинством считал смирение перед Божьей волей и покорность ей. Человек, ощущая свою греховность и заслуженность многочисленных испытаний и бедствий, должен был терпеливо сносить все лишения и тем самым «зарабатывать» себе посмертное Царствие Божие. Гуманисты решительно отвергли такое понимание человеческой природы.
(Опираясь на античные философские идеи, они заявили, что человек это высшее и самое совершенное творение, стоящее в центре мира и являющееся царём природы.)
Первоначально эти идеи во многом строились на христианском богословии, в котором человек также называется венцом творения, любимым созданием Бога, созданным по Его образу и подобию. Следовательно, утверждали гуманисты, человек никак не может и не должен быть постоянно забитым и не думающим ни о чём, кроме смирения, существом. В него заложен разум и огромные творческие способности, чем человек и отличается от всех остальных живых созданий. И он должен в полной мере использовать свой разум и творческие таланты, чтобы познавать мир, стремиться к истине и переделывать мир в соответствии с постигнутыми законами совершенства и гармонии.
Вопрос 22В истории философии существовали различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: концепции субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и развертываются процессы. Подобно тому как арена может существовать и без того, что на ней размещены определенные предметы, движутся актеры, разыгрывается какое-то представление, так и пространство и время могут существовать независимо от материальных объектов и процессов. В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась реляционная концепция пространства и времени. Лейбниц настаивал на том, что пространство и время — это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют.
У Платонавремяпредстало собой как подобие вечности в эмпирическом мире становления и, стало быть, как нечто не только отличное от вечности, но и причастное ей. Вечность и время строго различаются: вечность есть образец, или прообраз, а время – только ее образ, который не может быть понят безотносительно к прообразу.
Таким образом у Платона: время не может ни существовать, ни быть постигаемым без связи с вечностью.Понятие «хора» было введено в философский оборот Платоном для обозначения перманентного круговорота бытия в себе самом: ‘вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него возникающее’ — вне выхода за собственные пределы (‘Тимей’).
Пустота — небытие, а это значит, что в пустоте нет никаких качеств, качественных состояний; в ней нет ни верха, ни низа, ни переднего, ни заднего. Пустота — материальное небытие, не более чем вместилище атомов, причем совершенно нейтральное. Единственная "функция" пустоты — "вмещать" атомы и не препятствовать, а, наоборот, помогать атомам "располагаться", сталкиваться, носиться в пустоте, сцепляться друг с другом.Демокрит вслед за Левкиппом принимает идею атомов, и идею пустоты. Возникают специфические конструкции, оригинальный образ мира: есть атомы и пустота.
«Первая философия», метафизика Аристотеля рассматривает «сущее, как сущее», т.е. отвлеченно от всяких чувственных и физических свойств, например, движения, телесности и пр. Физика рассматривает то, что движется, и то, что телесно. Ее предмет есть природа – φυσις. Под движением Аристотель понимает всякое изменение, всякое осуществление в действительности чего-либо возможного и, сообразно четырем главным своим «категориям», признает четыре вида движения: 1) субстанциальное – происхождение и уничтожение; 2) количественное – увеличение и уменьшение; 3) качественное – качественное изменение; 4) пространственное – движение в собственном смысле слова, или перемещение. Все виды движения обусловливаются в физике Аристотеля пространственным движением, стоят в зависимости от него, ибо все они определяются движением неба, с которым связываются все изменения, все явления в подлунной
Анализируя понятие времени, Аристотель замечает, что некоторые ученые неправильно воспринимали вращения неба как само время; самом деле это вращение является средством для измерения времени Если движение не может существовать без времени то и время не существует без движения \"Время не есть движение, но и не существует без движения\" Если бы не было изменений, то не было бы и времени При отсутствии изменений все \"теперь\" были бы тождественными.
Пространство у Ньютона — своего рода субстанция сотворённого физического мира, из которой Творец посредством «закрытия» некоторых частей, то есть превращения их в непроницаемые и придания им подвижности, может произвести тела. Самый акт творения оказывается воспроизводимым в воображении, которое и становится наряду с разумом преимущественной творческой познавательной способностью. Бесконечное пространство сравнивается Ньютоном с божественным чувствилищем, в котором Бог непосредственно видит и воспринимает все вещи. Так понятое пространство оказывается близким мировой душе как посреднику между Творцом и миром, за что Ньютон подвергается критике современниками, в частности Г. В. Лейбницем. Физическим выражением божественной бесконечности и божественного всеприсутствия и является абсолютное пространство, относительно которого, согласно Ньютону, исчисляется истинное (абсолютное) движение. Абсолютное пространство, в отличие от относительного, всегда одинаково и неподвижно, однородно по порядку своих частей и недоступно чувственному восприятию; оно не зависит от находящихся в нём тел, точно и неизменно расчислено и является физическим воплощением геометрического евклидова пространства (так что физические предметы опять-таки оказываются представленными как геометрические объекты). Полемизируя с С. Кларком, представляющим взгляды Ньютона на пространство, Лейбниц утверждает, что пространство не существует само по себе, отдельно от тел; понятие пространства выражает лишь рядоположность физических объектов, есть только отношение и порядок сосуществования как действительных, так и возможных явлений и вещей.
В Новое время пространство рассматривается не только «объективно», как связанное с физическими телами, но и «субъективно», как продукт сознания или восприятия. Последней интерпретации придерживаются Т. Гоббс, согласно которому пространство есть лишь воображаемый образ действительной вещи, а также Дж. Локк, для которого пространство есть субъективное представление, «простая идея», приобретаемая посредством чувственного восприятия вещей (осязанием и зрением) и представляющая либо расстояние между вещами, либо объём. И. Кант в «Критике чистого разума» представляет пространство как трансцендентальную априорную форму чувственности, то есть доопытную и от опыта не зависящую, однако необходимо во всяком опыте присутствующую. Под подобную форму чувственности наше сознание всегда подводит материал чувственного восприятия, и именно благодаря ей и становятся возможны априорные синтетические суждения математики (геометрии), необходимость и универсальность которых обеспечивается априорностью пространства
В соответствии с теорией относительности, Вселенная имеет три пространственных измерения и одно временное измерение, и все четыре измерения органически связаны в единое целое, являясь почти равноправными и в определенных рамках (см. примечания ниже) способными переходить друг в друга при смене наблюдателем системы отсчёта.В рамках общей теории относительности пространство-время имеет и единую динамическую природу, а его взаимодействие со всеми остальными физическими объектами (телами, полями) и есть гравитация. Таким образом, теория гравитации в рамках ОТО и других метрических теорий гравитации есть теория пространства-времени, полагаемого не плоским, а способным динамически менять свою кривизну.
ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ, физический закон, которыйутверждает, что нельзя одновременно точно измерить координаты и импульс микроскопического объекта, т.к.процесс измерения нарушает равновесие системы. Произведение этих двух неопределенностей всегдабольше ПОСТОЯННОЙ ПЛАНКА. Этот принцип был впервые сформулирован Вернером Гейзенбергом