Даосизм – этническая религия Китая

Виды этнических религий

1. Древнегреческая религия – система политеистических верований.

2. Древнеегипетская религия

3. Древнеиндийская религия – как совокупность религиозных взглядов и обрядов

4. Древнеиранские религиозные верования

5. Древнеримская религия

6. Даосизм

7. Конфуцианство

8. Синтаизм

9. Иудаизм

Основы вероучения, структура и культ в этнических религиях

Родство. На первом плане стоит этническое сообщество. Религия и народ представляют единое целое, поэтому в родовых религиях не знакомо понятие миссионерство. В этнической общине важную роль занимают пожилые люди. Именно они передают свой опыт младшим поколениям. Присутствуют боги, предки (в основном политеизм). Существование два языка – внутри веры, язык посвященных (шаманов, жрецов) и язык всех остальных.

Культ – это действие, которое выражает поклонение (веру).

Европейский конгресс этнических религий и всемирный конгресс этнических религий. Первый съезд Всемирного конгресса состоялся в 1998г, город Вильнюс. Верховный совет этнических эллинов. В Исландии действует организация Асатруп, в Польше – «Ассоциация родной веры» и т.д. Модернизация для народных религий в Европе есть их усовершенствование по отношению к другим.

Определение и классификации религии

1. Определение и философские смыслы религии;

2. Проблемы и принципы классификации религии;

Яблоков «Учебное пособие и учебный словарь минимум»; Гегель «Философия религии»; Тайлор «Первобытная культура»; Фрейд «Навязчивые действия и религиозные обряды», «Тотем и табу».

Религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное.

Религиозная точка зрения восходит к Лактанцию, который определял религию, как учение о воссоединении человека с богом. Человек изначально имел прямую связь с богом, но потом, в ходе каких-то событий, он ее потерял.

Безрелигиозная. Религия – как одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений основывающихся на вере в сверхъестественное; религия, как организованное поклонение высшим силам.

Религия понимается в субъективно-личностном плане. Религия рассматривается как личная вера.

Объективно-общий план. Религия рассматривается как общее институциональное явление.

Проблемы и принципы классификации религии

Принципы:

1. Объединение уже существовавших исторических общин

2. Объединение сходных религиозных феноменов (позволяющие раскрыть структуру религиозного опыта человечества)

Признаки: этнографические, философские, морфологические, феноменологические, нормативные, географические, лингвистические.

Нормативные признаки наиболее распространенные и делят религии на две группы: истинные и ложные. Недостаток состоит в том, что это ненаучно. Истинность религии в основном поддерживается апологетами, которые, в свою очередь, могут считать, что только одна религия верна. Так же это не толерантно.

Географические принципы основываются на географическом распределении общин. Выделяют такие религии, как океанические, американские, классические религии древней Греции и древнего Рима (в эту же группу добавляют их эллинистические варианты). Многие религии не ограничены существованием в одном регионе.

Этнографические и лингвистические принципы. Выделяют такие расы, как океанические, американские, монголоидные (семиты, арийцы).

Тотем – род его.

Даосизм – этническая религия Китая

Как страна, Китай полиэтничная страна. Основные религии Китая: даосизм, буддизм и конфуцианство.

План лекции:

1. Основные понятия даосизма

2. Основные категории

3. Компоненты

4. История формирования

Литература: Торчинов А.Е. «Даосизм»; Маслов А.А. «Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала»; Матл Я. «Философия древнего Китая» (сборник: история философии в кратком изложении).

Даосизм – национальна религия, которая пришла из Индии, так же как и Буддизм. Сянь цзяо – триада духовных учений, которые лежат в основе духовной культуры. Дасосизм – учение о «Дао» или пути вещей. Традиционное учение Китая, которое включает в себя и философию и религиозные духовные практики. Дао дзяо – практическая составляющая. Лао-цзы и Чжуан-цзы – основоположники даосизма. Даосизм в значительной степени условный, т.к. изначально не было такой практики, которое изначально было принято называть «Дао». Даосами стали называть всех, кто говорил о «Дао» (магов, шаманов, странствующих философов).

Отсутствие трепетного отношения к святому. Один известный каллиграф-даос обратился к тому, кто выращивал гусей, попросив гуся. Тот согласился дать гуся только за написанный трактат Да дэ дзин. Когда он переписал трактат, он получил гуся. Эту притчу приводят в качестве иллюстрации того, как сильно использовался даосизм в Китае.

Непонятно, чем даосизм был изначально – религией или философией. Он берет начало в 6в. с трактата «Да дэ дзын» философа Лао-цзы (старый ребенок). И еще один трактат Чжуан-зцы. В этих трактатах рассказывается картина мира, где Дао замещает Небесного Государя. Учение даосизма считается мистическим и даже шаманским. Первые тексты впитывают в себя практику шаманов и магов тогдашнего века (вызывание дождя за счет подкупа духов), в нем есть компоненты, связные с гаданием, астрологией.

Наши рекомендации