Развитие украинской философской мысли в XIX - начале XX веков
Особого внимания заслуживают философские взгляды Николая Васильевича Гоголя (1809-1852), литературное творчество которого составило значительный период в развитии украинской и русской литературной мысли. Для творчества М. Гоголя присуща такая характерная черта украинской философской мысли как моделирование мира на внешний и внутренний, видимый и невидимый. Первый мир - мир «мертвых душ» - является своеобразным «шифром», до которого необходимо найти «ключ», чтобы достичь мира «живых душ». И этот ключ, по глубокому убеждению Г. Гоголя, следует искать в собственной душе. Обращение к душе как главному делу жизни и творчества, в противовес приписываемой внешний роли проводника «реалистической» школы, является типично украинской ментальной чертой. В своем творчестве М. Гоголь предстает не одномерным «реалистом», а многомерным экзистенциональным мыслителем, который в сковородинськой манере видит плюралистичность (а не унитарность) жизненного пространства человека и стремится не «революционного» уничтожение мира «мертвых душ», а его «реанимации» (оживления), экзистенциального преодоления разрыва между внешним и внутренним мирами. Цель творчества М. Гоголя заключалась в том, чтобы оживлять души, раздуть у людей жар души, показать, что прекрасная душа должна быть естественно-прекрасной целью для человека. На всю Россию раздался экзистенциональный призыв Г. Гоголя к духовности - всматриваться в душу человека, знать, что в ней ключ ко всему. А познать души других людей дано лишь тому, кто уже начал работать над своей собственной душой.
В конце 1845 - в начале 1846 гг. в Киеве было организовано тайное Кирилло-Мефодиевское братство, что ставило целью создание федерации свободных славянских республик. В него входило 12 человек, почти 100 мужчин поддерживали с ними связи и дружеские отношения. В марте 1847 г. братство разоблачили, а его участников арестовали. Среди участников братства были известный историк, этнограф, писатель, культурный деятель М. Костомаров (1817-1885); учитель, впоследствии известный писатель, историк, этнограф и культурный деятель П. Кулиш (1819-1897), выдающийся украинский поэт и художник Т. Шевченко (1814-1861).
Николай Иванович Костомаров родился в Воронежской губернии, окончил Харьковский университет. Окружающий мир, природа с Костомаровым, не является просто «бездушной материей», она находится в постоянной связи с духовным миром человека. Бог, создавая мир, воплотил в нем духовное начало, которое непосредственно воспринимается человеческим сердцем. Костомаров является автором «Книги бытия украинского народа», этого фактического манифеста-программы Кирилло-Мефодиевского братства, написанного своеобразным «библейско-пророческим стилем». Костомаров рассказывает о бедной жизни украинцев в составе Польши, Литвы и Московии. Завершается манифест пророчеством о светлом будущем Украины и всех славянских народов.
Главной заслугой Кирилло-Мефодиевского братства было то, что устами Костомарова и других деятелей братства оно провозголосило личность украинского народа среди других славянских народов, его идеологии заложили основы самосознания украинского этноса как особой нации.
Чрезвычайно противоречивой кажется философская позиция П. Кулиша, однако это поверхностное впечатление. В глубине здесь имеет место полифония кулишевого мышления. Главная его позиция (традиционная для украинской мысли еще со времен Киевской Руси) - направленность на «внутреннее» человека. «Внутреннее», «глубинное» в человеке есть сердце, которое неразрывно связано с родным краем, родиной, Украиной. Оно постоянно противостоит «внешнему», «поверхностному», что олицетворяет все враждебно человеку, все чужое родному краю, Украине. Из постоянного соревнования «внутреннего» с «поверхностью» возникает целый ряд антитез: прошлое, современное, народная язык - искусственный язык, хутор - город, Украина - Европа и т.д. Отсюда пестрота и разнообразие реальности, плюрализм жизненного пространства и времени, полифония мира.
Народное слово Кулиш считает непосредственным проявлением экзистенциональной «глубины» человеческого естества, непосредственным «голосом» сердца. Простое, искреннее слово Кулиш противопоставляет искусственнму языку литературных салонов как почему-то «чужому» (даже «иностранному»). И хотя простой человек (близок к земле житель хутора, крестьянин) уважает «разумность» такого слова, которое происходит с ума («из головы»), в сердце своем, как правило, совершенно бессознательно бережет родное слово как величайшее сокровище своего естества. Кулиш даже говорит о том, что существуют два языка: настоящий, «язык сердца», и искусственный, «речь ума».
Наряду с экзистенционально-кордицентричной линией в философии Кулиша весьма заметный антеистичный мотив, ориентация на земледельческую культуру, которая «очищает» землю от «нечисти», от всего лишнего и не нужного, что окружает нас в городском жизни (этой «бесконечной улице»), которое делает нас одинаковыми, похожими друг на друга существами. Так возникает понятие «хуторянской философии как философии единой с природой, родства с землей человека - хуторянина, который, как дуб зеленый, «твердо на своей родной земле стоит».
Рассматривая творчество Тараса Григорьевича Шевченко и прежде всего его мировоззренческую позицию, нельзя не обратить внимание на разнообразие и, главное, противоречивость известных на сегодня толкований и оценок. В советское время о нем говорили как о «воинствующем материалисте» с «элементами диалектического мировоззрения», другие рассматривали его как националиста, которому присуща «идея примата нации». Одни видели в нем атеиста, вторые - глубокую верующего человека. И все это можно доказывать цитатами из его произведений. Но следует отметить, что в украинской ментальности, вследствие ее принципиально экзистенциального характера, несовпадение духа с буквой является вполне естественным.
Что касается Шевченко, то здесь имеем дело не просто с украинской ментальностью, но еще и с поэзией, которая при любой ментальности является феноменом символично-образным, то есть буквально не толковым. Во всей целостности своего творчества Шевченко предстает как экзистенциональный антеистический, кордоцентричный украино-ментальный мыслитель.
Главная черта многомерного мировоззрения Т. Шевченко - активная патриотическая позиция. За судьбу Отечества Т. Шевченко боролся художественным словом. Поиски правды - мировоззренческий и творческий принцип, реализованный в творчестве как норма личностного переживания собственной жизни. Философия Т. Шевченко принадлежит к типу диалогическому «философии пути», центральными категориями которого являются поиски Бога, путей познания Божественной истины, диалог с Богом, непосредственный диалог (мистический) или опосредованный диалогом с людьми, культурой, природой. Призывая к славянскому братству, Т. Шевченко выступал за развитие демократической украинской национальной культуры, Шевченко - истинно украинский мыслитель-романтик, считал, что поэзия призвана растопить «людям сердце», нести им великую правду. Эти идеи подхватил выдающийся представитель философии сердца П. Юркевич.
Автором своеобразной «философии сердца» является П. Д. Юркевич (1827-1874). Как и другие украинские философы, П. Юркевич рисует реальность плюралистической (а не монистической), составленной из трех сфер:
а) «ноуменального мира», идеального царства «вечной истины» (подобно царства идеи Платона);
б) реального мира, что является царством разумных существ;
в) феноменального мира призрачного существования телесности.
Активное взаимодействие этих трех миров и составляет гармонию целого (в своем разнообразии) мира. Однако гармоничное взаимодействие миров не означает их полной «прозрачности». Прежде всего это касается реального мира разумных существ. Конечно же, оперируя идеями, ум познает бытие разумных существ, но будучи сферой общего, он принципиально не может исчерпать индивидуальное. Вполне способен ответить на вопрос, что есть разумные существа, он в состоянии ответить на вопрос, кто они есть. Непроницаемым для ума глубина личностно-индивидуального является то, что представители украинской классической философии (Сковорода, Гоголь, кирилло-мефодиевцы) называли сердцем, к которому вела давняя тенденция.
Разум обнаруживает общее в деятельности людей, сердце же - основа неповторимости и уникальности человеческой личности. Там-то в сердце творятся те явления и события истории, которые принципиально невозможно вывести из общих законов. Конечно, разум, «председатель» руководит, планирует, но сердце - порождает. Между тем, сердце порождает лишь те явления духовной жизни, которые не могут быть выяснены общими закономерностями психики. В те сферы, где господствует закономерность и правильность, сердце не вмешивается. В глубине сердца всегда остается источник новой жизни, новых движений и устремлений, которые не вмещаются в законченные формы жизни души.