7.1 Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта (1724-1804)- «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Метафизика нравов».
7.2. Объективный диалектический идеализм Георга Гегеля (1770-1831)- «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук». Учение об Абсолюте (Мировом разуме). Диалектика. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон отрицания отрицания.
7.3.Субъективно- идеалистическая философия ИоганнаФихте (1762-1814)- «Опыт критики всяческого откровения». Объективный идеализм ФридрихаШеллинга(1775-1854).
7.4. Материализм Людвига Фейербаха (1804-1872)- «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего».
Литература:
** Алексеев П.В. История философии. – М., 2010, с.66-85
** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 120-139
** Горелов А.А. Основы философии. – М., 2004, с.99-112
** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.59-67
** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.92-120
** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.63-68
** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004- 439с.
** Таранов П.С. 150 мудрецов и философов (Жизнь.Судьба. Учение. Мысли). Интеллектуальный энциклопедический справочник: В2-х т. – Симферополь-Запорожье, 2000
** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002
* Трансцендентальныйидеализм Иммануила Канта (1724-1804) |
Бл-Сх № 56 (В. Недобитюк)
1755- «Всеобщая естественная история и теория неба» (онтология) 1781- «Критика чистого разума» (гносеология) 1788- «Критика практического разума» (этика) 1790- «Критика способности суждения» (эстетика) 1792- «Метафизика нравов» (этика) |
Два периода в творчестве Канта: а) докритический период ( до начала 70-х годов)- исследует онтологические проблемы б) критический период- исследование вопросов гносеологии, этики, религии, эстетики. |
Открытия Канта** о возникновении Солнечной системы ** о существовании внешних галактик ** о расположении орбит планет в одной плоскости ** о спутниках планет, о кольцах Сатурна ** Природа имеет свою историю во времени ( начало и конец)- она не вечна, находится в постоянном изменении и развитии… плоскости |
Кант впервые перенес акцент с познаваемой вещи на познавательные способности самого человека…Существуют два мира |
Действительный мир (Кант называет его ноуменальнымили миром «вещей-в-себе»)-который мы не можем познать. Мы познаем лишь мир видимости (Кант называет его феноменальнымили «миром явлений»)- пример с карандашом в стакане с водой…. |
Кант выделяет три познавательных уровня сознания: ** Чувственность, которая дает возможность ощущений, ** Рассудок, позволяющий оперировать понятиями и суждениями; ** Разум, которым обусловлена способность умозаключений (ему соответствует метафизика, т.е. философия). |
«Познания мира начинается с опыта,но они не полные, есть еще познания разумом» - это априорные знания |
Человеческий разум развивается не только в индивидууме, но и в Родечеловеческом- т.е. через поколения- так происходит процесс совершенствования науки и культуры |
*** По И.Канту, существует мир вещей, независимый от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения. **???= это материалистическая точка зрения, но ведь Кант идеалист ??? |
Бл-Сх №54-а ( В.Недобитюк)
Кант исследовал границы и возможности человеческого познания… и заявляет, что мир сущностей – это мир «вещей в себе», т.е. мир, не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры(Бог, душа, бессмертие). Антиномии. |
Таким образом, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. |
Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма. |
Кант утверждал, что все знание выражаются в суждениях, которые он делил, с одной стороны, на аналитические и синтетические,с другой – на априорные и апостериорные. |
Иммануил КантБл-Сх № 56-А (В. Недобитюк)
**Аналитическими суждениями он называл такие, в которых некоторые утверждения о предметах содержатся уже в их понятиях. ** Синтетическимисуждениями И.Кант считал такие суждения, в которых содержится информация, не имеющуюся ещё в самом названии. |
**Априорные суждения – предшествующие опыту, он усматривает их на уровне рассудка и выделяет 12 категорий ( субстанция, реальность, причинность, единство, множество…) **Апостериорные – получаемые в результате опыта. |
** Действительный мир («Вещь в себе») хоть и недоступен для познания, он все же открывается для практического разума в виде нравственного закона, основанного на долге. *** Его Кант называет «Категорический императив» - этическое требование, обязательное для всех людей в их повседневной жизни. Человек должен поступать всегда так, чтобы принципы, которыми он руководствуется, могли быть всеобщими. ** Только те поступки, которые соответствуют императиву- моральныи достойны человека. (напр., решение не отдавать долг не может стать Всеобщим Законом, поскольку в этом случае деньги в долг никто никогда не будет давать…) |
** Специфическое свойство морали – быть глубоко внутренним регуляторомповедения. |
Мораль и счастье исключают друг друга |
Этика- есть философия убеждения |
Мораль – ненечто естественное, а нечто сверхприродное, что предписывает человеку линию поведения, требует соблюдения неких правил. |
** Мораль и правоимеют один и тот же источник- практический разум человека, и единую цель- утверждение свободы и справедливости. **Различия между моралью и правом: мораль основана на внутренних побуждениях человека осознании им своего долга, а правоиспользует для обеспечения аналогичных поступков- внешнее принуждение. |
Кант характеризует Правовые Законы как первую ступень нравственности |
Основные категории права : ** Естественное право ** Положительное право ** Справедливость |
АфоризмыИ.Канта ** Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть ** Нравственность должна лежать в характере ** Люди бы бежали друг от друга, если бы они видели один другого в полнейшей откровенности |
Глупость- это недостаток, и против него нет лекарства |
Блок-Сх №57 (Недобитюк В.В.)
Объективный диалектический идеализм Георга Гегеля (1770-1831) |
**«Феноменология духа» =1807 **«Наука логики»=1812-1816 **«Энциклопедия философских наук»= 1817, 1827, 1830 ** «Философия права»=1821 |
Основафилософии Гегеля- Абсолютная Идея |
** Абсолют (Мировой разум)можно представить как мышление индивида, отделенное от головного мозга, от природы, от общества…оно положено в основу всего существующего…Внутри Абсолюта имеется Абсолютная Идея,которая находится в постоянном развитии… **Абсол. Идеясхожа с понятием БОГ,но она не обладает ни сознанием , ни личностью…, а обретает их только через человека… |
Духовная культурапроявляется в трех формах: ** Субъективный Дух ( Душа, сознание, Личность) ** Объективный Дух ( Право, мораль, нравственность) ** Абсолютный Дух ( Искусство, Религия, Философия) Высшая ступень духовной жизни-являетсяФилософия, в которой Абсолютная Идеявозвращается к себе, познает себя |
Абсол. Идеятворит (из себя) Природу, а затем Человечество…. ** Абсол. Идея познает себя через деятельность Человека (Духовную культуру) |
*** Исходный пункт философии Гегеля – идеалистическоеотождествление мышленияи бытия. ** Мышление«отчуждает» свое бытие в виде материи, природы… ** Разум-первооснова мира…Мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Они (мышление, разум) являются независимой от человека абсолютной сущностьюприроды, всемирной Истории. |
Развивается Абсолютная Идеяна основе противоречийи их преодоления… Первая часть Абсол. Идеи образует Логику, вторая часть- Философию природы и третья – Философию духа |
Георг Гегель Блок-Сх №57-а (Недобитюк В.В.)
Историческая заслуга Гегеля в разработке им ДИАЛЕКТИКИ – учении о развитии и изменении. Законы диалектики: |
**Закон перехода количественных изменений в качественные. |
** Закон единства и борьбы противоположностей. |
** Закон отрицания отрицания |
Развитие мира и истории человечества есть развитие Абсолютной Идеи… ** Движущая сила этого развития- противоречия Схема любого развития: ** утверждение (тезис) ** отрицание этого утверждения (антитезис) ** Отрицание отрицания ( снятие противоположностей)= синтез |
** Зерно, брошенное в землю = тезис, его превращение в росток = антитезис, росток превращается в колос, который отрицает росток = синтез |
** Исходный пункт философии Гегеля – идеалистическоеотождествление мышленияи бытия. ** Мышление«отчуждает» свое бытие в виде материи, природы… ** Разум-первооснова мира…Мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму, которые являются независимой от человека абсолютной сущностью природы, всемирной Истории. |
???= «Что разумно- то действительно, что действительно, то разумно» |
Гегель обосновал необходимость публичного оглашения Законов, публичного суда и суда присяжных |
Гегель отрицал естественно-правовую теорию происхождения государства… «Естественное право и естественное состояние – есть произвол, бесправие, где никто ничего сказать не может» «Только в государстве человек обретает действительную свободу» |
Действие законов диалектики на примере самой философии 1)Большое число различных идей (Платона, Гераклита, Демокрита и др.) привели к новому качеству =Теории Гегеля 2)Философия как целое существует в борьбепротивоположностей = идеализма и материализма 3)Идеализм- есть критика материализма. Критикуя идеализм, мы возвращаемся к материализму, но на более высоком уровне- диалектическому материализму |
Материализм Людвига Фейербаха (1804-1872). Основной труд – «Мысли о смерти и бессмертии» (1837), книга была издана анонимно, но авторство установили, и Ф. был лишен права преподавать. |
Бл-Сх № 58 (В.Недобитюк)
· «К критике философии Гегеля» (1839); «Сущность христианства» (1841); «Основные положения философии будущего» (1843); «Лекции о сущности религии» (1851). |
Последователь Гегеля, стал младогегельянцем, к концу жизни изучил «Капитал» Маркса и в 1870г. вступил в Социал-демократическую партию. ******************* Критика Гегеля: «Гегель превращает в нечто самостоятельное определения, которые сами по себе реальностью не обладают…». |
· * Он критикует Гегеля прежде всего за введение в философию «ничто». «Я выдвигаю лишь один кардинальный пункт, вокруг которого всё вертится – это понятие человека, индивидуума. Это главный принцип новой философии. Сущность человека – это самое положительное, реальное начало». |
Главное, чего добивался Ф. наряду с критикой гегелевской философии – это критики религии и ее устранения из общественной жизни. ** Он считал, что не Бог является создателем природы и человека, а человек есть создательБога, вернее, его образа. |
Фейербах: «Мы должны вместо любви к Богу поставить любовь к человеку как единственную религии». *** Любовь человека к человеку – важнейший фактор бесконфликтногоразвития общества. |
Антропологический материализм Фейербаха: 1) Если в человеке физиология есть нечто первичное по отношению к психологии, то и познание истины имеет аналогичный характер (чувственные образы должны определять гносеологический «вес» рациональных образов); 2) По той же причине биологические факторы человека нужно считать ведущими в изменениях общества (поражение пролетариев в 1840г. объяснимо тем, что они перешли вопреки желанию в питании с бобов на картофель). |
Лекция В.Недобитюка