Ментальность и социально-хозяйственная жизнь
1. ИДЕИ И ПОСТУПКИ
2. ИДЕИ И ТОВАРЫ
3. ИДЕИ И ЖЕЛАНИЯ
ГЛАВА 1 МЫСЛЬ В КУЛЬТУРЕ.
Гете сравнивал историю мысли в обширной фугой, голоса народов вступают в ней, следуя один за другим со своим специфическим «музыкальным рядом.
МЕНТАЛИТЕТ
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ РАЗУМА
Важно рассмотреть, как отражала эта мысль реальные ментальные, социальные и хозяйственные «практики», почему она отражала их тем или иным образом. Со времен К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Мангейма мы знаем, что всякий символический конструкт есть образование «ложное» по своей сути, это есть «утопия», а потому важно рассмотреть как взаимодействуют символические конструкты с реальной социальной и хозяйственной жизнью людей, почему «дикий» и «бессодержательный» для нас символический конструкт «зажигал» сердца людей, вел их в жизни, определял форму и стратегию поведения. Это относится и к символическим конструктам науки, ибо мы уже научены опытом идей Франкфуртской школы, что наука – есть тоже идеология, сознание не в меньшей степени «ложное». Сознание вообще не может быть иным в любой форме её проявления, мысль тоже есть «ложное» образование. Мысль, сознание – это есть идеология «надежды» и «порядка», которая определяет всю трагичность человеческой культуры. Ибо сам человек, с точки зрения природы и Космоса, есть «ложное» образование. Стремление «легитимировать» свою ложность – это и есть грандиозный проект Человечества, реализация которого до сих пор под вопросом.
1. ТВОРЧЕСТВО
2. АФФЕКТЫ
3. ФАНТАЗИИ
АНАЛОГИИ И МЕТАФОРЫ
1.АНТРОПОМОРФИЗМЫ
2. ТИПОЛОГИЯ АНАЛОГИЙ
3. АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ИНТУИЦИИ
3. УТОПИИ
1. УТОПИИ ИДЕАЛОВ
2. УТОПИИ МЕСТА
3. УТОПИИ ВРЕМЕНИ
ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
1. ГЕНИИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА
ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
СИНЕРГЕТИКА ИСТОРИИ МЫСЛИ
ТРАДИЦИИ МЫСЛИ
Крайне необходимо создать общую теорию традиции, которая и является методологией написания этой истории мысли. Путь традициологии крайне тернист и сложен, он еще не является широкой «рокадной» дорогой, которая проходит через все регионы культурологического знания, это пока еще извилистая «лесная тропа», ведущая к потаенному источнику понимания. И это не тайная хайдеггеровская тропа и его «источник».
Со времен Гердера, тем не менее, эта «потаенная тропа» неуклонно расширяется, настойчиво ищет свое продолжение на широкой дороге современной ментальности. Сложность состоит в том, что дойти до понимания того, что концепт «традиция» является центральным концептом философии и культурологии, может не всякий, а только тот, кто склонен к глобальному охвату всех артефактов культурного творчества. До такого уровня, в частности, дошли наши выдающиеся культурологи П.Л. Лавров и Н.И. Кареев. Но не все могут обладать таким объемом всесторонних познаний как эти гиганты мысли. А исследование этой проблемы традиции именно требует такого знания, как например у Э. Шилза, современного исследователя традиции, который, как о нем шутят- «знает все и вся, читал все, что только можно было прочитать». Феноменальной эрудицией обладают только единицы, среди же этих единиц не все приходят к пониманию важности создания теории традиции. Потому в мире имеется всего несколько исследователей, которые это стараются сделать. Есть и такие, как я, которые понимают, что теория традиции есть единственно то, чем и нужно заниматься современным философам и культурологам, но не могут, – не хватает эрудиции, ибо объем необходимой информации для её создания буквально «раздавливает» сознание. Тем не менее, уверен, что такие люди появятся и будут появляться, главное хоть чем-то поспособствовать в облегчении их труда, постараться разметить дорогу, расчистить подходы, кое-что прояснить.
Почему крайне необходимо создание теории традиции? Дело в том, что для анализа культурных явлений не подходит ни одна форма статичного идеального конструкта. Для этих целей не подходит ни «понятие», ни «эйдос», ни «символ», ни даже «поэзия», которая, по мнению некоторых, позволяет понять «истину бытия». Не подходит и «структура» - новейшая попытка найти новый статичный идеальный конструкт, позволяющий описать реальное многообразие явлений. Проблема, в общем-то, известна со времен элеатов, она является центральной в философствовании. Проблема эта заключается в следующих двух моментах: 1) как выразить посредством понятий с достаточно стабильным полем значений реальность, которая состоит, как правило, либо явлений с двойственным значением; либо явлений, которые по сути являются констеляцией прямо противоположных сил, факторов и предметов, которые друг без друга не могут быть идентифицированы; 2) как выразить реальность, которая, кроме вышеуказанного, имеет еще темпоральное измерение, которое совершенно не может уловить понятие или иной идеальный конструкт со стабильным множеством значений. В культуре как сложном образовании эти трудности более всего проявлены. Именно «традиция» позволяет избежать тут многих «подводных» камней, хотя бы потому, что мы здесь «подобное познаем подобным»- ибо традиция и есть то, что формирует культуру. Её не формирует понятие- символ Разума, который уже пробовал создать «Царство Разума», её не формирует платоновский «эйдос»- он порождает лишь его «Государство» или, в лучшем случае, «Устав» монастыря. Её и не формирует, как сейчас считают многие, следуя Э. Кассиреру, и «символ»; и её не формирует пифагорейская «поэтическая гармония сфер», которую переняли многие из сторонников разного рода вариантов «циклизма». Её формирует именно Традиция. Традиция – это то, что состоит из многого, она имеет «дёрновый» характер, а не характер «древесной» иерархии, она не только устремлена к Идеалу, но и растянута как «сеть» по «Поверхности» реальной социальной жизни. Традиция – это то, что допускает «Другое», чего не может допустить Понятие и Структура. По поводу этого «Другого», как известно, мучаются многие современные философы. Традиция – это то, что транслируется, т.е. то, во что органично включено «четвертое» измерение – Время. Этого тоже не может допустить Понятие и Структура. Но Традиция – это не иррациональное выражение Dasein. Это рациональное образование, традиция четко детерминирована, это достаточно крепкая, но гибкая «сеть», состоящая из прочных «нитей» традиций, протянутых во времени.