Леонардо да Винчи. Об истинной и ложной науке / Леонардо да Винчи // Антология мировой философии : в 4 ч.
«Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте, т. е. те науки, начало, середина или конец которых не проходят ни через одно из пяти чувств».
«Все наше познание начинается с ощущений».
«Мудрость есть дочь опыта».
«Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой».
«Влюбленные в практику без науки – словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории…».
«Наука – полководец, и практика – солдаты».
Кузанский, Н. Об ученом незнании / Н. Кузанский // Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 2. – С. 55-56, 63, 64, 66, 69 – 70.
«Я называю максимумом нечто такое, больше чего ничего не может быть. … Абсолютный максимум единственен, потому что он – все, в нем все есть, потому что он – высший предел. Так как ничто ему не противостоит, то с ним в то же время совпадает минимум, и максимум тем самым находится во всем. А так как он абсолютен, то воздействует в действительности на все возможное, не испытывает сам никакого ограничения, но ограничивает все. Этот максимум, который непоколебимая вера всех народов почитает так же, как Бога, явится … предметом моих посильных исследований».
«Разум так же близок к истине, как многоугольник к кругу».
«Очищая максимум и минимум от количества, мысленно отбрасывая большое и малое, тебе станет очевидным, что максимум и минимум совпадают».
«Бог заключает в себе все в том смысле, что все – в нем; он является развитием всего в том, что сам он – во всем. … Отстраните Бога от творения, и останется небытие, ничто».
« … бог – во всех вещах, как все они в нем, и так как он во всех вещах существует как бы через посредничество Вселенной, то ясно, что все – во всем и любое – в любом».
«Мир не имеет окружности, ибо если бы он имел центр и окружность, то имел бы, таким образом, в себе свое начало и конец и сам был бы завершен в отношении чего-то другого. … Как земля не есть центр мира, так и окружность его не является сферой неподвижных звезд … . Тот, кто является центром мира, иными словами, Бог, да святится имя его, является и центром земли, и всех сфер, и всего того, что есть в мире, и он же вместе с тем есть бесконечная окружность всяких вещей.
В небе нет неподвижных и неопределенных полюсов … ».
«Человеческая природа … стягивает в себе всю Вселенную: она есть микрокосм, малый мир, как называли ее с полным основанием древние. … Человеческая природа есть вписанный в круг многоугольник, а круг – божественная природа».
Бруно, Дж. О бесконечности, Вселенной и мирах / Дж. Бруно // Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 2. – С. 168, 170, 173.
«Поскольку Вселенная бесконечна и неподвижна, не нужно искать ее двигателя … . Бесконечные миры, содержащиеся в ней, каковы земли, огни и другие виды тел, называемые звездами, все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа …, и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель …».
«Мир является одушевленным телом, в нем имеются бесконечная двигательная сила и бесконечные предметы, на которые направлена та сила …».
«На этих мирах обитают живые существа, которые возделывают их, сами же эти миры – самые первые и наиболее божественные живые тела во Вселенной».
Дополнительная литература:
1. Габрусь, И. Ф. Исторические образы философской мысли / И. Ф. Габрусь. – Минск, 2005.
2. Горфункель, А. Х. Философия эпохи Возрождения / А. Х. Горфункель. – М., 1980.
3. Мор, Т. Утопия / Т. Мор. – М., 1978.
4. Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. – М., 1982.
Тема № 12.
Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения
Ключевые слова: сенсуализм, эмпиризм, скептицизм, общественный договор, теория естественного права, Просвещение, свобода, прогресс, деизм (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).
Вопросы темы:
1. Материалистическая философия французского Просвещения и ее достижения.
2. Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.–Ж. Руссо).
3. Идея свободы и вера в социальный прогресс как идеологическая платформа развития новоевропейской культуры и цивилизации.
Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:
1. В первом вопросе – дать общую характеристику эпохи Просвещения, ее социально-исторические особенностей и мировоззренческих оснований, а также показать роль французских просветителей в систематизации достижений материалистической философии 18 века (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж. Ламетри).
2. Во втором вопросе – раскрыть содержание социально-политических теорий мыслителей Просвещения (теория естественного права, общественного договора), связанных с их пониманием взаимосвязи человека и общества, идеей правового государства.
3. В третьем вопросе Вам необходимо, с опорой на приведенные источники, показать особенности понимания социального прогресса в данную эпоху, основанного на идее свободы и вере в науку и просвещение.
Первоисточники для анализа: