Тема 2. Античная философия
Все, что есть лучшего в интеллектуальной основе
Западной цивилизации, восходит к традиции Древней Греции
Б. Рассел
1. Античная философия – первая по времени форма бытия европейской философии.
2. Основные этапы развития античной философии, ее особенности.
3. Значение философии античного периода.
Философия как особая сфера интеллектуальной деятельности человека впервые в истории мировой цивилизации возникла в 6 веке до н.э. Родиной ее являются греческие полисы на побережье Малой Азии, в Ионии. Именно грекам принадлежит слава первых по – настоящему свободных мыслителей древности, переставших удовлетворяться традиционной мифологической картиной мира и попытавшихся самостоятельно, опираясь лишь на собственное умозрение, постичь тайны мироздания. Античная философия просуществовала в общей сложности около тысячи лет, до 529 года, когда византийский император Юстиниан издал указ о закрытии в Афинах всех философских школ, в том числе знаменитой Платоновой Академии, просуществовавшей 900 лет.
Античность закрепила за философией круг проблем, сохраняющихся за ней и поныне:
- изучение природных «явлений» – ОНТОЛОГИЯ;
- изучение «жизни и нравов» – ЭТИКА, СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ;
- изучение «рассуждения» и «того, что такое истинное, что такое ложно» - ДИАЛЕКТИКА, ЛОГИКА, ГНОСЕОЛОГИЯ.
В истории античной философии выделяется ряд этапов:
VI - середина V в. до н. э. – раннегреческая философия, представленная учениями ионийских философов Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Ксенофана, Гераклита, Пифагора, и италийских – Парменида, Зенона Элейского, пифагорейцев, Эмпедокла и др.
Философы этого периода основное внимание уделяли изучению природы, поэтому их называют физиками или натурфилософами, а их учения – натурфилософией. Содержание философии раннегреческого периода составляло отыскание первоначал мира и учение о его происхождении от этих начал. В зависимости от понимания первоначал и сути самого мира философов можно разделить на тех, кто учил о первоначалах мира на конкретно-чувственном уровне, считая таковыми воду (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит), и тех, кто учил о первоначалах мира на абстрактно – рациональном уровне, называя первоэлементами отвлеченные сущности: числа (Пифагор), «все» (Ксенофан), апейрон (Анаксимандр), нус (Анаксагор) и т.п.
Следующий период - середина V – конец IV века до н.э. Он связан с деятельностью крупнейших античных философов Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, а также софистов (Горгий, Продик) и «сократических школ» – мегариков, киников, киренаиков. Особенностью этого периода является значительное расширение философской проблематики и выделение в ранее едином знании этико-антропологических и социально–политических вопросов, проблем человека, государства и права. У истоков поворота философии к антропологической и политико-юридической тематике стояли софисты и Сократ.
Третий период – III – II века до н. э. – эллинистический. Это период кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками. Для него характерны следующие отличительные черты:
- кризис античных моральных и философских ценностей;
- снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним;
- отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
- поиск физической и духовной опоры в самом себе;
- стремление к отрешению от действительности;
- преобладание материалистического взгляда на мир;
- признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного человека.
I век до н.э. – VI век нашей эры – завершающий, эллинистическо – римский период развития античной философии. Эту эпоху в философии можно назвать временем «зилотов», т.е. «подражателей», «ревнителей», и вот почему: начиная со 2 века до н.э. в ходе определенной эллинизации римской культуры в Рим проникает философия и усваивается там, подвергаясь некоторой романизации. Римляне, как и все последующие народы Европы, становятся наследниками греческих философов и их продолжателями. Еще в древности роль греков и римлян в истории античной культуры закреплена определением греков в качестве «открывателей», а римлян в качестве «подражателей». Но не только римляне, а и сами греки поздней античности подражали своим древним предшественникам. Лукреций следовал за Эпикуром, Цицерон – за новой Академией и стоиками.
Но «зилоты» вовсе не лишены были творческого начала и оригинальности. Они внесли значительные нововведения в прежние доктрины. Особенным новаторством отличается творчество великого философа поздней античности Плотина, создавшего на основе платонизма и аристотелизма самобытную концепцию иерархии идеального мира в виде трех ипостасей: единого, ума и души, порождающей космос. Римляне, со своей стороны, привнесли в философию увлечение политико–юридическими и этико–антропологическими вопросами, решая их с более практической, чем греки, точки зрения. В качестве примеров можно привести трактаты Цицерона «О государстве» и «О законах».
В целом античная философия имеет следующие особенности:
- материальной основой ее расцвета был экономический расцвет греческих полисов – небольших самоуправляющихся городов - государств;
- философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое доминирование в обществе;
- стержневой идеей античной философии был космоцентризм, а на поздних этапах – смешение космоцентризма и антропоцентризма;
- древнегреческие боги были частью природы и близки человеку;
- допускалось существование богов;
- человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
- были заложены два направления – материализм и идеализм, поочередно доминировавшие в философии.
В качестве исторического феномена философия прекратила свое существование в VI в. до н.э., по мере распространения христианства и утверждения его как государственной религии. Но труды античных философов продолжили свою жизнь, войдя важным составным элементом в европейскую философскую культуру, начиная с эпохи средневековья. «Древние в области философии указали пути, которыми пошло человечество», - справедливо подчеркивал В. Вундт.
Атомистика и материализм Демокрита, идеализм Платона, нравственные искания Сократа, диалектика Гераклита, учение о бытии Парменида и многие другие идеи античных философов пережили не одно тысячелетие, продолжая и сейчас сверкать яркими звездами на философском небосклоне.
Вопросы и задания:
1. На основании текста лекции и таблицы «Основные этапы развития античной философии» расскажите об особенностях каждого из этапов истории античной философии.
2. Почему мыслителей раннеклассического периода называли натурфилософами?
3. Какую проблему ставили натурфилософы в центр своих исследований?
4. Как изменялась проблематика античной философии по мере ее развития?
5. Какой вклад внес в развитие философии Сократ?
6. Кому из античных философов принадлежит заслуга выделения философской проблематики в рамки отдельной науки?
7. Как Вы объясните принадлежащее Аристотелю изречение: «Платон мне друг, но истина дороже?»
8. Учеником кого из античных философов Вы хотели бы быть и почему?
9. В чем состоит историческое значение античной философии?