Немецкая классическая философия (общая характеристика)

1) Преимущественно идеалистический характер философии, связанный со сведением к абсурду некоторых философских идей вопреки практике и жизненному опыту. Это было обусловлено, во-первых, политической слабостью и экономической отсталостью Германии начала XVIII века, которая, в теории, в духовной культуре существовала полнее, больше, чем в реальной жизни. Во-вторых, свой след оставило и развитие европейской философии после Р. Декарта, который предложил начинать философское исследование не с изучения самого мира, а с выяснения особенностей познания мира. Поэтому, немецкая классическая философия отдает предпочтение субъекту познания перед объектом познания, делает акцент на изучении особенностей познавательной деятельности, а не на выяснении того, что представляет собой сам мир.

2) Идея философии активности (деятельности), заключающаяся в утверждении о том, что, прежде всего, философия должна заниматься исследованием специфики человеческой деятельности. Эта идея, в той или иной мере, просматривается в учении Готлиба Фихте, в диалектической логике Георга Гегеля, в представлениях Вильгельма Шеллинга, в теории исторического и диалектического материализма Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

3) Принцип историзма, введенный в философию истории Гердером, согласно которому развитие общества закономерно. Тем самым, были устранены ненаучные метафизические концепции общественного развития, утверждающие об отсутствии законов истории общества.

4) Идея панлогизма (с др. гр. всеосмысление), которая состоит в признании наличия в мире особой, сверхчеловеческой логики, которая выстраивает ход мирового развития.

5) Идея пантеизма (с др. гр. всеобожествление), которая состоит в отождествлении Бога и природы, в растворении Бога в природе, в наделении природы божественными качествами.

6) Если предшественники имели метафизический стиль мышления, то сами представители немецкой классической философии отличаются диалектическим стилем мышления.

Философия И. Канта

Основателем немецкой классической философии был И. Кант. Он пытался примирить спорящих эмпиристов и рационалистов (см. л.5) на основе синтеза их философских представлений. Но у него не получилось такого синтеза, его философское учение носит двойственный характер, характер дуализма. Эта двойственность пронизывает все аспекты его философии. С одной стороны, Кант признает объективное существование материальных вещей вне сознания человека, более того, он допускает то, что эти вещи познаются человеком с помощью органов чувств. Такие познаваемые вещи Кант называет «вещами для нас» или феноменами. В этом случае, Кант предстает как материалист. С другой стороны, он считает, что между представлением о вещи в сознании человека и сущностью самой вещи нет полного соответствия по содержанию. Сущность вещи, то есть, главное в ее содержании, как она сама по себе существует в отсутствии познающего ее сознания, является непознаваемой человеком в полной мере. Данную сторону вещи, Кант называет «вещью в себе» или ноуменом. Таким образом, связь между феноменом и ноуменом оказывается минимальной. Дуализм здесь проявляется в разрыве между мышлением о вещи и самой вещью. Данное обстоятельство ведет Канта к агностицизму (с др. гр. непознаваемое), то есть, к философской установке, согласно которой мир непознаваем в полной мере. Кантовский агностицизм проявляется особенно отчетливо в проблеме антиномии (с др. гр. противоречие в законе). Антиномия – два взаимоисключающих друг руга суждения, которые обосновываются с одинаковой степенью достоверности. Кант считал, что в мире не должно быть противоречий, но они возникают, когда человеческий ум пытается постичь мир. Всего, Кант насчитывал четыре основных антиномии, каждая из которых состоит из двух частей – тезиса и антитезиса.

1) Мир конечен – Мир бесконечен.

2) В мире существует свобода – В мире нет свободы, а есть только необходимость.

3) Существует первопричина всего (Бог) – Такой первопричины нет.

4) Каждая сложная субстанция образована из более простых частей – В мире нет ничего простого.

На лицо противоречие между тезисом и антитезисом, так как они равнодоказуемы, но это противоречие исчезает, считает Кант, если разрешить ошибку большинства философов, которые относят и тезисы, и антитезисы к одному миру, а именно к миру феноменов. Для этого следует отнести тезисы к миру ноуменов, а антитезисы – к миру феноменов, как считал Кант. Однако с позиции современной философии при таком решении происходит противопоставление реально существующего мира и мышления о нем. Это противопоставление приводит к дуализму в познании и к агностицизму.

Философия Г. Гегеля

Продолжателем и завершителем идеализма Канта был Гегель. Он критиковал Канта за его дуализм форм бытия и мышления. Гегель считал, что между мышлением о вещи и самой вещью не может быть противоречия, иначе человек никогда бы не выделился из животного мира, а наука всегда бы оставалась в зачаточном состоянии. Гегель - рационалист и объективный идеалист. Человек адекватно, с помощью мышления, способен познать мир и сущность вещей. Чувственное представление о вещи, то есть явление, небезразлично к сущности этой вещи, так как явление вещи существенно. Тем не менее, сущность вещи не отражается в мышлении полностью, зеркально, абсолютно точно. При этом, всегда имеют место искажения, деформации, которые Гегель называет кажимостью, видимостью вещи. Таким образом, по Гегелю, между сущностью и явлением вещи можно поставить знак равенства, отождествить их. Но это тождество не абсолютно, так как сущность вещи усматривается человеком в ее явлении не полностью. Такое неполное равенство Гегель называет «конкретным» или диалектическим тождеством. До Гегеля, существовало только абстрактное, метафизическое тождество Аристотеля. В абстрактном тождестве Аристотеля, при сравнении нескольких (двух или более) объектов исключались какие-либо различия между ними, то есть, они были абсолютно тождественны, тогда как в диалектическом тождестве Гегеля, при необходимом наличии главных сходных признаков допускается различие второстепенных признаков сравниваемых объектов.

К основным заслугам Гегеля в философии относят разработанные им принципы диалектики, сформулированные законы диалектики и ее категории, разработка учения о диалектической логике. Мышление, согласно Гегелю, принадлежит не человеку, не человечеству, а представляет собой самостоятельный мыслительный процесс Вселенной. Гегель называет его мировой разум, мировой дух, но чаще – абсолютной идеей. Деятельность абсолютной идеи состоит в мышлении, а цель этой деятельности - самопознание. Существующий мир материальных вещей есть своеобразное телесное воплощение абсолютной идеи, а в своем саморазвитии, самопознании, абсолютная идея проходит три основных этапа.

1) Объективный этап. Вначале, абсолютная идея существует вне пространства и вне времени, до существования природы. Она находится, как бы, в свернутом состоянии, когда ее содержание, то есть, информация обо всем будущем мире, пребывает в зачаточном виде, «подобно тому, как будущий листок в сосредоточен почке». Пока, абсолютная идея существует не материально, а чисто логически, идеально, в виде наиболее общих понятий, категорий (бытие и небытие, наличное бытие; количество и качество, мера; форма и содержание; сущность и явление; необходимость и случайность и т.д.).

2) Субъективный этап. Появляется пространство и время, пребывая в которых, абсолютная идея перестает быть чисто логической субстанции и перевоплощается в природу, овеществляется. Все ранее возникшие логические понятия материализуются, «обрастают веществом». Затем, абсолютная идея проходит три стадии, от низшей к высшей. Механика – возникает материя, движение, тяготение, время, пространство. Физика – появляются небесные тела, космос, свет, теплота, химизм, и прочие явления. Органика – продукты жизнедеятельности абсолютной идеи. Гегель отрицает идею эволюции, считая, что каждая форма природы есть воплощение абсолютной идеи. Затем, абсолютная идея «прорывается» на первый уровень своего самопознания, воплощаясь в субъективном духе, то есть, в духе отдельного, конкретного человека. Совокупность отдельных человеческих сознаний, личностей, формирует объективный дух общества. Таким образом, появляется глубинный смысл развития истории человечества, народов, культур, государств.

3) Абсолютный этап. Высший этап интеллектуальной деятельности общества. Абсолютная идея осуществляет «прорыв» на самую высшую ступень самопознания, которая воплощается в формировании различных отраслей познания обществом мира – наука, философия, религия, право, мораль и т.д. В итоге, абсолютная идея, в облике философии, познает себя полностью.

Наши рекомендации