Время: 90 минут (минимум)
Мы упомянули о том, что Вы можете начать учебное занятие спустя 6 месяцев или примерно 24 недели с момента начала проведения программы, но в некоторых случаях мы обнаруживали, что члены готовы к этому намного раньше, скажем на 3-й или 4-й месяц. Так что Вы можете оценить настроение членов вашей группы и выдвинуть Ваше предложение о том, чтобы посвятить еще один день недели посещению учебных занятий.
Конечно, во время учебных занятий не удастся полностью изучить Бхагавад-гиту, из-за недостатка времени, но цель состоит в том, чтобы дать им некоторый вкус, знания и вдохновение для того, чтобы они сами тщательно прочитали всю книгу.
Сядьте в круг. Лидер может прочитать шлоку на санскрите с переводом, которую повторяют члены группы. Затем попросите прочитать каждого из членов по абзацу и упомянуть основные моменты данного текста. Лидер может дать дальнейшее понимание текста, если он таковым обладает. Если есть какие-либо сомнения, их можно тут же прояснить.
Лидер должен дать краткий обзор содержания Бхагавад-гиты, попросить присутствующих изучить названия каждой главы. Перед началом чтения главы он должен дать краткий обзор главы. Он сможет хорошо подготовиться к этому, если прочитает главу заранее.
Вы можете периодически проводить викторину и тесты по каждой главе Бхагавад-гиты, чтобы увидеть, насколько серьезно они ее читают. Образец викторины и список вопросов для письменного теста можно найти в этой книге.
Также попросите их выучить наизусть некоторые из важных стихов (Они перечислены в этой главе). Может сделать это обучение интересным. Прочитайте пословный перевод стихов и познакомьте их со значением слов. Затем прочитайте литературный перевод стиха. Попросите их вместе прочитать вслух каждое предложение стиха несколько раз, когда они повторят его за Вами. Каждый из них может попытаться громко произнести перед всеми предложение вслух. Можете продолжить читать стих до конца. Позвольте им записать стих. Они могут смотреть на стих и его перевод в течение недели, стараясь запомнить.
Также есть несколько важных стихов из Бхагавад-гиты, к которым они должны научиться обращаться. Им не обязательно запоминать их, но они должны быть способны найти их, чтобы обосновать философию сознания Кришны другим людям. Здесь приводится таблица, содержащая различные темы и соответствующие им стихи. Они были взяты из учебного материала по Бхакти-шастрам, и помогут членам группы постепенно познакомиться с содержанием Бхагавад-гиты.
Вы можете периодически проводить соревнования по декламированию шлок по памяти, чтобы развивать их энтузиазм в изучении стихов. В конечном счете, когда они сами будут проповедовать людям, они найдут эти стихи наиболее ценными.
Вы можете уделить полчаса изучению шлок, песен вайшнавов, а также других аспектов практического преданного служения. В это же время можно преподавать практический этикет поведения вайшнава, который приводится в дополнительном материале.
Идеально, если лидер, проводящий учебное занятие (это может быть лидер сектора или лидер круга) может посетить курс Бхакти-шастры, проводимый VIHE (Вриндаванским Институтом высшего образования) во Вриндаване, или MIHE (Майапурским Институтом высшего образования) в Майапуре, или если кто-то проводит этот курс в Вашей собственной ятре. В VIHE есть также почтовые заочные курсы, которые можно пройти в качестве альтернативы, если лидер не способен лично посетить любой из вышеупомянутых курсов. Поскольку курс Бхакти-шастры содержит систематическое изучение каждой главы Гиты по разделам, которые имеют общую тему, анализируют главные моменты каждого стиха и практическое применение и реализацию стиха, этот курс может помочь лидеру сделать изучение Бхагавад-гиты более эффективным и интересным для членов группы.
Но при отсутствии таких квалифицированных преданных, Вы можете, тем не менее, проводить учебные занятия, как объяснялось выше, чтобы люди развили привычку читать книги Шрилы Прабхупады и получили устойчивую базу философии сознания Кришны.
Они также должны получить идею относительно того, как изучать и понимать "Шримад Бхагаватам", особенно первые две Песни. Поэтому, по крайней мере, после 9-ого месяца или примерно спустя 36 недель, Вы можете спросить у них, согласны ли они выделить еще один день исключительно для того, чтобы изучать "Шримад Бхагаватам". Если это невозможно, то Вы можете заменить изучение Бхагавад-гиты на "Шримад Бхагаватам" после 46 недель учебных модулей Бхакти-врикши.
Некоторые интересные игры в сознании Кришны для игры во время пикников с членами Бхакти-врикши.
Некоторые игры были позаимствованы нами из книги ”Книга игр в сознании Кришны”, а некоторые – из “Книги о ледоколах”. Большинство из них – это групповые игры, ориентированные на действие, также (в конце списка) приводится несколько игр на размышление.
1)Джара кала канья
Шар представляет собой Джара кала канью (Джара, или старость – это дочь времени), которая ищет мужа (эпизод из "Шримад Бхагаватам").
Игроки стоят в круге. Все они – лица, которые не хотят жениться на зловещей Джаре.
Произнесением одной мантры Харе Кришна, выбирается игрок на роль Нарады Муни, которого Джара попросила взять ее замуж. Нарада Муни отказывается и бросает шар в игрока. Затем он поворачивается спиной к кругу и не может наблюдать за последующими действиями. Шар быстро передают от игрока к игроку, поскольку никто не хочет брать в жены Джару.
В один момент Нарада Муни кричит ”Царя Яванов!”
Любой игрок, держащий Джару в этот момент, становится царем яванов. Он должен взять Джару и выйти из игры. Игра продолжается, пока не выйдут все, кроме одного игрока, победителя, который становится следующим Нарадой Муни.
2) Шрила Прабхупада ки – джай!
Игрок выбирается путем произнесения одной мантры Харе Кришна. Затем ему закрывают глаза повязкой и дают палку. Другие игроки маршируют вокруг него по кругу, воспевая Харе Кришна. Как только он громко стукнет палкой по полу, все прекращают идти и петь. Игрок с завязанными глазами направляет свою палку на кого-нибудь и говорит: “Шрила Прабхупада ки!” Этот человек должно ответить “Джай!”
Игрок с завязанными глазами пробует догадаться о том, кто это, по звуку голоса. Если он правильно отгадывает с первого раза, он меняется местами с этим игроком, которому завязывают глаза и дают палку; но если он не угадывает, все опять маршируют вокруг него, и он пробует снова.
2)Пятнашки Шрилы Прабхупады
Шрила Прабхупада играл в эту игру в детстве. Набираются две команды, по одиннадцать игроков в каждой.
Можно играть с меньшим или большим числом игроков, но в каждой команде должно быть одинаковое число игроков.
Каждая команда стоит за своей пограничной линией, приблизительно на расстоянии 9 метров. Человек из Команды 1 бежит к лагерю другой команды, воспевая Харе Кришна. Игроки из Команды 2 должны попробовать остановить его, не позволяя войти в их лагерь, прикасаясь к нему все сразу. Затем он выбывает из игры.
Но если он сумеет войти в их лагерь, не будучи запятнанным всеми из них сразу, он тогда бежит среди них и пятнает одного из них. Тот, кто был запятнан, выходит из игры.
Затем он возвращается к своему лагерю, и другой человек из его лагеря делает то же самое. Но если второй игрок не в состоянии войти во вражеский лагерь, он выходит из игры, и настает очередь игрока из Команды 2 попытаться войти в лагерь Команды 1, чтобы запятнать там кого-нибудь.
Повторяя одну мантру Харе Кришна, игроки выбирают, какая команда начнет игру.
Побеждает команда, которая первая запятнает всех 11 игроков из противоположной команды.
4)Лебеди и вороны
Лидер выбирается путем произнесения одной мантры Харе Кришна.
Затем оставшиеся игроки формируют две команды из равного числа людей. Одну команду называют Лебеди, а другую – Вороны.
Игра представляет преданных подобными лебедям, старающихся привести людей, подобных воронам, к сознанию Кришны, в то время как люди, подобные воронам, пробует стянуть преданных, подобных лебедям, в материальное сознание.
Каждая команда рисует линию ворот в приблизительно тридцати метрах от другой команды. Обе команды выстраиваются в линию позади своей линий ворот.
Лидер стоит в середине игрового пространства, с боку.
Когда он выкрикивает команду: “Пошли!”, вороны и лебеди начинают медленно идти к нему.
Лебеди при ходьбе громко повторяют Харе Кришна, а вороны этого не делает. Когда команды подходят к нему очень близко, он выкрикивает: “вороны! ” или “лебеди!”, и та команда, которую он называет, начинает бежать к своей линии ворот.
Другая команда начинает преследование и пробует запятнать как можно больше игроков, пока те не будут в безопасности за собственной линией ворот; затем лидер снова дает команду. Побеждает та команда, которая запятнает большинство игроков после установленного числа попыток.
5) Маха-Ратхи
Эта игра для двух команд, по крайней мере, с шестью игроками в каждой. Игроки очень крепко держат друг друга за руки, формируя линию, стоя лицом к другой команде на расстоянии около 15 метров.
Эти две команды представляют армии Пандавов и Кауравов на поле битвы Курукшетра. Игроки являются воинами Маха-ратхами.
Одна армия выкрикивает: “Армия Куру, пусть выйдет маха-ратха ____________”, и они называют любого из армии противника. Названный воин бежит к ним и пробует прорваться через сжатые руки игроков. Если он достигает успеха, он возвращается в свою собственную армию. Но если он терпит неудачу, он берется за руки с одним из игроков в любом конце противоположной армии. В то время, пока их армия пробует прорваться, остальная часть армии очень громко скандирует и ободряет его сражаться решительно.
Затем другая команда выкрикивает: “Армия Пандавов, пусть выйдет маха-ратха __________”.
Таким образом, каждая команда по очереди выкрикивает свой боевой клич, и игра считается выигранной той армией, которая преуспеет во взятии большинства игроков из армии противника.
6)Пахтание молочного океана
Формируются две команды. Одна команда представляет полубогов, другая команда представляет демонов. Длинная, крепкая веревка – это змей Васуки. На равном расстоянии между этими двумя командами рисуется линия. Обе команды тянут за веревку изо всех сил в противоположных направлениях. Они пахтают океан молока. Побеждает та команда, которой удается перетащить первого человека другой команды через линию. При перетягивании обе команды очень громко повторяют Харе Кришна.
7) Хари-бол (Игра слов, буквально означает "Мяч Хари")
Инвентарь: волейбольный мяч (или другой подобный мяч), водоем (река, озеро, море или плавательный бассейн) и полосы ткани или одежды (достаточно длинные, чтобы их можно было обвязать вокруг головы)
Сформируйте две команды (Вы можете дать командам красочные названия). Пусть каждая команда обвяжет вокруг головы ткань различного цвета (или пусть только одна команда обвяжет тканью головы, а другая останется без ткани), чтобы ее было видно на лбу.
Идея состоит в том, чтобы передавать мяч между членами команды, каждый раз называя имя Бога, пробуя закончить Панча-таттва и Харе Кришна маха-мантру, в то время как другая команда пробует перехватывать и забрать мяч.
Когда команда захватывает мяч, они должны снова начать повторять мантры. Команда, которая сможет полностью "повторить" две мантры, получает очко. Когда группа допускает ошибку в последовательности имен мантр, владение мячом проходит к другой команде.
8) Помочь Господу Чайтанье поймать их всех!
Инвентарь: ничего.
Вы можете начать эту игру с цитаты из Шри Чайтанья Чаритамриты, Ади-лила 7.31-32. Перевод: ”Видя, что Майавади и другие убежали, Господь Чайтанья подумал: Я хотел, чтобы каждый был погружен с головой в это наводнение Любви к Богу, но некоторые из них убежали. Поэтому Я придумаю хитрость, чтобы и их тоже потопить”.
Из комментария: “Здесь важный момент. Господь ЧайтаньяМахапрабху хотел изобрести способ поймать майавади и других людей, которые не интересовались движением сознания Кришны …, именно Он предложил изобрести способ поймать тех, кто отклонился от сознания Кришны”.
Один доброволец будет играть роль Господа Чайтаньи, пробуя поймать все обусловленные души, которые отклоняются от сознания Кришны. Когда он/она запятнают кого-нибудь, (просто прикоснувшись к человеку), они сцепляют свои руки и совместно пытаются запятнать кого-нибудь еще. Всякий, кого запятнали, сцепляет с ними руки, и они продолжают пытаться поймать остающихся игроков. Игра закончена, когда захвачен последний человек.
На открытом пространстве Вы должен установить границы, препятствующие людям убегать слишком далеко.
9) Игры на размышление
a) Знаменитые личности
Произнося одну мантру Харе Кришна, выбирается человек, который должен подумать о какой-нибудь знаменитой личности, например Брахме, Балараме, Яшоде, Камсе, Путане и пр. Другие люди сидят в круге и по очереди задают вопрос, чтобы узнать, что это за личность.
Человек, который загадал имя, должен отвечать только "Да" или "Нет". Тот, кто правильно угадает, выбирает следующую личность, которая отгадывается в следующей игре. Скажем, выбрали Маму Яшоду. Вопросы и ответы могут быть следующими: Это женщина? – Да. Она демон? – Нет. Она живет в Двараке? – Нет. У нее есть дети? – Да; и так далее. Вы можете установить ограничение в 20 вопросов, или для того, чтобы сделать игру более трудной, до 10 или даже 6 вопросов.
b) Харе Кришна, Харе Рама
Все сидят в кругу. Затем каждый считает одно число вслух: первый ребенок считает - "Один", следующий ребенок – "Два", и так далее. Тот, кто считает число 5, или любое другое число, которое делиться на 5, должен сказать "Харе Кришна" вместо числа. Чтобы усложнить игру, игроки могут сказать "Харе Рама" каждый раз на 7 или на любое другое число, которое делиться на 7. Любой игрок, который говорит запретное число вместо "Харе Кришна" или "Харе Рама" – выбывает из игры. Игрок также выбывает из игры, если он говорит "Харе Кришна" вместо “Харе Рама”, или наоборот. Для игры может быть выбрано любое запретное число.
с) Комплименты
Инвентарь: много маленьких листочков бумаги и конверты (один конверт для каждого участника.)
Вся группа садится в круг. Дайте каждому конверт и листочки бумаги (три, четыре или больше). Попросите их написать один комплимент на каждом листочке бумаги, по возможности удобочитаемым почерком. Например:
“Вы – хороший слушатель”
“Вы очень скромны”
“Мне нравится Ваша искренность”
“Встреча группы проходит веселее, когда Вы присутствуете”
“Мне нравится, что Вы мягко разговариваете”
“Вы никогда не теряете самообладания”.
И так далее.
Спустя несколько минут попросите их поместить листочки бумаги в центр и смешать их. Разделите поровну все листочки бумаги среди членов группы.
Затем попросите их написать свое имя на конверте, который они получили вначале, и поместить его в центр.
Теперь попросите, чтобы они поместили каждый комплимент, находящийся в их руках, в конверт с именем человека, который этого заслуживает. В конце, все они получат свои конверты. Дайте им несколько минут, чтобы проверить, какие комплементы они получили.