Четыре ашрама. Брахмачарья – ученичество
Слово ²ашрам² переводится с санскрита как «прибежище, обитель» и т.д. Четыре ашрама связаны с той ситуацией, в которой живет человек. Брахмачари живет у духовного учителя, грихастха – у себя дома, ванапрастха – в лесу, а санньяси – «гражданин мира». Но, в действительности, все эти места жительства не являются настоящими прибежищами. Истинное прибежище можно найти только под сенью лотосных стоп Господа. Поэтому точное определение слова «ашрам» – это место и обстоятельства для культивирования сознания Кришны. Поэтому, так же, как и с варнами, если в центре жизни человека стоит практика преданного служения, то неважно, в каком ашраме он находится. Он находится на трансцендентном уровне, хотя внешние обстоятельства и поведение людей, относящихся к разным ашрамам, будут различаться.
Обет брахмачарьи.
Первый ашрам, через который проходит человек в ведической культуре – это ашрам брахмачари. Слово брахмачарья происходит от санскритского брахме-чарати, что означает «тот, чья деятельность исключительно посвящена Верховному Господу». Брахмачарья включает в себя два аспекта. Во-первых, это сосредоточенность на активном развитии и росте в духовной жизни. Во-вторых, это обет избегать чрезмерной запутанности в материальной жизни (олицетворяемой тесным общением с представителями противоположного пола) посредством культивирования принципов сознания Кришны в обществе Шри Гуру и преданных. Просто целибат (обет безбрачия) без активной целеустремленности в духовной жизни хотя и очищает, но остается лишь внешним обозначением.
Существует два вида брахмачариев. Первые – это те, кто следуют обету брахмачарьи лишь на период ученичества, после чего они перейдут в ашрам домохозяев. Таких большинство. Другие, найштика-брахмачарии – это те, чья решимость и духовный вкус настолько развиты, что они могут следовать этому великому обету пожизненно. Это воистину редкие души, к числу которых принадлежал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати. Корнем материального существования является влечение к противоположному полу. Никакими искуственными методами сдержать вожделение невозможно. Оно будет выходить на поверхность в виде гнева, жадности и т.д. Известна история про великого йога Вишвамитру Муни.
Однажды он сидел, погруженный в медитацию. Боясь, что Вишвамитра достигнет необычайного могущества и свергнет его с поста царя небесных планет, Индра подослал к нему куртизанку с райских планет Менаку. Услышав из глубины своей медитации звук ножных колокольчиков Менаки, Вишвамитра не смог справиться с чувствами. Вся его медитация прекратилась, и в результате их союза родилась красавица Шакунтала. Позже Вишвамитра пришел в чувства, осознав, что за всеми этими занятиями он потерял зря много лет своей жизни, и вновь взялся за медитацию, исполнившись еще большей решимости хранить брахмачарью. Прошло какое-то время, и Индра опять начал «трястись за свое место». Чтобы действовать наверняка, в этот раз он послал целую «диверсионно-подрывную роту» из прекрасных танцовщиц-апсар, сладкоголосых гандхарвов и т.д. В этот раз Вишвамитра смог совладать с вожделением, но не удержался от гнева. Бросив на них пылающий взгляд, он превратил их в скалы. Но его медитация на этом вновь благополучно закончилась.
Поэтому один замечательный вайшнав сказал: «Ни шафрановая одежда, ни ограничения в еде и другой деятельности чувств, ни обсуждение философии, ни обет молчания не смогут остановить Камадева. Это возможно, только когда есть хотя бы малая толика преданного служения лотосным стопам Господа Говинды, который наслаждается Своими играми на широких берегах Ямуны». Лишь утвердившись в своем истинном «я» как вечном слуги слуги слуги Кришны, повелителе сердец гопи, и полностью оставив телесные представления о жизни, вместе с этим заняв это тело в служении наставлениям духовного учителя, можно действительно избавиться от вожделения.
Если ашрам брахмачари может быть ситуацией временной, то принцип брахмачарьи остается с преданным на протяжении всей его жизни. В самом деле, все преданные во время духовного посвящения дают обет вступать в половые отношения лишь в браке и только для зачатия детей. Шрила Прабхупада объясняет, что это то же самое, что и брахмачарья. В ашраме грихастхи остаются в силе все правила поведения для брахмачария с представителями противоположного пола и т.д. за исключением своей жены. В действительности, по мере продвижения от ашрама к ашраму обретаемые качества не сменяются одно другим, а накапливаются. Так, в ашраме брахмачари человек получает духовное знание и осваивает принцип целибата (брахмачарья). В ашраме грихастхи к брахмачарье добавляется ответственность. В ашраме ванапрастхи к брахмачарье и ответственности добавляется аскеза, а в ашраме санньяси к ним добавляется отрешенность. Поэтому независимо от Вашей семейной ситуации или перспектив на будущее, чрезвычайно важно изучить и воплотить в своей жизни принципы, описываемые далее в этой главе.
Человек, который в состоянии строго следовать принципу брахмачарьи до конца своей жизни, практически гарантированно возвращается назад домой к Кришне, так как это является косвенным свидетельством его зрелости в преданном служении. И наоборот, не освоив этот принцип, невозможно обрести любовь к Кришне. Кама и према взаимно исключают друг друга. Это не является каким-то искуственным наказанием, типа школьного «если будешь пропускать занятия, то тебе поставят двойку». Это просто естественная ступень, через которую обязательно проходит каждый, кто серьезно и последовательно следует методу преданного служения. Это подобно тому, что каждый преданный обязательно становится брахманом. Вопрос, лишь когда: получив вторую инициацию, во время оставления тела или в следующей жизни… Скорость нашего духовного прогресса зависит от нашей решимости и милости Кришны. Дефицита в милости гуру и Кришны нет.
О пользе целибата.
Мы живем в странное время, когда наука стала рабой необузданных страстей людей. И под влиянием так называемой «научной» пропаганды представления у масс людей относительно того, что такое хорошо, а что такое плохо, буквально перевернуты с ног на голову[T1] . Например, еще несколько десятков лет назад ни у кого не было сомнения, что курение – это вредная привычка. Сейчас же курит более половины населения. Более того, уже на конференциях Международной Ассоциации Здравоохранения стали появляться серьезные заявления ученых о том, что курение может быть и полезно, по крайней мере, в небольших количествах – не больше пачки сигарет в день!!!
Если относительно наркомании, алкоголя и курения у людей еще есть какие-то сомнения, то в отношении сексуальных наслаждений средства массовой информации при поддержке «научных авторитетов» из многочисленных Васюкинских Государственных Медицинских Академий и их заурядных воспитанников, нашедших прибежище в разнообразных медицинских учреждениях, вынесли однозначный вердикт: «Без регулярной половой жизни нормальный человек жить не может, это самая важная составляющая человеческой жизни». В подтверждение этому они приведут вам сотни «доказательств» и результатов исследований, а также подкрепят это современными «научными» теориями.
Во-первых, популярная наука должна всегда вызывать сомнения у любого здравомыслящего человека. Подобно тому, как вызывают сомнения заявления относительно качества какого-нибудь китайского или вьетнамского ширпотреба, которым завалены все рынки. Качественные вещи всегда дороже и их необходимо еще поискать. Точно так же в современной настоящей науке есть соизмеримое количество уважаемых ученых, чьи труды подтверждают неоценимую пользу полового воздержания. Вот отрывок одной из типичных статей (Доктор Р.В.Беннард, Исследовательский Центр Здоровья, Калифорния), под названием «Физиологическая ценность воздержания».
«В настоящее время не только среди массового населения, но также и среди врачей укоренились взгляды, что представления о физиологической ценности полового воздержания относятся к темным временам религиозных предрассудков и научного невежества и несовместимы с выводами физиологической науки. Некоторые псевдосексологи воспользовались этой идеей в своих коммерческих интересах и создали в умах масс людей фобию в отношении полового воздержания, которое стало считаться причиной нервных и умственных заболеваний и несущим несомненную опасность для здоровья. Подобные взгляды заставляют врачей и психоаналитиков видеть в воздержании причину нервных заболеваний среди молодежи и советовать молодым людям общаться с проститутками, считая риск заразиться венерическими заболеваниями меньшим злом, чем ущерб, якобы причиняемый половым воздержанием.
Однако внимательное знакомство с приведенными ниже фактами убедит любого открытого читателя, что упомянутые выше взгляды ложны, и что само воздержание никогда не может причинить вреда, но всегда благотворно, и что когда у человека, не живущего систематической половой жизнью, возникают проблемы, вина тому не в воздержании, а альтернативных способах выражения сексуального желания, чрезмерных ночных семяизвержениях и т.д. В виду того, что семя богато лецитином, холестеролом, фосфором и другими составляющими нервной и мозговой тканей, ясно, что именно невоздержание, или потеря этих ценных питательных для нервной системы веществ, влечет за собой истощение и, как следствие его, нарушение функционирования нервной системы и мозга, а отнюдь не подлинное воздержание, в противоположность ненаучным взглядам психоаналитиков.
Мы видели, что внутренние секреты, выделяемые половыми железами, закладывают основу физической и умственной жизнеспособности, и что половые гормоны присутствуют во внешних и внутренних секретах гонад. Многие из эффектов, оказываемых такими гормонами, как мы видели, проявляются как физиологические проявления эффектов, оказываемых вторичным поглощением организмом (ресорбцией) удерживаемого семени. Сохранение семени означает сохранение половых гормонов и увеличение жизненой силы, в то время как потеря семени означает потерю гормонов и уменьшение жизненной силы. Хронический же недостаток таких гормонов ведет к появлению симптомов старения, которые Воронов и Стейнах стремились преодолеть посредством увеличения количества половых гормонов в крови.
Семя представляет собой вязкую белкообразную жидкость, щелочной среды, очень богатую кальцием и фосфором, а также лецитином, холестеролом, альбумином, нуклеопротеинами, железом, витамином Е и т.д. Во время семяизвержения здорового мужчины испускается около 226 миллионов сперматозоидов, в которых содержится много фосфоризованных жиров (лецитина), холестерола (прародителя половых гормонов), нуклеопротеинов и железа. Капля семени считается по ценности равной шестидесяти каплям крови, из которой она извлекает некоторые из ее самых важных составляющих, отвечающих за жизнеспособность организма. Доктор Фредерик Мак Канн замечает в этой связи: «Из утвержденного выше следует признать, что семенная жидкость действительно обладает потенциальными возможностями, оправдывающими взгляды древних авторов относительно ее жизнетворных свойств».
Семя состоит из веществ высокой физиологической ценности, в особенности питательных для мозга и нервной системы. Если ресорбция семени через стенки женских половых путей обладает жизнетворным влиянием на женский организм, то же самое должно быть и в случае тела мужчины, в котором оно формируется и хранится. И напротив, потеря семени должна лишать организм жизненной силы и ценных веществ, необходимых для питания нервной ткани, таких как лецитин, который с большим успехом использовался для излечения неврастении, проистекающей в результате половых излишеств.
Вот некоторые из многих физиологических доказательств, которые демонстрируют ценность воздержания:
1. Существует заметное сходство в химическом составе между семенем и центральной нервной системой. И то, и другое в особенности богаты лецитином, холестерином [T2] и фосфорсодержащими комплексами, что указывает на то, что извержения семени забирают из тела вещества, необходимые для питания нервных тканей.
2. Избыточные сознательные потери семени (через маструбацию, коитус, прерывание коитуса и противозачаточные средства) ослабляют и вредноносны для тела и мозга.
3. Избыточные непроизвольные потери семени (через ночные или дневные семяизвержения, сперматорею и т.д.) ослабляют нервную систему и могут вызывать неврастению.
4. Наблюдения за непосредственными эффектами полового акта указывают на то, что он временно истощает нервную систему, и если повторяется слишком часто, то ведет к хроническим нервным слабостям (половая неврастения).
5. Воздержание благотворно для мозга (ибо сохраненный лецитин от удержанного семени – подлинная пища для мозга). Таким образом, некоторые из величайших интеллектуальных гениев в древности и в современные времена вели жизнь воздержания. Среди них: Пифагор, Платон, Аристотель, Леонардо да Винчи, Спиноза, Ньютон, Кант, Бетховен, Герберт Спенсер и др.
6. Недавние физиологические доказательства, указывающие на тот факт, что семенная жидкость содержит вещества, имеющие огромную физиологическую ценность (например, Спермин Поеля – нервный стимулятор, холестерин, витамин Е, мужские половые гормоны и т.д.) подтверждает взгляды о том, что воздержание благотворно для здоровья.
7. Ведущие физиологи, урологи, специалисты по мочеполовой системе, неврологи, психиаторы, сексологи, гинекологи и эндокринологи подтверждают физиологическую ценность полового воздержания. Среди подобных авторитетов: Молл, Крепелин, Маршалл, Лидстон, Талми и другие».
Далее следуют 16 страниц мелким текстом, содержащих описание многочисленных фактов и экспериментальных данных, развертывающих эти тезисы.
Читателя, не искушенного в хитросплетениях современной науки, хочется предупредить, что на любые научные доводы всегда можно найти другие научные доводы, их опровергающие. «Логика не приводит ни к каким заключениям», – говорит Махабхарата. В качестве лирического отступления могу поделиться собственным опытом в этом плане – еще до сознания Кришны. В свое время, еще учась в МГУ, я прочитал какую-то книжку о Резерфорде, выдающемся физике начала века. Книжка была написана с большим юмором, и один из эпизодов, который мне запомнился, был таким.
Однажды Резерфорд проводил научный семинар. На стене висел какой-то график, и с указкой в руке Резерфорд объяснял его. Он это проделал так блестяще, что вся аудитория была просто ошеломлена его гением. Затем Резерфорд спросил, есть ли вопросы. Откуда-то с задних рядов потянулась рука, затем показалось бледное лицо какого-то аспиранта, который запинающимся голосом произнес: «Господин профессор, извините, пожалуйста, я здесь ассистент, и, подготавливая Ваш семинар, я по ошибке повесил этот график вверх ногами». Ни на секунду не смутившись, Резерфорд подошел к графику, перевернул его, как положено, и затем так же блестяще объяснил его по-новому… Современная наука ки – джая!
Помню, я пришел в большой восторг по этому поводу, и вскоре мне выпала возможность последовать примеру «предшествующих ачарьев». Как известно, «от сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год». На четвертом курсе я должен был сделать курсовую работу по органической химии, которая включала в себя теоретическую часть и многостадийный синтез. Теоретическую часть я сделал заранее, а вот с синтезом протянул до последнего момента. На следующий день мне нужно было уже защищаться, а я еще доделывал последнюю стадию многодневного синтеза. Когда последняя операция была проделана, в пробирке-приемнике вместо значительного количества синтезируемого вещества, к своему сожалению, я обнаружил лишь белесый налет на стенках. Вероятно, я что-то не то сделал.
Что делать? Поставить заново синтез уже не было времени. Тогда, вспомнив пример Резерфорда, я решительно подошел к большой бутыли, стоявшей над раковиной, и налил в пробирку с налетом столько, сколько нужно миллилитров чистой дистиллированной воды, подумав, авось, растворится что-нибудь. Затем я отнес полученное «вещество» на спектр. На следующий день мне удалось объяснить этот спектр и с убежденностью «доказать», что синтезированное мной «вещество» было действительно таким, какое нужно. Я получил свою четверку. Оценку снизили за небрежное оформление работы… Харе Кришна!
Подобного рода примеров можно было бы привести великое множество – и из личного опыта, и из истории. Поэтому мы не зависим от современных научных доказательств в пользу целибата. Достаточно знать, что таковых очень много, ничуть не меньше, чем у его противников. Мы же обратимся за решением этого спора к тем, кто действительно в этом разбирается: к Шриле Прабхупаде, великим мудрецам и садху, а также к священным писаниям. Все они единодушно подтверждают неоценимую пользу воздержания – как в духовном, так и материальном смысле. Многочисленные высказывания Шрилы Прабхупады на эту тему практически один к одному совпадают с приведенными выше утверждениями профессора Беннарда, говоря, что удержанное семя обогащает ткани мозга. На санскрите это называется урдхва-рета, или «поднимать семя вверх». Шастры утверждают, что брахмачарья дает хорошее здоровье, сильную память, жизненную силу, ясный разум, силу воли, способность убеждать других и т.д.
Дхванвантари, воплощение Кришны, в котором Он дал человечеству Аюр-веду (науку ведической медицины), обучив ей своих учеников, сказал, что брахмачарья – лучшее лекарство. «Я скажу вам, брахмачарья – это воистину драгоценный камень. Это самое действенное лекарство. Это нектар, разрушающий все болезни, распад и смерть. Чтобы обрести мир, сияние, память, знание, богатство и самоосознание, следует соблюдать брахмачарью. Брахмачарья – величайшая дхарма, величайшее знание, величайшая сила».
Из описанного выше становится ясным, почему недозволенные половые отношения являются грехом. Причем не только внебрачные связи и аборты, но и использование любых противозачаточных средств и мер предотвращения беременности. Помимо психологических и социальных последствий, о которых мы уже говорили и еще будем говорить в следующей главе, секс настолько деструктивно влияет на организм, что единственное, что оправдывает его и превращает в настоящее жертвоприношение для Кришны – это желание родить и воспитать хороших детей-преданных, которые смогут развить любовь к Богу и вернуться назад, на Голока-Вриндавану. Таким образом, недозволенный секс, подобно алкоголю, курению или наркотикам разрушает человеческий организм, который предназначен для высшей цели – самоосознания. Поэтому это такой же грех или, на другом языке, нарушение законов природы или Бога, за которое нам придется нести естественные реакции как в этой жизни, так и в следующей. Имена Ведических мудрецов, таких как Нарада Муни, Вьясадева, Шукадева Госвами или выдающихся личностей относительно недавнего прошлого (те же Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, Серафим Саровский, Аристотель, Леонардо да Винчи, Ньютон, Кант, Бетховен и др.) дают нам небольшое представление о том, что уготовано природой в качестве нормы интеллектуальных способностей среднего мужчины, и насколько далеко, вследствие своих пагубных привычек, отстоит от них большинство из нас.
Физиология женского организма естественно отличается от мужского. Здесь аюр-ведическому «семени» соответствуют фолликулярные ткани яичников, которые выбрасываются из организма с каждым менструальным циклом, поэтому ни о каком «удержании семени» здесь говорить невозможно. Это, кстати, согласуется с известными статистическими данными, подтверждающими, что наиболее яркие проявления интеллекта встречаются у мужчин, нежели чем у женщин. В Ведические времена практика брахмачарьи была нормой для всех людей, и поэтому такие «яркие проявления интеллекта» среди мужчин встречались на каждом шагу. Это позволяет понять физиологическую подоплеку утверждения Вед о том, что «женщины в целом менее разумны, чем мужчины». Так что проблема сегодняшнего дня не столько с женщинами, сколько с мужчинами. Но, несмотря на различия в физиологии и психологии мужчин и женщин, Аюр-веда в равной степени говорит о благотворности практики целибата для женщин (о вреде многих противозачаточных средств даже и говорить не приходится). Он также благотворно сказывается на здоровье, но психологические факторы имеют еще больший вес – настолько, что целомудрие является основной дхармой для женщины.
О дхарме женщины нам еще предстоит вести речь, а здесь еще раз отметим, что принцип целибата, или полового воздержания, работает только в союзе с разносторонней позитивной духовной практикой. Те потенциальные физиологические и психологические расстройства на почве сексуальной неудовлетворенности, о которых говорит современная медицина, вполне могут иметь место в жизни человека, не имеющего высшего вкуса духовной жизни. Вместе с этим, как говорит Кришна в Бхагавад-гите, «обретя высший вкус, человек легко оставляет низший». Таким образом, преданный просто избавляется от самого вожделения и таким образом автоматически решает проблему того, как его удовлетворить. То есть брахмачарья – это не просто целибат, это «деятельность на духовной платформе».
Ашрам брахмачари.
Откуда берутся брахмачарии? Как нетрудно догадаться, их находят в капусте – или родители-преданные, или проповедники. Воспитанию детей в сознании Кришны мы посвятим отдельную главу, а здесь поговорим о тех людях, которые сделали самостоятельный осознанный выбор в пользу сознания Кришны и не обременены узами семейной жизни (включая взрослых детей, выросших в семьях преданных).
У человека, привлекшегося философией, практикой и культурой сознания Кришны, появляется естественное желание посвятить этому всю свою жизнь. Шрила Прабхупада создал для этого ашрамы брахмачариев в храмах Сознания Кришны, и те, кто не обременен особенными обязанностями, могут воспользоваться этой возможностью, чтобы целиком погрузиться в нектарный океан преданного служения. Правила проживания и служения в ашраме будут различаться в разных храмах. Не вдаваясь в детали, мы приведем замечательные наставления Е.С. Радханатха Свами брахмачариям храма Шри Шри Радхи Гопинатхи в Бомбее, Чоупатти, которые помогут понять атмосферу подлинного ашрама брахмачариев (в скобках даны некоторые пояснения).
1) наших брахмачариев следует обучать глубоко ценить важность строгой садханы. (Подъем не позже 3:30, мангала-арати, джапа, утренняя программа, учеба, 6-8 часов практического преданного служения и проповеди);
2) мы должны воспитывать их быть смиренными верными слугами – в своих сердцах, не ожидающих ничего для себя, но готовых отдать свои жизни в служении вайшнавам;
3) они должны усвоить важнейшую добродетель целомудрия и верности нашей Гуру-Парампаре, не пытаясь искать чего-то «недостающего» на стороне;
4) наши брахмачарии должны тщательно изучать и постигать книги Шрилы Прабхупады (чтение или специальные программы обучения), и с энтузиазмом распространять их;
5) их следует воспитывать бесстрашными проповедниками философии сознания Кришны обычным людям и защитниками принципов чистой бхакти;
6) брахмачарии должны учиться брахманическим стандартам чистоты и всегда поддерживать ашрам в чистоте;
7) их необходимо обучать проводить пуджу Святым Божествам и готовить для них замечательные блюда, следуя принципам пунктуальности, чистоты и аккуратности в соответствии с авторитетными правилами;
8) наши киртаны должны быть проникнуты глубоким чувством, энтузиазмом. Они должны быть очень красивыми и грациозными для удовольствия Шри Шри Радхи Гопинатхи. Все должны научиться хорошо играть на музыкальных инструментах;
9) наши брахмачарии должны стремиться смиренно служить общине грихастх (домохозяев) и оказывать им огромное почтение за их служение. Они должны уважать всех женщин как почтенных матерей, но, однако, могут общаться с ними только в связи с важным служением и не ради чувственных удовольствий;
10) очень важно, чтобы наши брахмачарии развили огромную любовь, доверие и личностные взаимоотношения друг с другом – быть слугой слуги слуги.
Преданные в ашраме брахмачариев живут очень просто: как правило, спят в спальниках на полу, едят простой прасад, послушно исполняют любое служение, о котором их просят старшие, бреют головы, оставляя шикху. Все их имущество, как правило, легко умещается в коробку из-под бананов, и они не имеют практически никаких личных сбережений. Они с энтузиазмом участвуют в храмовых программах, учатся, проповедуют и распространяют книги. Те из брахмачариев, которые достаточно утвердились в такой отрешенной жизни, носят одежды шафранового цвета (символ отречения). В противном случае они ходят в белом.