Тема 7. Немецкая классическая философия

7.1 Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта (1724-1804)- «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Метафизика нравов».

7.2. Объективный диалектический идеализм Георга Гегеля (1770-1831)- «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук». Учение об Абсолюте (Мировом разуме). Диалектика. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон отрицания отрицания.

7.3.Субъективно- идеалистическая философия ИоганнаФихте (1762-1814)- «Опыт критики всяческого откровения». Объективный идеализм ФридрихаШеллинга(1775-1854).

7.4. Материализм Людвига Фейербаха (1804-1872)- «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего».

Литература:

** Алексеев П.В. История философии. – М., 2010, с.66-85

** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 120-139

** Горелов А.А. Основы философии. – М., 2004, с.99-112

** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.59-67

** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.92-120

** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.63-68

** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004- 439с.

** Таранов П.С. 150 мудрецов и философов (Жизнь.Судьба. Учение. Мысли). Интеллектуальный энциклопедический справочник: В2-х т. – Симферополь-Запорожье, 2000

** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002

* Трансцендентальныйидеализм Иммануила Канта (1724-1804)
Бл-Сх № 56 (В. Недобитюк)

1755- «Всеобщая естественная история и теория неба» (онтология) 1781- «Критика чистого разума» (гносеология) 1788- «Критика практического разума» (этика) 1790- «Критика способности суждения» (эстетика) 1792- «Метафизика нравов» (этика)
Два периода в творчестве Канта: а) докритический период ( до начала 70-х годов)- исследует онтологические проблемы б) критический период- исследование вопросов гносеологии, этики, религии, эстетики.  
Открытия Канта** о возникновении Солнечной системы ** о существовании внешних галактик ** о расположении орбит планет в одной плоскости ** о спутниках планет, о кольцах Сатурна ** Природа имеет свою историю во времени ( начало и конец)- она не вечна, находится в постоянном изменении и развитии… плоскости  
Кант впервые перенес акцент с познаваемой вещи на познавательные способности самого человека…Существуют два мира  
Действительный мир (Кант называет его ноуменальнымили миром «вещей-в-себе»)-который мы не можем познать. Мы познаем лишь мир видимости (Кант называет его феноменальнымили «миром явлений»)- пример с карандашом в стакане с водой….  
Кант выделяет три познавательных уровня сознания: ** Чувственность, которая дает возможность ощущений, ** Рассудок, позволяющий оперировать понятиями и суждениями; ** Разум, которым обусловлена способность умозаключений (ему соответствует метафизика, т.е. философия).  
«Познания мира начинается с опыта,но они не полные, есть еще познания разумом» - это априорные знания
Человеческий разум развивается не только в индивидууме, но и в Родечеловеческом- т.е. через поколения- так происходит процесс совершенствования науки и культуры
*** По И.Канту, существует мир вещей, независимый от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения.   **???= это материалистическая точка зрения, но ведь Кант идеалист ???  




Бл-Сх №54-а ( В.Недобитюк)

Кант исследовал границы и возможности человеческого познания… и заявляет, что мир сущностей – это мир «вещей в себе», т.е. мир, не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры(Бог, душа, бессмертие). Антиномии.  
Таким образом, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства.  
Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма.  

Кант утверждал, что все знание выражаются в суждениях, которые он делил, с одной стороны, на аналитические и синтетические,с другой – на априорные и апостериорные.  

Иммануил КантБл-Сх № 56-А (В. Недобитюк)

**Аналитическими суждениями он называл такие, в которых некоторые утверждения о предметах содержатся уже в их понятиях. ** Синтетическимисуждениями И.Кант считал такие суждения, в которых содержится информация, не имеющуюся ещё в самом названии.  
**Априорные суждения – предшествующие опыту, он усматривает их на уровне рассудка и выделяет 12 категорий ( субстанция, реальность, причинность, единство, множество…) **Апостериорные – получаемые в результате опыта.  

** Действительный мир («Вещь в себе») хоть и недоступен для познания, он все же открывается для практического разума в виде нравственного закона, основанного на долге.   *** Его Кант называет «Категорический императив» - этическое требование, обязательное для всех людей в их повседневной жизни. Человек должен поступать всегда так, чтобы принципы, которыми он руководствуется, могли быть всеобщими.   ** Только те поступки, которые соответствуют императиву- моральныи достойны человека. (напр., решение не отдавать долг не может стать Всеобщим Законом, поскольку в этом случае деньги в долг никто никогда не будет давать…)  
** Специфическое свойство морали – быть глубоко внутренним регуляторомповедения.
Мораль и счастье исключают друг друга
Этика- есть философия убеждения
Мораль – ненечто естественное, а нечто сверхприродное, что предписывает человеку линию поведения, требует соблюдения неких правил.
** Мораль и правоимеют один и тот же источник- практический разум человека, и единую цель- утверждение свободы и справедливости. **Различия между моралью и правом: мораль основана на внутренних побуждениях человека осознании им своего долга, а правоиспользует для обеспечения аналогичных поступков- внешнее принуждение.
Кант характеризует Правовые Законы как первую ступень нравственности
Основные категории права : ** Естественное право ** Положительное право ** Справедливость
АфоризмыИ.Канта ** Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть ** Нравственность должна лежать в характере ** Люди бы бежали друг от друга, если бы они видели один другого в полнейшей откровенности
Глупость- это недостаток, и против него нет лекарства  

Блок-Сх №57 (Недобитюк В.В.)

Объективный диалектический идеализм Георга Гегеля (1770-1831)
**«Феноменология духа» =1807 **«Наука логики»=1812-1816 **«Энциклопедия философских наук»= 1817, 1827, 1830 ** «Философия права»=1821    
Основафилософии Гегеля- Абсолютная Идея
** Абсолют (Мировой разум)можно представить как мышление индивида, отделенное от головного мозга, от природы, от общества…оно положено в основу всего существующего…Внутри Абсолюта имеется Абсолютная Идея,которая находится в постоянном развитии… **Абсол. Идеясхожа с понятием БОГ,но она не обладает ни сознанием , ни личностью…, а обретает их только через человека…
Духовная культурапроявляется в трех формах: ** Субъективный Дух ( Душа, сознание, Личность) ** Объективный Дух ( Право, мораль, нравственность) ** Абсолютный Дух ( Искусство, Религия, Философия) Высшая ступень духовной жизни-являетсяФилософия, в которой Абсолютная Идеявозвращается к себе, познает себя
Абсол. Идеятворит (из себя) Природу, а затем Человечество…. ** Абсол. Идея познает себя через деятельность Человека (Духовную культуру)  
  *** Исходный пункт философии Гегеля – идеалистическоеотождествление мышленияи бытия. ** Мышление«отчуждает» свое бытие в виде материи, природы… ** Разум-первооснова мира…Мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Они (мышление, разум) являются независимой от человека абсолютной сущностьюприроды, всемирной Истории.  
Развивается Абсолютная Идеяна основе противоречийи их преодоления… Первая часть Абсол. Идеи образует Логику, вторая часть- Философию природы и третья – Философию духа

Георг Гегель Блок-Сх №57-а (Недобитюк В.В.)

Историческая заслуга Гегеля в разработке им ДИАЛЕКТИКИ – учении о развитии и изменении. Законы диалектики:    
**Закон перехода количественных изменений в качественные.  
** Закон единства и борьбы противоположностей.
** Закон отрицания отрицания
Развитие мира и истории человечества есть развитие Абсолютной Идеи… ** Движущая сила этого развития- противоречия Схема любого развития: ** утверждение (тезис) ** отрицание этого утверждения (антитезис) ** Отрицание отрицания ( снятие противоположностей)= синтез

** Зерно, брошенное в землю = тезис, его превращение в росток = антитезис, росток превращается в колос, который отрицает росток = синтез
зерно
колос
росток
** Исходный пункт философии Гегеля – идеалистическоеотождествление мышленияи бытия. ** Мышление«отчуждает» свое бытие в виде материи, природы… ** Разум-первооснова мира…Мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму, которые являются независимой от человека абсолютной сущностью природы, всемирной Истории.
???= «Что разумно- то действительно, что действительно, то разумно»
Гегель обосновал необходимость публичного оглашения Законов, публичного суда и суда присяжных
Гегель отрицал естественно-правовую теорию происхождения государства… «Естественное право и естественное состояние – есть произвол, бесправие, где никто ничего сказать не может» «Только в государстве человек обретает действительную свободу»
Действие законов диалектики на примере самой философии 1)Большое число различных идей (Платона, Гераклита, Демокрита и др.) привели к новому качеству =Теории Гегеля 2)Философия как целое существует в борьбепротивоположностей = идеализма и материализма 3)Идеализм- есть критика материализма. Критикуя идеализм, мы возвращаемся к материализму, но на более высоком уровне- диалектическому материализму

Материализм Людвига Фейербаха (1804-1872). Основной труд – «Мысли о смерти и бессмертии» (1837), книга была издана анонимно, но авторство установили, и Ф. был лишен права преподавать.  
Бл-Сх № 58 (В.Недобитюк)

· «К критике философии Гегеля» (1839); «Сущность христианства» (1841); «Основные положения философии будущего» (1843); «Лекции о сущности религии» (1851).  
Последователь Гегеля, стал младогегельянцем, к концу жизни изучил «Капитал» Маркса и в 1870г. вступил в Социал-демократическую партию. ******************* Критика Гегеля: «Гегель превращает в нечто самостоятельное определения, которые сами по себе реальностью не обладают…».  
· * Он критикует Гегеля прежде всего за введение в философию «ничто». «Я выдвигаю лишь один кардинальный пункт, вокруг которого всё вертится – это понятие человека, индивидуума. Это главный принцип новой философии. Сущность человека – это самое положительное, реальное начало».  
Главное, чего добивался Ф. наряду с критикой гегелевской философии – это критики религии и ее устранения из общественной жизни.   ** Он считал, что не Бог является создателем природы и человека, а человек есть создательБога, вернее, его образа.  
Фейербах: «Мы должны вместо любви к Богу поставить любовь к человеку как единственную религии». *** Любовь человека к человеку – важнейший фактор бесконфликтногоразвития общества.  
Антропологический материализм Фейербаха: 1) Если в человеке физиология есть нечто первичное по отношению к психологии, то и познание истины имеет аналогичный характер (чувственные образы должны определять гносеологический «вес» рациональных образов); 2) По той же причине биологические факторы человека нужно считать ведущими в изменениях общества (поражение пролетариев в 1840г. объяснимо тем, что они перешли вопреки желанию в питании с бобов на картофель).  

Лекция В.Недобитюка

Наши рекомендации