Рейтинговая система: формальные и содержательные компоненты
Рейтинговая система потенциально содержит в себе множество достоинств, связанных со стимулированием целенаправленных образовательных усилий студентов (и в финальной, и в промежуточных формах). Кроме того, выступая в своем «универсализующем» качестве, она способна придавать определенную целостность различным методикам (классического и инновационного статуса), подчиняя их целевым ориентирам преподавания. Однако эти и другие позитивные свойства рейтинговой системы актуализируются только при условии ее корректного содержательного и методического наполнения, определяемого спецификой учебной дисциплины. В противном случае ее применение чревато формализацией преподавания, особенно опасной в сфере этического знания. Предотвращение этой опасности зависит как от преподавателя, предлагающего формальную и содержательную «начинку» рейтинговой системы, а также «правила игры» внутри нее, так и от студентов, более или менее эффективно реализующих эти правила.
Предлагаемая рейтинговая система представляет собой гибкую, постоянно корректирующуюся в учебном процессе модель оценки всех проявлений активности студентов, которая адаптирована к особенностям различных отделений ФФСН и индивидуальным предпочтениям студентов. Вместе с тем ее формальная основа, фиксирующая определенное количество баллов (минимальное и максимальное) за конкретный вид работы, достаточно устойчива, что позволяет студентам «просчитывать» (перспективно и ситуативно) целесообразность своих образовательных опытов. Различные формы работы дифференцированы на обязательные и добровольные, а отражающая их шкала баллов определяется специально оговариваемыми критериями. Предусмотрены также способы погашения задолженностей, возможность регулярного консультирования с преподавателем, виды поощрения для набравших наибольшее количество баллов.
Элемент формализации, содержащийся в такой модели организации преподавания, компенсируется содержательным наполнением ее компонентов: каждый из них предполагает (как в отношении целевой направленности, так и по критериям оценки) творческую работу студентов в соответствии со спецификой этического знания.
Существенную роль в реализации данной образовательной технологии выполняет адекватное ей методическое обеспечение, без которого рейтинговая система не способна проявлять свои позитивные потенции. Своеобразной точкой опоры такого методического обеспечения является учебно-методический комплекс по курсу этики, раздаваемый студентам в начале обучения и предоставляющий им систематизированную начальную информацию, которая расширяется и конкретизируется целым рядом учебных пособий ( Зеленкова И.Л. Основы этики. Мн., 2001; Зеленкова И.Л. Этика. Мн.,2004; Зеленкова И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации. Мн.,2001; Этическая мозаика./ Под ред. Зеленковой И.Л. Мн., 2001 и др.). При этом все составляющие этой литературы обладают целевым, содержательным и методическим единством, что способствует обеспечению реальной помощи студентам в их самостоятельной работе.
Организованная таким образом рейтинговая система позволяет осуществлять «внутри себя» различные инновационные внедрения. Некоторые из них связаны с непредсказуемостью конкретных проявлений студенческих предпочтений в проблемном поле этического знания, что, например, придает «свободным семинарам» новаторский характер, позволяя расширять и «оживлять» пространство «практической философии». Другие в большей мере касаются преподавательской инициативы и требуют серьезной предварительной разработки (такова, например, методика «ролевой игры» микрогрупп).
Данная рейтинговая система довольно успешно апробирована на практике и получила одобрение преобладающего количества студентов, что позволяет рассматривать ее в качестве весьма конструктивной модели преподавания.
Формальное выражение рейтинговой системы на отделении философии выглядит следующим образом:
· посещаемость (проверка проводится на практических занятиях постоянно, на лекциях – избирательно) – за пропуск (-3) балла;
· интерактив на лекциях (содержательные реплики, ответы на вопросы преподавателя, самостоятельные примеры, краткая интерпретация идей и т.п.) – от (+1) до (+4) баллов;
· практические занятия: краткое выступление или совокупность реплик – (+3) балла, специальный доклад или развернутое выступление – (+5) баллов, отказ отвечать – (-2) балла;
· текстовая работа – от (+5) до (+15) баллов, за несвоевременное представление – (-2) балла;
· индивидуальное творческое задание – от (+5) до (+20) баллов, за несвоевременное представление – (-3) балла, за презентацию – до (+5) баллов;
· конспект 9 первоисточников (этот вид работы не является обязательным) – от (+5) до (+15) баллов;
· погашение задолженностей (по желанию студентов) в устной или письменной (самостоятельный реферат ) формах – (+3) балла;
· участие в студенческой конференции по секции этики (не является обязательным) – от (+5) до (+15) баллов.
Общее количество баллов, набранное студентом в течение 2–х семестров, служит основанием для выставления предварительной оценки по предмету, которая учитывается на экзамене, влияя на итоговую оценку (последняя представляет собой среднеарифметическое предварительной и экзаменационной оценок).
Формальное выражение рейтинговой системы на отделениях социологии, информации и коммуникации выглядит следующим образом:
· посещаемость (проверка проводится на практических занятиях постоянно, на лекциях – избирательно) – за пропуск (-3) балла;
· интерактив на лекциях (содержательные реплики, ответы на вопросы преподавателя, самостоятельные примеры, краткая интерпретация идей и т.п.) – от (+1) до (+4) баллов;
· практические занятия: краткое выступление или совокупность реплик – (+3) балла, специальный доклад или развернутое сообщение – (+5) баллов, отказ отвечать – (-2) балла;
· письменный коллоквиум – от (+5) до (+10) баллов, за несвоевременное представление – (-2) балла;
· конспект 5 первоисточников (по желанию) – от (+5) до (+15) баллов;
· индивидуальное творческое задание (по желанию) – от (+5) до (+20) баллов;
· участие в студенческой конференции по секции этики (по желанию) – от (+5) до (+15) баллов;
· погашение задолженностей (по желанию) в устной (на индивидуальных консультациях) или письменной (самостоятельный реферат) формах – (+3) балла.
Общее количество баллов, набранное студентом в течение двух семестров, составляет основу для разнообразных поощрений и учитывается на экзамене.
Семинарские занятия
Практические занятия по курсу этики включают обязательные семинары и различные формы КСР («свободные семинары», работа с этическим Практикумом, интерпретация оригинальных и художественных текстовых фрагментов, коллоквиумы, презентация ИТЗ). Комбинация этих видов практических занятий определяется конкретными обстоятельствами учебного процесса и студенческими предпочтениями. В любом случае тематика практических занятий не дублирует, а дополняет проблемное поле этики, представленное в лекционном изложении, расширяя тем самым круг объектов этического знания.