Московский гуманитрно-экономический институт (ставропольский филиал)

Кафедра общегуманитарных, социально-экономических

и естественно-научных дисциплин

Конспект лекций по философии

для студентов - заочников

Ставрополь

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, СМЫСЛ И ФУНКЦИИ_____ 3

1. Предмет и специфика философского знания.

2. Философия и мировоззрение.

3. Функции философии.

ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ______________ 6

1. Общая характеристика исторических типов философии.

2. Античная философия.

3. Средневековая философия.

4. Философия эпохи Возрождения.

5. Философия Нового времени.

ТЕМА 3. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ______ 13

1. Особенности формирования русской философии.

2. Идейные истоки и основные черты философии славянофилов и западников.

3. Философия всеединства В. Соловьева.

4. Философские искания Н. Бердяева.

ТЕМА 4. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА (ОНТОЛОГИЯ)________ 17

1. Бытие и материя.

2. Основные структурные уровни материи.

3. Движение как способ существования материи.

4. Пространство и время как атрибуты материи.

ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ)_____________________ 21

1. Структура знания.

2. Специфика научного знания.

3. Теория истины.

4. Практика и ее роль в познании.

ТЕМА 6. ЧЕЛОВЕК И ЕГО БЫТИЕ В МИРЕ______________________________ 25

1. Природное и общественное в человеке.

2. Возникновение человека: труд, язык, мышление.

3. Труд как философская проблема.

ТЕМА 7. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА_____ 29

1. Предмет философской антропологии.

2. Философский анализ понятий "индивид" и "личность".

3. Возрастание свободы личности как критерий общественного прогресса.
ТЕМА 8. ОБЩЕСТВО__________________ 33

1. Общество как саморазвивающаяся система.

2. Сущность формационного и цивилизационного подходов к периодизации истории.

3. Философские аспекты взаимоотношения общества и природы.

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, СМЫСЛ

И ФУНКЦИИ

1. Предмет и специфика философского знания.

2. Философия и мировоззрение.

3. Функции философии.

1.В системе разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многове­ковой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения. Слово "философия" греческого про­исхождения и буквально означает "любовь к мудрости". Философия представ­ляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека.

С момента своего возникновения, а существует философия более 2,5 тысяч лет, она включает в себя:

- учение об общих принципах бытия, мироздания, представление об общей научной картине мира - онтология (от греческого ontos - сущее и logos -учение);

- анализ общих вопросов познания - гносеология (от греческого gnoseos - по­знание и logos - учение) - познаваем ли окружающий нас мир? Возможно­сти человека в познании мира;

- исследование общих проблем, связанных с человеком и его существовани­ем, его бытием в мире. Учение о человеке носит название философской ан­тропологии;

- изучение общих закономерностей развития человеческого общества - соци­альная философия;

- изучение этических, эстетических, культурных аспектов бытия - аксиология (от греческого axios - ценный и logos - учение).

На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоис­ключающие ответы. Путь философского осмысления мира очень сложен, и все же философию можно определить как учение об общих принципах бытия, по­знания и отношений человека и мира.

2.Определение философии имеет много общего с определением мировоз­зрения, которое представляет обобщенную систему взглядов человека на мир в целом, на свое место в этом мире, понимание и оценку человеком смысла своей жизни и деятельности.

В самом общем виде мировоззрение включает в себя:

- обобщенные знания (повседневные, профессиональные, научные). Чем больше объем этих знаний, тем прочнее основа мировоззрения;

- духовные ценности и идеалы (нравственные, эстетические, идеологические и др.). Они определяют отношения людей ко всему происходящему. Благо­даря им человек дает оценку тем или иным поступкам других людей и соб­ственным.

История человечества знает различные типы мировоззрения.

Мифологическое мировоззрение существовало на ранних этапах жизни че­ловеческого общества. Его содержание - фантастические представления о ми­ре, о деяниях богов и героев, создавших этот мир. Мифология - это система, содержащая идею сотворения мира и его объяснения. В мифологии закрепля­лись и духовные ценности и принципы. Миф рассказывал о прошлом и объяс­нял настоящее и будущее. Мифологические сюжеты прочно вошли в мировую культуру.

Религиозное мировоззрение характеризуется верой в сверхъестественное (существа, связи, свойства). Человек убежден, что сверхъестественное опреде­ляет судьбу мира и человека, поэтому он испытывает благоговение или страх перед сверхъестественным. В то же время верующий человек считает, что мож­но воздействовать на сверхъестественное, задобрить его и вымолить какие-либо блага для себя или близких.

Любая религия (а мировых религий несколько, например - буддизм, хри­стианство, ислам), будучи мировоззрением, рассматривает вопросы сотворения мира, его устройства. В священных писаниях содержатся духовные идеалы и ценности, следуя которым человек должен строить свою жизнь. Священные пи­сания включают в себя мудрость многих поколений.

Религиозное мировоззрение отличается от мифологического. Религия раз­деляет бытие на два мира - естественный и потусторонний (сакральный), а так­же отличает дух от материи. Мифологическое же деление человеческого бытия на мир живых и царство мертвых не обнаруживает существенных различий между первым и вторым. Душа в мифологическом представлении являлась ма­териальной.

На более зрелой стадии развития человечества возник новый тип мировоз­зрения. В процессе преобразования природы, человек накапливал соответст­вующие знания и опыт. Религиозное и мифологическое мировосприятие до­полняется миропониманием, а миропонимание, как теоретическая основа миро­воззрения, невозможно без знания философии.

Истоками философии являются мифология и научное знание.

Мифология выступала как мировоззренческая основа, откуда философы брали «вечные» темы бытия.

Научное знание, благодаря которому стало возможным объяснение проблем бытия. Философия отличатся от мифологии и религии тем, что ничего не при­нимая на веру, все подвергает критике и научному анализу.

В начале своего существования философия являлась своеобразной «наукой наук». Философы древности, обладая зачастую энциклопедическими знаниями, были одновременно выдающимися математиками, механиками, астрономами, целителями.

С развитием отдельных наук, с разветвлением научного знания, философия выделяется в самостоятельную сферу и теряет статус «науки наук».

В настоящее время философия является обширной сферой знания сложной по своему строению. Выделились как самостоятельные направления: филосо­фия природы, философия истории, философия науки, философия морали, фи­лософия искусства и т.п.

3. Являясь ядром научно-философского мировоззрения, философия выпол­няет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с та­кими с такими важнейшими функциями как обобщение, синтез, интеграция всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий, масштабность философского подхода позволяет осуществлять функции прогноза, т.е. формировать гипотезы об общих тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработан­ных специально-научными методами.

Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, лишь ей присущие функции. Наиболее важными из них являются:

- мировоззренческая, поскольку философия знакомит с общими проблемами бытия, познания и отношения человека и мира.

- методологическая, поскольку философия предлагает не только учение о ме­тоде, но и совокупность наиболее общих подходов исследования бытия.

- прогностическая, поскольку философия формулирует гипотезы об общих тенденциях развития бытия; исполняет роль «интеллектуальной разведки».

- критическая, основанная на принципе «подвергай все сомнению».

- аксиологическая (axcios - ценный), т.к. философия содержит в себе оценку объекта с точки зрения духовных ценностей: нравственных, эстетических, идеологических.

-

ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Общая характеристика исторических типов философии.

2. Античная философия.

3. Средневековая философия.

4. Философия эпохи Возрождения.

5. Философия Нового времени.

1. Исторические типы философии.

Античная философия (6 век до н. э. - 6 век н. э.). Характерная черта - космологизм, т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира. Наряду с этим рассматривались вопросы, связанные с субъективным миром человека, имели место наивные представления о государственном устройстве.

Средневековая философия (6 - 14 века). Для средневековой Европы был ха­рактерен интеллектуальный упадок общества и влияние церкви. Именно цер­ковь (римско-католическая)захватила монополию на образование и культуру. Философия могла развиваться только в стенах церковных и монастырских школ. Философия стала «служанкой богословия». Теоцентризм и схоластика определяли сущность средневековой философии.

Философия эпохи Возрождения (15 - 16 века). Раннебуржуазное общество, культуру которого определяло новое прочтение (возрождение) античного на­следия. Основными тенденциями философии являются антропоцентризм и гуманизм.

Философия Нового времени (17 - 19 века). Философы в своих трудах ориен­тируются на науку и, прежде всего, на естествознание, математику. Эпоха про­мышленных революций привела к бурному развитию механики. Абсолютиза­ция законов механики породила такое течение в философии как механицизм.

Для социальной философии Нового времени характерно развитие учения о государстве и праве. Благодаря трудам Т. ГОББСА, ДЖ. ЛОККА, философов фран­цузского Просвещения создается теория общественного договора, объясняю­щая происхождение и сущность государства.

Особо выделяется Немецкая классическая философия, представителями ко­торой были И. КАНТ, И. ФИХТЕ, Ф. ШЕЛЛИНГ, Г. ГЕГЕЛЬ, Л. ФЕЙЕРБАХ. Филосо­фы-классики как бы достроили здание философии верхними этажами. Класси­ческая философия оказала огромное влияние на всю философскую мысль 19 и 20 веков.

Философия 20 века характеризуется новым этапом в развитии европейской философской мысли и связана с такими течениями как экзистенциализм, гер­меневтика, феноменология, прагматизм, структурализм, постмодернизм и др. Философские школы 20 века продолжают развиваться и в настоящее время.

2. Античная философия.

Взгляды древнегреческих философов на проблему бытия (космологизм и на­турфилософия).

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее разви­тия, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Философия мыслилась как наука о причинах и началах всего сущего. Филосо­фы ищут первоначало, из которого все произошло.

ФАЛЕС из г. Милета (6 век до н. э.) считает таким первоначалом воду; АНАК-СИМЕН - воздух; АНАКСИМАНДР первым возвысился до оригинальной идеи бес­конечности миров. За первооснову бытия он принял апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию. Философы из г. Милета впервые поставили во­прос «Из чего все?» Великий диалектик античного мира ГЕРАКЛИТ считал пер­воосновой всего огонь.

ПИФАГОР (конец 5 века до н.э.) ищет первоначало не в конкретном вещест­ве, а в числах. "Все есть число". Число у Пифагора не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т.е. Бога, источника мировой гармонии. Числа выражали, по его мнению, определенный порядок, гармонию окружающего мира и многообразие вещей и явлений. "Где нет числа и меры, там хаос и химеры".

Дальнейшее движение античной мысли приводит к атомизму. ДЕМОКРИТ впервые выдвигает идею о том, что все состоит из атомов (атом в переводе с греческого - неделимый). Есть только атомы и пустота. Атомы невозможно увидеть настолько они малы. Но атомы различны по форме и, соединяясь в раз­личные конфигурации, образуют вещи и предметы, которые мы воспринимаем.

Великий мыслитель античности ПЛАТОН полагал, что мир подразделяется на истинный и обычный. Истинный мир Платон ищет за пределами реального (обычного) мира. Наш мир - это мир вещей, это мир, где все возникает и гиб­нет, где все непрочно, несовершенно. В природе все возникает на время и гиб­нет навечно. Должен быть некий иной мир вечных постоянных сущностей (идей). Это истинное бессмертное, неделимое, вечно покоящееся бытие, пости­гаемое разумом (душой). Бессмертная душа до вселения в тело человека пребы­вает в том, потустороннем мире, в царстве чистой мысли. Наши знания есть не что иное, как воспоминания нашей души о том, с чем она знакомилась в мире идей.

Реальный мир, в котором мы живем, есть слабое подобие истинного мира. Реальные вещи, окружающие нас, так же мало соответствуют идеям, как тени предметов самим предметам.

Величайший ученик Платона и его критик АРИСТОТЕЛЬ стремился преодо­леть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Однако сама по себе мате­рия, по Аристотелю, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения вещей, как, скажем, мрамор содержит возможность статуи. Чтобы возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую фор­му. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Высшей формой, ос­новным двигателем мира является бог.

Проблема человека в Античной философии

Человек и сознание - эта тема введена в греческую философию софистами (ПРОТАГОР, ГОРГИЙ, ПРОДИК)

Софисты («учителя мудрости») учили не только искусству спора и убежде­ния, риторике, грамматике, технике политической и юридической деятельно­сти, а заодно обучали вопросам философии.

Софисты, как образованные люди, прекрасно понимали, что чисто фор­мально можно доказать все. О каждой вещи возможны два противоположных мнения, каждое из которых выглядит истинным. Отсюда вывод: мерой (крите­рием) истины следует считать человека, его собственное мнение.

«Человек есть мера всех вещей» (ПРОТАГОР). Критерием оценки хорошего и дурного, истинного и ложного становятся здесь склонности отдельного инди­вида.

Всякое человеческое знание у софистов только относительно. Объективное, истинное познание, с их точки зрения, недостижимо.

Посещая занятия софистов, в дискуссии с ними вступил СОКРАТ. Он впер­вые поставил в центр философии человека, его сущность, внутренние противо­речия его души. Возражая софистам, Сократ считает, что разум дает не просто индивидуальное мнение, а всеобщее объективное знание. Это знание человек постигает через усилия ума, критически анализируя те мнения, которые счита­ются общепринятыми и, отбрасывая их одно за другим, оставляет единственно верное. Сократ в центр своей философии ставит природу человека как мораль­ного существа. Он пытается раскрыть природу нравственности человека, опре­деляет, что есть добро, зло, справедливость, любовь, т.е. то, что составляет суть человеческой души. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изрече­ние дельфийского оракула - "Познай самого себя", подразумевая стремление к познанию себя именно как человека вообще, т.е. моральной, общественнозна-чимой личности.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.

Вопросы государственного устройства в философии Платона и Аристотеля

«Идеальное государство» ПЛАТОНА является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граж­дан; воинов, охраняющих безопасность и философов - правителей, осуществ­ляющих мудрое и справедливое управление государством. Такое «идеальное» государство, по Платону, должно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться с преступниками. Государству должна подчи­няться вся система образования. В общем, учение Платона о государстве - это утопия.

АРИСТОТЕЛЬ при исследовании социально-политической жизни считал главным естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Человек есть общественное животное, наделенное разумом.

Государство представляет собой объединение родов ради достижения со­вершенного существования. Государство, по Аристотелю, создается не ради то­го, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Аристотель выделяет такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение о монархии дает тиранию, отклонение от аристократии - олигархию, от политии - демократию.

3. Средневековая философия

Теоцентризм средневековой философии

Религиозная ориентация философии средневековья диктовалась основными догматами христианства. Учение о бытии, человеке, общественном устройстве сводилось к догмату о личностной форме единого Бога.

Бог есть источник бытия, поддержание бытия мира есть постоянное творе­ние его Богом, если бы творческая сила Бога прекратилась, мир бы исчез. Про­блема Бога и его отношения к миру выступает как центральная в средневековой философии.

Человек, будучи результатом творения бога, полностью зависит от своего творца. Христианский бог всецело владеет судьбой человека, подчиняя ее своей всемогущей воле. Человек не только создан богом, полагают средневековые философы, но и подобен ему. Поэтому только человек обладает бессмертной душой.

Размышляя о социальной реальности, философы средневековья утверждали, что богатство и бедность, имущественное неравенство - неизбежное явление в жизни общества, т.к. общество и государство являются творением Бога. Следу­ет утешать себя тем, что перед Богом все люди равны и должны жить в мире и согласии между собой.

Предпочтение отдавалось монархической форме правления, поскольку еди­ному Богу на небе должен соответствовать один правитель на земле.

Фома Аквинский - представитель средневековой схоластики

ФОМА (ТОМАС) АКВИНСКИЙ - центральная фигура средневековой философии позднего периода. Монах доминиканского ордена, магистр теологии, схоласт, т.е. преподаватель философии. Его учение возрождается в 20 веке под названи­ем неотомизма - одного из наиболее значительных течений католической фи­лософии на Западе. Фома Аквинский комментировал текст Библии и труды Аристотеля, последователем которого был.

Фома Аквинский рассматривал Бога как первопричину и высшую форму (см. АРИСТОТЕЛЬ). Бытие вообще есть Бог, сотворивший мир, как повествуется в Ветхом завете. Материю он понимал, как и Аристотель, т.е. как «чистую воз­можность», ибо лишь благодаря форме вещь является в определенном виде. Форма определяется Богом и, таким образом, происходит слияние материи и формы. Теологию Фома Аквинский ставил выше философии, но вместе с тем пытался найти гармонию между верой и разумом, полагая, что лучше понимать, то, во что верить, чем просто верить.

Переосмысливая учение Аристотеля, Фома Аквинский пытался в рамках философии доказать само существование Бога:

- все, что движется в мире, имеет причину движения, образуется цепь при­чинно-следственных связей. Но в этой цепи должен быть некий последний предмет, первопричина, перводвигатель. Это и есть Бог;

- Бог выступает как высшая степень совершенства, мерило, эталон, при сравнении совершенства различных существ и людей.

Рассуждая о человеке, Фома Аквинский рассматривает разум как высшую из человеческих способностей, но в религии вера ставится выше знания.

Средневековая философия вошла в историю как схоластика (Schole - шко­ла, схоластика - значит школьная философия). Фома Аквинский выступал сис­тематизатором схоластики, пытаясь обосновать основные принципы христиан­ской теологии, опираясь на учение Аристотеля. Главная отличительная особен­ность схоластики состоит в том, что она рассматривала себя как науку, постав­ленную на службу теологии, как «служанку богословия». Средневековая фило­софия может быть названа схоластической, поскольку преподавалась в средне­вековых учебных заведениях как теоретическая дисциплина, соединяющая ре­лигиозную мистику с рассудочными выводами.

4.Философия эпохи Возрождения

Проблема бытия в философии эпохи Возрождения

Философия вновь (после средневековья) обращается к изучению природы. Природа объясняется с точки зрения пантеизма.

Пантеизм означает «всебожие», т.е. Бог оказывается совмещен, слитен с природой. «Бог есть во всех вещах», - говорил Д. БРУНО. Философы Возрожде­ния видели в природе живое, целое, мудрое, одухотворенное. Таким образом, христианский Бог здесь утрачивает свой внеприродный характер, а природа обожествляется.

Революцию в астрономии произвел Н. КОПЕРНИК. Он разрушил космологи­ческую систему Птолемея и утвердил систему гелиоцентризма, согласно кото­рой Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира. Д. Бруно, продолжая тенденцию Коперника, заявляет о бесконеч­ности Вселенной, говорит о том, что таких миров как Земля - множество.

Наши рекомендации