Виды Богов/понятия о Боге
Ø Биотический, живой Бог
Живой субъективный, он есть ничто иное как объективированная субъективность
Он так же как и мы страдает. Желает нас и быть вместе с нами. Он является универсализированной личностью
v Происхождение понятия витального Бога
Унамуно опирается на концепцию Ф. Шлеермахера о том, что сущность религиозного чувства – чувство зависимости.
§ Примитивный человек чувствовал зависимость от сил природы и персонифицировал, одушевлял их.
§ Божественное было субъективностью сознания, то есть обожествление значило очеловечивание. Так появился Бог чувственный (живой, витальный),
Ø Логический Бог
Витальный Бог со временем превратился в идею Бога(Бога логического, то есть в метафизическое заключение о Нем, в гипотезу), обоснованную разумом (католицизм, превратившись в богословие, превратился из культа живого Бога в Бога логического).
v Однако на дорогах разума Бога не найти, считает Унамуно: «К вере в Бога нас приводит не рациональная необходимость, а витальная тоска... Верить в бога - значит испытывать голод по Богу, чувствовать Его отсутствие и страстно желать, чтобы он существовал... Верить в Бога значит вести себя так, как если бы он существовал, жить этим страстным желанием и превращать его в главную внутреннюю пружину своего поведения»
Ø Унамуно считал, что в размышлениях каждого крупного философа подспудно присутствует основополагающий онтологический вопрос «вопрос смерти и бессмертия», проблема Бога. С этих позиций он объясняет «прыжок» Канта от «Критики чистого разума» к «Критике практического разума». Кант, который был не только глубоким мысителем, но и человеком с чутким сердцем, отвергнув в ходе создания первой работы традиционные доказательства существования Бога – «аристотелевского,абстрактного», во второй книге вновь его реконструирует, но уже как автора морального порядка. Сердцем он реконструировал то, что разрушил умом
Ø Жизнь в согласии с сердечной истиной (душа человека бессмертна, сознание будет существовать вечно, вселенная имеет человеческую цель) приводит к принятию своего рода морального императива: «поступай так, как того требует твое и других людей понимание вечности, чтобы ты становился незаменимым, как если бы ты не должен умереть», или «поступай так, как если бы завтра ты должен умереть, но ставил бы своей целью выжить и стать вечным». Цель морали, добавляет Унамуно, заключается в том, чтобы придать человеческую, личную цель вселенной; открыть эту цель (если, конечно, вселенная ее имеет) посредством своего поведения. Таким образом, жажда придать цель вселенной ведет к сотворению Бога, но, добавляет Унамуно, не к вере в Него.
Пол Куртц о религии.
П. Куртц (1925-2012) – видный представитель современного секулярного (светского) гуманизма (СГ), историю становления и сущность которого он описал в работе «Что такое светский гуманизм» (М.,2008).
О религии Куртц пишет почти во всех своих работах, но главные его религиоведческие идеи заключены в работе «Искушение потусторонним» (издана в 1991 г., переведена в 1999 г.).
Ø Зачатки СГ Куртц возводит к «конфуцианскому Китаю», прослеживает его эволюцию от античности (акцент на Аристотеле) к Новому времени (Спиноза, Бэкон, Локк, Юм, французские просветители), и, наконец, рисует СГ наших дней, нашедший отражение в «марксизме, экзистенциализме, прагматизме, натурализме, позитивизме, бихевиоризме, либерализме и др.».
Ø Признавая возможность использования термина «гуманизм» в современных теологических учениях, Куртц заявляет, что СГ никакого отношения к религии не имеет.
v Такое заявление подкрепляется раскрытием смысла слова «евпраксофия» (по мысли Куртца, выражающего суть СГ): - это «практика добродетельной мудрости», которая «выводит свои основные принципы и этические ценности из науки, этики и философии».
Ø СГ в куртцевской трактовке претендует на «мировоззрение, обращенное в будущее», в то время как рационализм, атеизм, агностицизм, скептицизм и неверие оказываются лишь «историческими традициями», на основе которых вырастает СГ (правда, себя он как-то назвал «скептическим атеистом»).
Ø Признаки «светской гуманистической парадигмы»:
1.метод исследования
2.натуралистическое (космическое) мировоззрение
3. СГП не теистична
4.привержена гуманистической этике
5. защищает ценности демократии
6.она планетарна.
Ø Натурализм как мировоззрение СГ, Куртц противопоставляет материализму как редукционизму,
Так же противопоставляет «нон-теистов» атеистам, которые «определяют свои взгляды через то, против чего они выступают».
Ø Натурализм – это мировоззрение, согласно которому природа выступает как единый универсальный принцип объяснения сущего, исключающий сверхъестественное. В принципе рассмотрение религии с позиций натурализма предполагает ее объяснение посредством различных природных факторов.
Ø мировоззренческой основой религиоведческих идей Куртца является «научный натурализм», методом исследования – «методологический натурализм», - «научный метод», предполагающий постоянную возможность пересмотра положений в свете новых доказательств, при этом надежное знание добывается с помощью критического разума.
v В «Искушении потусторонним»: он выделяет 3 компонента научного метода:
§ доказательность,
§ логическую обоснованность
§ и практичность (т.е. проверку практикой).
Ø Курц разоблачал оккультизм, так наз. космических религии, мистицизм
Ø К идее Бога отношение отрицательное, но с разного рода оговорками: «можем воздержаться от суждений о сверхъестественных истоках происхождения вселенной»; для светских гуманистов «классическое определение Бога невразумительно», заявления типа «Бог есть личность» вызывают подозрение; «наилучшей позицией является позиция скептика» и т.д .(с.19).
Ø определение религии:это «обозначение тех систем верований, которые предполагают культ, почитание сверхъестественного или божественного существа» (с.190).
Ø Новое в осмыслении религии Куртцем – введение понятия «искушение транцендентным», которое по сути является компенсаторной функции религии. В главе XVI «Исскушения..» читаем: Трансцендентное искушение – «тип психоэкзистенциального средства, которое мы выбираем с целью компенсации наших нереализованных амбиций и незавершенных проектов с целью выплеска наших глубинных желаний и трагического отчаяния»
Ø главным источником «искушения» является «склонность людей к магическому мышлению и готовность принять ее эффективность», т.е., мы видим здесь натурализм в действии: «В человеке всегда будут присутствовать элементы примитивных религиозных интуиций. Вселенная всегда будет казаться полем игры безличных сил»
Ø НО: «Даже если невозможно преодолеть нашу биологическую природу, это не основание для оправдания мифических систем верований».
v Необходимо «разработать систему канализации примитивных страхов, влечений, которая исключала бы традиционные суеверия, религиозные системы, подчиняющие людей Богу»
v фактор, способствующий преодолению религии - «радикальное изменение экономических и культурных условий», а также пропаганда секулярного гуманизма, критическое, научное мышление, свободное интеллектуальное исследование религии.
v в результате «объяснений» «религиозные чувства будут трансформироваться в естественную человеческую практику»
Ø Взгляд Куртца на магию близок позициям тех мыслителей, которые не противопоставляют религию магии, но находят в том и другом общие черты (Бергсон, Кассирер и др.). Сам Куртц ссылается на Фрэзера, якобы полагавшего близкое родство магии и религии.
Ø Куртц считает, что сходство между религиозными и магическими практиками сохраняется до сих пор
Ø Роль магии он видит в ее психологическом - облегчающем - эффекте («мы не бессильны перед лицом несчастий»).
v Молитва, согласно Куртцу – это форма магии, «реликтовое верование примитивного разума в то, что некто может влиять на божество».
Ø Соединяя магию и религию, Куртц выделяет 2 составные части «сверхъестественного, магического, религиозного мышления»:
v игнорирование действия реальной причины
v предположение о сверхъестественной причине. В сверхъестественную причину превращается в сознании человека причина неизвестная.
Ø Большое значение в вопросе о возникновении и существовании религии Куртц придает «творческому воображению», которым наделены конечные существа, обращенные к бесконечному. Оно, может выйти наружу и заселить мир силами, удовлетворяющими нашей психологической потребности.
v Одна из функций воображения – упорядочивать «разорванные куски нашей картины мира», и это относится не только к религии, но и к науке, способной создавать самые необычные гипотезы.
v Куртц выделяет две функции воображения:
1. оно позволяет представить бесконечное число миров, и в этом переплетаются миф, сказка, поэзия, религия
2. воображение дает мотивацию жизни: это стимул и импульс для действия.
v цивилизация и культура созданы трудом, творчеством, воображением
v возможное всегда обгоняет реальное (с.554, 556,557) и т.д.
v Религия удовлетворяет нужды, лежащие в глубине человеческой психики: она – «творческий продукт воображения», замешенный на мечтах и слезах людей. Мир выдумки и мечты обретает черты реальности и принимается за истину» (с.558-559).
Ø Религиозные трактаты по большей части – вымысел; чем больше ложь, тем охотнее в нее верят… Воображение создает идеализированные миры.
Ø Психологическая причина религии: она «скрывается в сердце человека», люди страстно желают веры, а не проверенных знаний. Религия же предстает и как результат выработки мистических обрядов и колдовских ритуалов определенными социальными группами (возвращение к «теории обмана»).
Ø Религиозные идеи навязываются политическими силами
Ø Функции религии:
v Компенсатор отрицательных эмоций – уменьшает психологически тревоги и страхи.
v Регулятивная функция
§ Религия в ранний период была «хранилищем нравственности»
§ ныне же «религиозно-догматическая мораль становится препятствием на пути прогресса, взаимопонимания, контакта.
§ Религиозные институты отрицательно влияют на а процесс эволюции: «Религиозные факторы естественного отбора были отрицательными». Куртц приводит примеры того, как религия регулировала процесс воспроизводства людей (обрезание, целибат, инфекции от обмывания мертвецов в Ганге, от целования одного и того же креста…)
§ Отсюда рассуждения о позитивном характере отделения этики от религии.
v Куртц обращает внимание также на то, что «религии составляют этническое бытие человека» (с.573), поскольку религия – это образ жизни, «она структурирует сущность самотождественности человека». Но в современном мире религия утрачивает эту функцию – религиозная вера уже не является «его сущностным ядром.
v Интегративная функция (социальный аспект религии),
Религия поддерживает систему социальных отношений; интегрирует эмигрантов.
Ø фактор, дестабилизирующий ныне религию – это «социальная и культурная мобильность»