Свойства и формы истины

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ


1. Познание как предмет философии. Природа познания. Субъект и объект познания.
2.Структура познания. Чувственное и рациональное познание.
3. Научное познание, его специфика. Формы развития научного знания. Методы научного познания.
4. Проблема истины. Теории истины.

1.

Познание – это обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Часть философии, которая исследует общие черты процесса познания и его результат - знания, сегодня все чаще называется эпистемологией (от древнегреч. episteme -"знание", это принято в англоязычных странах). Сохраняются также традиционные наименования: гносеология (от древнегреч. gnosis - "познание") и теория познания, которые закрепились за ней со времени ее оформления в особую философскую дисциплину, т.е. с середины XIX века.

Таким образом, теория познания, эпистемология, гносеология - это часть философии, изучающая то, как и откуда мы получаем знания, каковы границы человеческого познания, насколько оно достоверно и что является критерием его достоверности.
Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу, познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось.

Существуют две основных позиции, исходя из которых философия отвечает на эти вопросы о познании.

1.Сторонники первой из них вначале предлагают некую общую картину реальности, а затем стремятся объяснить, почему и как человек может познать данную реальность. Это онтологическая эпистемология (онтология - учение о бытии). Например, одно из первых систематических учений о познании создал Платон. Его онтология: основу всего сущего составляет особый мир идей. На базе этой онтологии он построил свою эпистемологию: идеи созерцаются человеческой душой до ее воплощения, что позволяет человеку в земной жизни познавать окружающий мир. Противники онтологической эпистемологии считают ее недостатком то, что в ней сначала откуда-то вводится определенное знание о реальности, а затем на этой догматической основе объясняется, что же такое, собственно, само знание и как оно возможно.( Платон воспринимает знание о реальности , содержащееся в душе человека как само собой разумеющееся, поскольку это отражение Бога- Блага, сотворившего весь мир).

2. В 17 веке первенство онтологии перед теорией познания пошатнулось, теорию познания стали считать основополагающей частью философии. Это так называемый эпистемологический поворот Нового времени. Декарт, Юм, Локк, Беркли, Лейбниц, Кант и другие философы стремились прежде всего понять, как именно человек познаёт мир, а уже затем - каков этот познаваемый человеком мир. Так, Кант в своей теории познания опирался на допущения о наличии у человека универсальных и доопытных форм созерцания и мышления, он создает критическую гносеологию- учение об условиях достижимости знания.

Процесс и результаты познания обусловлены особенностями познаваемого объекта и познавательными возможностями субъекта познания. Объект познания - весь реальный или воображаемый человеком мир. Субъектом познания является человеческий индивид или группа людей, в чей познавательный процесс включены социальные структуры - речь, язык, нормы логики, информация и методы ее обработки и т.п. То есть человеческое познание носит опосредованный культурой характер.

Результатом процесса познания являются знания. Видов познания столько же, сколько и видов знания (обыденное, религиозное, научное, художественное и т. д.

Знание: Термин «знание» обычно употребляется в трех смыслах:

1) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности о том, как что-либо сделать, осуществить те или иные замыслы;

2) любая познавательно значимая информация;

3) особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением.

Второй и третий пункты данного определения и являются предметом рассмотрения гносеологии.

Называют по крайней мере три условия, при которых мы можем сказать, что "субъект S знает предмет Р":
I- условие истинности (адекватности) - "S знает Р, если истинно, что Р". Я знаю, что Тула расположена южнее Москвы, если Тула действительно расположена южнее Москвы. Иначе это было бы не знанием, а ошибочным мнением.
2- условие убежденности (веры, приемлемости) - "если S знает Р, то S убежден (верит) в Р". Например, сказать, глядя в окно:
"Идет дождь, но я в это не верю", - нельзя. Все наши знания есть убеждения.
3- условие обоснованности - "S знает Р, когда может обосновать свое убеждение в Р", иначе это может быть не знанием, а случайно совпавшей с реальностью догадкой.

Таким образом, истинное знание есть адекватное и обоснованное убеждение.При этом каждое из трех слов этого "знания о знании" может быть взято под сомнение. Например, перестала ли теория Ньютона быть знанием после того, как ее сменила более адекватная теория Эйнштейна? Была ли она знанием в то время, когда в ее истинности было еще убеждено множество ученых? Эти вопросы могут быть отнесены ко всем теориям, которые обычно рассматривают как одну из форм знания. Далее, являются ли знанием гипотезы, в верности которых зачастую не убеждены даже выдвинувшие их ученые? Существуют ли вообще достаточные основания знания? Человеческие знания о реальности ничтожно малы по сравнении с нею самой, а многое из того, что длительное время воспринималось людьми как очевидное, ясное, истинное рано или поздно обнаруживало свою неполноту или ложность (плоская форма Земли, ее центральное положение в мире, идеи абсолютности пространства и времени и др.).

2.

Познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. В виду того, что у человека чувственное познание в ряде моментов пронизывается рациональным( например, восприятие осмысленно), более верно говорить о том, что уровнями познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое.

Исходный уровень познания (чувственное познание) – «живое созерцание». Если эмпирический уровень характерен только для научного познания, то живое созерцание имеет место как при научном, так и при художественном или обыденном познании.

Различают три взаимосвязанные формы живого созерцания:

1) ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие на органы чувств(5 чувств, отчасти взаимозаменяемых, зрение из них является основным – дает 80 % информации). Ощущения неустойчивы, они меняются ситуативно (освещение, температура и т.п.) ;

2) восприятие – целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. Восприятие устойчиво, оно не меняет кардинально предмет в сознании в зависимости от угла зрения например. Восприятие осмысленно.;

3) представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

Чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга.

Теоретическое познание: Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.

Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющийся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.

Различают два уровня мышления:

1) рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты;

2) разум – высший уровень теоретического познания, для которого, прежде всего, характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

К формам рационального познания относят:

1)Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

2)Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

3)Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

Особое место в процессе познания занимает интуиция - непосредственное усмотрение истины (лат. intuito - "пристально смотрю"), внезапное озарение, проникновение в суть без предварительных логических рассуждений, скачок от исходных данных к конечным выводам в результате единства логических и психологических механизмов. Интуиция характеризуется, "внезапностью" появления конечного результата, неполной осознанностью процесса познания, диалектическим единством сознательной и подсознательной сфер психики. Интуиция составляет внутренний момент как чувственного, так а рационального познания.

В теории познания не существует единого мнения по поводу приоритетности в познании чувств или разума. Так, «оптимисты», верящие в возможность достоверного познания мира – сенсуалисты и рационалисты, представляют собой противоположные и взаимодополняющие теории.

Сенсуалисты полагают, что новое знание можно получить только на основе чувств, а разум замкнут в сфере уже известного. В умозаключении вывод, основанный на разуме и законах логики, не дает никакого приращения знаний по сравнению с посылками. Например, какое новое знание мы получаем из вывода «Золото проводит электрический ток», если мы и так знаем, что «Все металлы электропроводны»? Более того, заключение о том, что металлы электропроводны, нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.

Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны.

Например, опыт подтверждает, что брошенный камень всякий раз летит вниз, но это еще не доказывает, что после очередного броска он не сможет полететь вверх. Для доказательства необходимы разум и теоретические расчеты (в данном случае — теория гравитации). Опыт и чувства много раз обманывали человечество. Это касается, в частности, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, без предварительной помощи разума чувства не могут получить никаких новых данных. Ученый, который не применяет разум, а опирается только на чувства, будет собирать все, что видит, однако разрозненные факты вне логической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Опыт теоретически нагружен: любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.

«Пессимисты» - скептики и агностики, считают что мирнепознаваем.

§ Скептицизм выражает пессимистическую позицию и в принципе не отрицает возможности познания мира, но сомневается в том, что это возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем.

Основы для скептической аргументации были предложены еще философами Древней Греции:

§ чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения, напри мер то, что нравится одному, вызывает у другого отвращение;

§ чувствам нельзя доверять также из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас, например преломление образа предмета на границе воздушной и водной сред создает обман зрения;

§ нельзя доверять и разуму, поскольку любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности; следовательно, доказать ничего нельзя, если только не принять на веру бездоказательные аксиомы или догматы.

В агностицизме (от греч. agnostos — непознаваемый) представлен более сильный вариант пессимизма. Это течение отрицает познаваемость объективного мира. Яркий пример агностицизма — философия И. Канта, согласно которому действительный мир принципиально непознаваем. Все, что мы можем познать, — лишь мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом.

Современная наука придерживается «оптимистического» взгляда на познание. Мир познаваем, считают ученые, и, хотя абсолютная истина недостижима, мы с каждым новым научным открытием все больше приближаемся к ней ( это позиция, характерная для материалистического восприятия мира).

3.

Наука- особый вид познавательной деятельности. Науке присущи три необходимых признака: познавательные методы, достоверность и общезначимость.

Характеристики науки:

-Наука ориентирована на объективное исследование действительности. Социальные факторы, личностные моменты и ценностные ориентации ученого оказывают влияние на эффективность его труда, но не входят непосредственно в состав научного знания;

- наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного познания. Поэтому она вырабатывает специальный язык понятий (например, "идеальный маятник" или "абсолютно твердое тело");

- достоверность научных знаний не может быть обоснована только их прикладным использованием. Наука формирует специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, уже прошедших проверку на истинность;

- научное исследование нуждается в особой системе специальных орудий (экспериментальные установки, средства измерения и т.п.).

Процесс научного познания в своем развитии проходит два основных этапа: эмпирический и теоретический, отличающиеся по предмету, средствам и методам исследования.

Эмпирический этап познания - это непосредственное опытное изучение объекта. Он включает в себя, во-первых, получение необходимых исходных данных об отдельных сторонах, связях и отношениях изучаемого объекта, сбор фактов, и, во-вторых, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первоначальную систематизацию и классификацию. Уже на этом этапе осуществляется сложная мыслительная деятельность, уточняются свойства, связи и отношения изучаемого объекта. Познание в целом остается еще на уровне явления, но создаются предпосылка для выяснения сущности объекта исследования.

Теоретический этап познания характеризуется глубокий проникновением в сущность изучаемого объекта, выявлением причинно-следственных связей, т.е. не только описанием объекта исследования, но и всесторонним его объяснением, разработкой теории. Он включает построение теоретической модели объекта познания и ее углубленный анализ, выявление скрытых от исследователя существенных свойств, связей и отношений, т.е. законов функционирования и развития изучаемого объекта.

На каждом из этапов познание осуществляется в определенных формах. Основными формами развитИя научного знания являются научный факт, научная проблема, научная гипотеза и научная теория.

Научный факт - это исходная форма, в которой фиксируется эмпирическое знание об исследуемом объекте. Научный факт отличается от факта действительности, который представляет собой реальный процесс, событие, предмет или объект познания. Научный факт есть отражение в сознании познающего субъекта факта действительности (реального процесса, события, предмета или объекта познания). При этом научным считается лишь тот факт, который верно отражен субъектом, поддается проверке и перепроверке и описан с помощью языка науки.

Изучение фактов приводит к формулированию научной проблемы.
Научная проблема - это отражение в сознании субъекта познания противоречий изучаемого объекта и прежде всего противоречий между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. С постановки научной проблемы начинается теоретический этап научного исследования. Научная проблема может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту и незавершенность того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел.
В среде ученых широко распространено мнение: "Правильно поставить научную проблему - значит наполовину решить ее". Правильно поставить проблему - это значит разделить, "развести" известное и неизвестное, определить факты, которые противоречат имеющейся теории, сформулировать вопросы, требующие научного объяснения, обосновать их важность и актуальность для теории и практики, определить последовательность действий и необходимые средства.

Правильная постановка научной проблемы позволяет сформулировать научную гипотезу.
Научная гипотеза - это научно обоснованное предположение о тех или иных характеристиках изучаемого объекта, которое не противоречит известным научным фактам и открытым законам. Она должна удовлетворительно объяснять изучаемый объект и быть принципиально проверяемой.
Чтобы та или иная гипотеза стала достоверным знанием, а затем и частью теории, необходимо подтвердить ее, опровергнуть другие гипотезы, выдвинутые в отношении одной и тоя же научной проблемы.

Научная теория - это совокупность доказанных и приведенных в систему положений, обобщенно отражающих объект научного познания. Ее главное содержание составляют законы, категории и принципы, которые дают целостное представление о сущности изучаемого объекта. Основными функциями научной теории являются: описательная, объяснительная, функция предвидения и методологическая функция. Все формы развития научного знания взаимодополняют друг друга.
Эффективность научного познания в значительной мере обусловлена применяемыми методами. Поэтому проблема метода - одна из центральных проблем теории познания, особенно начиная с Нового времени.

Метод в широком значении слова - "путь к чему-либо", способ деятельности, совокупность приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности.
Все методы, которые используются в научном познании, классифицируются по ряду оснований, в том числе по степени общности, по функциональному предназначению.
В зависимости от степени общности можно выделить четыре группы методов: философские методы; общелогические методы; общенаучные методы; специальные методы.

Особая роль в формировании методологии научного исследования принадлежит философскому методу. В сознании субъекта научного познания он образует исходную точку, основу для определения системы применяемых методов. На разных исторических этапах развития научного познания и философии в качестве методологических ориентиров" познавательной деятельности ученые избирали метафизический, диалектический, аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивистский, феноменологический, герменевтический и другие философские методы. Предпринимаются также попытки соединить разные методы.

Общелогическими являются методы, присущие человеческому познанию в целом, посредством которых развивается как научное, так и другие виды знания. К ним можно отнести, например, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстрагирование, обобщение. Анализ – мысленное или фактическое расчленение целого на составные части. Этот прием обычно является первым этапом научного исследования. Его используют для выявления состава, строения, свойств объекта. При анализе того или иного объекта происходит сравнение его отдельных элементов, отделяется случайное от необходимого, выявляются взаимосвязи частей, устанавливается его структура.

Синтез – процедура воссоединения целого из частей, обобщение выделенных в результате анализа особенностей объекта. При этом не обязательно воссоздается старое целое, это может быть и создание нового. В процессе познания анализ и синтез используются в единстве, дополняя друг друга.

Индукция – метод научного познания, суть которого заключается в движении познания от единичных фактов, полученных при наблюдениях и экспериментах, к обобщениям более высокого порядка. Этим методом пользовался уже Сократ, его описание дал Аристотель, но наиболее широко он стал использоваться при становлении науки Нового времени. Ф. Бэкон положил этот метод в основание эмпирического познания. Различают полную и неполную индукцию. В случае полной индукции обобщение делается на основе анализа всех объектов данного класса. Чаще всего приходится иметь дело с неполной индукцией, когда общий вывод делается на основании наблюдения ограниченного числа фактов. Знания, полученные в результате неполной индукции, носят вероятностный характер и требуют дополнительных доказательств. В основе индуктивного метода лежит такой вспомогательный прием как аналогия – сходство различных предметов по определенным параметрам.

Дедукция – логический путь от общего к частному, от исходных предложений-посылок к их следствиям.

Индукция и дедукция тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.

Общенаучные методы - это применяемые во многих науках приемы и способы познания. По функциональному предназначению они подразделяются на методы эмпирического этапа и методы теоретического этапа научного познания.

Основными общенаучными методами, применяемыми на эмпирическом этапе научного исследования, являются наблюдение, эксперимент, сравнение.

На теоретическом этапе используются формализация, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, системный подход, моделирование. Важной современной разновидностью последнего является математическое (компьютерное) моделирование.

В научном познании широкое применение находят также специальные (частнонаучные) методы - подходы и приемы, выработанные какой-либо отдельной наукой. Они используются при решении специфических задач конкретной науки. Вискозиметрия‎ , Дифракционные методы‎ , Спектроскопия‎ , Фотометрия‎, Хроматография‎

Методология науки может меняться в ходе научных революций, происходящих в науке в целом, и в естествознании, в частности. В ходе такой революции меняется парадигма науки – система убеждений, ценностей, норм, технических средств, господствующих в научном обществе в определенный исторический период. В результате этого меняется и методология науки.

На современном уровне развития естествознания широкое распространение получили идеи и методы синергетики. Отличие этих методов от традиционных состоит в переходе от изучения простых систем к более сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности, от равновесных форм к неравновесным.

Существенно влияют на методологию исследования природы на современном этапе идея глобального эволюционизма и родственная ей идея коэволюции – взаимообусловленного изменения систем или частей внутри системы. Первая из них подчеркивает момент саморегулирования, саморазвития современных систем, согласно второй – развитие одних систем приводит к изменению других. Важно то, что в процессе коэволюции не происходит подавления одних систем другими, они адаптируются друг к другу.

На современном этапе развития естествознания усиливается роль междисциплинарных комплексных исследовательских программ в связи с тем, что объектами исследования становятся многофункциональные сложные системы. Их изучение требует использования методов различных научных дисциплин, создания научных коллективов, состоящих из специалистов различных научных направлений.

4.

И́стина — философская категория, обозначающая совершенство мысли либо высказывания, позволяющее считать его знанием, а также само содержание знания или сама познанная действительность. Под совершенством мысли либо высказывания понимается соответствие высказывания или представления некоторому критерию проверки на истинность. Мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету. Кратко: истина-это соответствие знания о вещах самим вещам. В логике истина — структура, содержащая правила, для которых не выявлены противоречия. Противоположными истине понятиями являются понятия лжи и заблуждения. Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские, эмпирические и теоретические.

Заблуждение следует отличать от лжи . Ложь в логике— одно из двух возможных состояний. Ложь — противоположна истине. Ложь в общем понимании- утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно.

Впервые понятие истины введено Парменидом как антитеза мнению.

Свойства и формы истины

1) Объективность, она - в обусловленности реальной действительности в которую входит -объективная реальность, субъективная реальность она - в связи с предметно-^чувственной деятельностью человека, с практикой она - в независимости содержания истины от отдельных людей

2) Субъективность, поскольку истину познают люди она субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме (например, всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону)

3) Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна. В связи с этим для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее).

Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) -это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется, это идеал, который не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему, это элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем: "люди смертны" и т.д. - это вечные истины.

Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных истин.

Относительная истина (относительное в объективной истине) - это неполное, приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждением (как истины о флогистоне, теплороде, эфире, вечном двигателе).

В любой абсолютной истине мы находим элементы относительности, а в относительной черты абсолютности. Признание только относительного в объективной истине грозит релятивизмом, преувеличение устойчивого момента - есть догматизм.

4)К. Маркс говорил о таком качестве истины, как конкретность. .Конкретность истины – это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются, распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение. Даже 2+2=4 является истиной только в десятичной системе исчисления.

Кроме названных выделяются и другие свойства истины: 5)непротиворечивость (с точки зрения формальной логики); 6)когерентность (согласованность знания с фундаментальными идеями);

7)простота;

8)красота;

9)эвристичность;

10) плюрализм;

11) антиконьюктурность;

12) способность к самокритичной рефлексии (В.И.Ленин).

Существуют и разные формы истины: экзистенциальная (понимание духовного мира), предметная (знание о материальных системах), концептуальная, а также истины обусловленные видами познавательной деятельности: научная, обыденная, нравственная;аналитическая истина имеет место тогда, когда приписываемое предмету свойство содержится в самом его понятии. Синтетическая истина — когда приписывание этого свойства требует внесения дополнительной информации.

Теории истины

Все теории можно разделить на дающие реальное определение истине и устанавливающие правила употребления слова "истина".

Теории истины (концепции истины), дающие определение истине:

o Корреспондентная (классическая) теория. Истина — это соответстие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, в том числе Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель)

o Конвенциональная теория. Истина — это результат соглашения (Платон (излагаема и критикуема теория), Пуанкаре, Карнап, К. Поппер)

o Когерентная теория. Истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Лейбниц, Авенариус, Мах, неопозитивизм).

o Авторитарная концепция. Истина — это убеждение и/или доверие авторитету (Средневековая философия, Богословие)

o Прагматическая (праксеологическая) теория. Истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха, (Ф. Бэкон, марксизм).

o Теория истины как очевидности. Истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф. Брентано, Э. Гуссерль)

o Теория истины как опытной подтверждаемости. (Шлик, Нейрат).

Теории истины (концепции истины), устанавливающие правила употребления термина «истина» при построении теорий:

· Редундантная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» лишены смысла (П. Ф. Рамсей). Дефляционная теория (концепция избыточности (redundancy)): слова «истина», «истинный», «истинно» излишни, поскольку избыточны для процесса познания: если делать утверждение об истинности некоторого предложения, то приходится высказывать само это предложение, отрицание же предложения означает его простое отрицание (А. Айер, М. Даммит и др.)

o Перформативная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» являются перформативами в смысле теории речевых актов (П. Ф. Стросон) Перформатив — (от ср. лат. performo действую) высказывание, эквивалентное действию, поступку. Например, председатель говорит: «Объявляю заседание открытым»; или священник говорит жениху и невесте: «Объявляю вас мужем и женой»; или я встречаю на улице пожилого профессора и говорю: «Приветствую вас, господин профессор»; или провинившийся школьник говорит учителю: « Обещаю, что это никогда не повторится». Во всех этих предложениях нет описания реальности, но есть сама реальность, сама жизнь. Объявляя заседание открытым, председатель самими этими словами объявляет заседание открытым. И я, произнося предложение , самим фактом произнесения его приветствую профессора. Такие глаголы называются перформативными (от англ. performance - действие, поступок, исполнение).Предложения с такими глаголами названы перформативами, или просто речевыми актами, в отличии от обычных предложений, описывающих реальность: Мальчик пошел в школу(1). Оказалось, что перформативных глаголов в языке довольно много: клянусь, верю, умоляю, сомневаюсь, подчеркиваю, настаиваю, полагаю, расцениваю, назначаю, прощаю, аннулирую, рекомендую, намереваюсь, отрицаю, имею в виду. Открытие речевых актов переворачивало классическую позитивистскую картину соотношения языка и реальности, в соответствии с которой языку предписывалось описывать реальность, констатировать положение дел при помощи таких предложений, как (1).

· Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины в теории, использующей данное понятие; требуется построение метатеории, задающей условия понимания истины для исходной теории (А. Тарский)

Формально- логическое уточнение классической (корреспондентной) концепции истины, экспликация интуитивного представления об истине как соответствии реальности, разработанная в логико-семантической теории А. Тарского. Впервые эта концепция была изложена Тарским в

1933.Непосредственным поводом к ее формулировке послужило стремление преодолеть присущие естественному языку семантические парадоксы (типа известного парадокса «Лжец» Парадокс лжеца — утверждение «То, что я утверждаю сейчас — ложно» (либо «Я лгу», либо «Данное высказывание — ложь»). (Парадокс брадобрея: Единственному деревенскому брадобрею приказали: «Брить всякого, кто сам не бреется, и не брить того, кто сам бреется». Кто побреет брадобрея)

Если это высказывание истинно, значит, исходя из его содержания, верно то, что данное высказывание — ложь; но если оно — ложь, тогда то, что оно утверждает, неверно; значит, неверно, что данное высказывание — ложь, и, значит, данное высказывание истинно. Таким образом, цепочка рассуждений возвращается в начало.

Это высказывание противоречит закону исключённого третьего.Греческий учёный Филит Косский умер от бессонницы, пытаясь разрешить парадокс лжеца.

Парадокс лжеца является одной из упрощённых формулировок парадокса Рассела. Близким к парадоксу лжеца высказыванием является теорема Гёделя о неполноте.

).

Критерии истины

В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий истины (критерий - это средство проверки достоверности знания). Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но оказалось - никаких самоочевидных положений нет, ясность мышления - вопрос крайне субъективный, а чувства - зачастую нас обманывают (ложка в стакане воды изломана...).

Коренным пророком этих критериев то, что они находятся в самом знании, в его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который был бы и теоретическим (для отражения объекта) и внетеоретическим (для проверки знаний), отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных естественных процессов.

Такими свойствами обладает практика, но во всём её объёме и историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие критерии - общезначимость (то, что признаётся многими людьми), - прагматизм (то, что признают полезным, что приводит к успеху); - когерентность (взаимосоответствие суждений); - конвенционализм (то, что соответствует соглашению).

Так, математики склоняются когерентной концепции истины, гуманитарии к общезначимости и конвенционализму, инженеры, научные работники, к практицизму и практике.

Назовем важнейшие формы практики: Это

- материальное производство (труд),

- социальная деятельность,

- научный эксперимент;

- техническая деятельность;

- военно-политическая деятельность.

Наши рекомендации