Становлення етики як науки
Розділ 1. ЕТИКА ЯК НАУКА.
Тема1.1. Предмет этики. Основні етапи
становлення етики як науки.
§ 1. Этимология терминов «этика», «мораль», «нравственность»
Этимология — это пояснение происхождения слова и его родственных отношений с другими словами того же языка или других языков. Термин «этика» этимологически восходит к греческому слову «ethos», которое в различные временные интервалы имело разные смысловые значения. В глубокой древности оно означало местопребывание, совместное жилище, затем — обычай, темперамент, характер, образ мысли, а также устойчивую природу какого-либо явления. Впоследствии величайший мыслитель античности Аристотель (384—322 до н. э.), отталкиваясь от значения этоса как характера, темперамента, образовал прилагательное «ethicos» (этический) для обозначения особой группы человеческих добродетелей, а именно добродетелей характера (мудрость, мужество, умеренность, справедливость и др.), которые отличались от добродетелей разума. Науку об этических добродетелях (личностных качествах), достоинствах характера человека Аристотель назвал «ethice» (этика). Так в IV в. до н. э. этическая наука получает свое имя, которое носит до настоящего времени.
По аналогии в латинском языке от термина «mos» (moris) — покрой одежды и мода, обычай и порядок, нрав и характер человека — древнеримский философ Цицерон (106—43 до н. э.) образовал прилагательное «moralis» (моральный), т. е. относящийся к нравам, характеру, обычаям. От него позднее вошел в употребление термин «moralitas» (мораль) как наука о человеческих нравах. Эти понятия родились не в стихии народного сознания, а были образованы философами для обозначения определенной области исследования.
Первоначально термины «этика» и «мораль» в основном совпадали. Позже, по мере историко-культурного развития, в частности развития науки и общественного сознания, под моралью стали понимать реальные явления (нравы общества, сложившиеся нормы поведения, оценочные представления о добре, зле, справедливости и т. п.). Этика же стала рассматриваться как наука, изучающая мораль. Хотя в повседневном словоупотреблении этого различия не всегда придерживаются.
Русским аналогом термина «мораль» является понятие «нравственность». Первоисточником стало слово «нрав» (характер) от которого образовалось прилагательное «нравственный». Последнее стало основой существительного «нравственность». Впервые оно встречается в словаре русского языка конца XVIII века.
§ 2. Этика как философская наука о морали
Как известно, ни одно человеческое сообщество не могло эффективно существовать и развиваться без согласования разнообразных, противоречивых (нередко противоположных) интересов людей, соблюдения определенных взаимных обязанностей, правил поведения, которые постепенно становились привычными, общепринятыми, превращались в обычаи, традиции, устойчивые нормы поведения.
Мораль предстает в двух формах. Это личностные свойства (моральные качествалюдей – милосердие, ответственность, скромность, честность и др.) и совокупность общественных норм поведения и оценочных суждений, таких, например, как «не укради», «не убий» и т.д.
Моральные качества характеризует личность с точки зрения ее способности общаться с себе подобным и пребывать в общем житии. Они выступают как качества характера и обнаруживаются во взаимоотношениях с другими людьми
Моральные нормы и оценочные представления выражают интересы тех или иных социальных групп, общества в целом и выступают в качестве основы поведения людей. Они задают тип поведения, который необходим конкретно-историческому обществу или его господствующим слоям.
Таким образом, моральные (личностные свойства) качества, с одной стороны, моральные нормы и оценочные представления — с другой, имеют своим содержанием отношения между индивидами, их общественную связь. В первом случае она выступает в субъективно-личностной форме, во втором как объективированная, надиндивидуальная связь. Это позволяет говорить о морали как социальном отношении.
Мораль человека и общества распадается на два уровня, сферы: сущего и должного. Сфера сущего выражается в реально практикуемых нравах, действительных ценностных значениях реальных форм общественных связей между людьми. Сфера должного содержит нормативные установки морального сознания. Следовательно, мораль не сводится к моральному сознанию, она и есть ценностный смысл, заключенный в действительных общественных отношениях, в практике взаимодействия людей.
Мораль является таким императивным способом отношения человека к действительности, который регулирует человеческое поведение с позиций принципиального противопоставления добра и зла. Стремление и способность морали оценивать поступки человека, действия социальных субъектов с позиций добра, справедливости или зла, подчеркивает ее оценочный характер.
Таким образом мораль замкнута на человеке и проявляет себя как общественное начало в нем, Она связывает воедино людей, включенных в различные виды деятельности и отношений. Высший смысл, назначение морали выражается в осуществлении целостности и гармоничности межчеловеческих отношений, преемственности исторического развития общества. Мораль не сводится ни к религии, ни к психологии, ни к каким-либо другим формам духовно-практической жизни, а имеет свою специфику и играет свою роль в жизни человека и общества. Мораль, следовательно, представляет собой сложную сферу духовной жизни человека и общества, сферу духовной культуры и является предметом изучения этики.
Этика является наукой об этой особой сфере человеческой жизнедеятельности, о специфическом социальном институте — морали. Она имеет своей целью дать рациональное обоснование морали: выявление ее природы, сущности, места и назначения в развитии человека и общества. В ней осмысливаются, обобщаются, систематизируются исторические формы нравственности, формируются и анализируются этические доктрины, теории, которые стремятся объяснить природу, закономерности развития, функции морали, осуществляется анализ механизмов моральной ориентации и регуляции, выраженных в системе ценностей, норм, принципов, понятий морального сознания.
Этика как наука возникла и развивалась в рамках философии и рассматривалась как практическая философия или нравственная философия. Она покоится на двух основаниях: фактах реальной нравственной жизни (поступки индивидов и деятельность социальных субъектов) и философском мировоззрении. Мировоззрение всегда ценностно ориентировано и не может быть нейтральным. Поэтому можно говорить о том, что сколько исторических типов мировоззрения, философских направлений, столько и этических школ, систем.
Структура этики как науки или структура этического знания включает в себя шесть блоков:
Во-первых, историю нравов или эмпирическую, описательную этику, которая дает описание нравов, существовавших у представителей различных народов и народностей, социальных групп и слоев, разных общностей, т. е. установление, описание, констатирование и анализ моральных фактов, реальных нравов людей, составляющих нравственные отношения общества на различных этапах его развития.
Во-вторых, общую теорию морали или философские проблемы этики, где речь идет о происхождении морали, ее сущности, структуре, специфике, соотношении необходимости, свободы и ответственности в морали, нравственных аспектах смысла жизни и др.
В-третьих, нормативную этику как свод требований, предписаний общества и стереотипов поведения личности, ее моральных качеств, соответствующих моральным нормам.
В-четвертых, теорию нравственного воспитания, или педагогическую этику, обеспечивающую усвоение индивидами установленных моральных образцов поведения.
В-пятых, профессиональную этику, призванную описывать и обосновывать особенности морального регулирования в различных профессиональных группах, исходя из специфики их деятельности.
В-шестых, историю этической мысли, которая демонстрирует, как складывался круг этических проблем, как изменялись способы постановки вопросов, подходы к их решению, как углублялось понимание природы морали, ее назначения, функций в жизни общества, закономерностей развития.
Этика, как наука, пользуется своим понятийно-категориальным аппаратом. Такие понятия, как поступок, нравственный принцип, моральная норма, нравственный идеал, моральная оценка и др., употребляются и содержательно раскрываются преимущественно в этике. К этическим категориям относят: добро и зло, долг и совесть, достоинство и честь, справедливость и ответственность, моральный выбор и нравственный конфликт, смысл жизни и счастье, товарищество, дружбу, любовь и др. В них наиболее полно раскрываются существенные стороны, свойства моральной реальности. В целом же система категорий и понятий или понятийно-категориальный ряд раскрывает содержание предметной области этики.
Этика как наука призвана выполнять ряд функций. Основными среди них являются: описательная, производства этических знаний и ценностно-ориентирующая, которые реализуются в единстве и разграничение их носит несколько условный характер.
Моральные явления в определенном смысле расплывчаты, неуловимы, трудно фиксируемы. Поэтому задача этики вычленить моральную сторону (составляющую) из многообразия человеческой деятельности, обозначить и описать реальные нравы, обычаи, мотивы поведения людей. Описание морали — трудная исследовательская задача. Мораль не является результатом человеческого произвола, она объективно детерминирована и выступает необходимой нормой самоорганизации общественных индивидов. Социально-нравственное поведение имеет свою строгую логику. Задача этики состоит и в том, чтобы изучать реальные нравственные процессы. Следовательно, на описательном уровне этика вычленяет объект исследования (мораль), вводит в научный оборот факты, подлежащие объяснению, теоретической интерпретации. Описательная функция этики реализуется преимущественно в разделе об этапах исторического развития нравственности или исторической типологии морали.
Функция производства этических знаний связана с объяснением происхождения морали, фактов моральной жизни, обоснованием моральных ценностей, принципов, норм, идеалов, оценочных представлений и в конечном итоге — созданием знаний о морали. Этика производит научные знания о морали (нравственности), преобразуя эмпирические моральные факты в научные. Эта функция наиболее четко прослеживается в истории этических учений.
Философско-мировоззренческие ориентации этики не являются нравственно нейтральными, они содержат в себе ценностные значения, характеризуются моральной определенностью. Для того чтобы из существующего многообразия нравственных ценностей выделить те, которые наиболее полно и точно выражают глубинные интересы общества и его общностей, имеют историческую будущность, их необходимо подвергнуть научному анализу. Такая сложная исследовательская задача одновременно имеет исключительно важное ориентирующее значение для практики нравственного воспитания. Следовательно, третья функция этики — ценностно-ориентирующая: содержится и реализуется преимущественно в нормативной этике.
§ 3. Взаимосвязь этики с другими науками, изучающими мораль.
Этика выделилась в самостоятельную дисциплину в конце XVIII в. Это обусловлено и сложностью ее предмета, и сложностью морали как социального явления. В реальной жизни мораль не существует автономно, изолированно, она пронизывает все виды деятельности и отношений человека. Мораль как элемент общественного бытия и сознания, а также нравственное воспитание как социальная потребность и задача являются объектом исследования не только этики, но и других наук. Философия, общая социологическая теория, социология морали, социология личности, общая и социальная психология, психология личности, антропология, педагогика, историческая наука, этнография, правоведение, соционика, этология, богословие и др. находят свой предмет, свои стороны изучения морали как объекта (системы). Для выявления специфики этики, содержания ее предмета целесообразно сопоставить ее с другими отраслями научного знания.
Этика исторически сложилась и развивалась в лоне философии как отрасль философского знания наряду с онтологией (учение о бытии) и гносеологией (учение о познании). Н. А. Бердяев рассматривал ее как завершающую часть философии духа. Этика опиралась на философскую методологию и воспринималась как практическая философия (Аристотель) или нравственная философия (В. С. Соловьев). Природа, происхождение, сущность морали, связь общественного бытия людей и их нравственного сознания, моральных фактов и их отражение в моральных представлениях, идеалах, убеждениях, соотношение необходимости, свободы и ответственности в морали, проблемы смысла жизни не могут быть решены без опоры на философское знание.
В решении вопросов взаимосвязи морали и экономики, политики, права, религии, искусства, в осмыслении нравственных аспектов глобальных проблем современности этика взаимодействует с философией и социологией.
Когда речь идет об анализе нравственных чувств и их роли в духовных исканиях людей, механизмов моральной оценки и моральной регуляции, этика опирается на психологические знания и взаимодействует с психологией.
Происхождение морали, закономерности исторического развития нравственности, выявление и обоснование исторических типов морали невозможно объяснить без обращения к историческим наукам. В описании исторического развития нравов, обычаев народов, этнических групп этика опирается на данные истории и этнографии.
Без взаимодействия этики с педагогикой, психологией и социологией невозможно разобраться в нравственном мире личности, выявить реальные мотивы поступков людей, определить пути и средства формирования нравственной культуры личности в той или иной социальной среде. Традиционно этика связана с богословием и религиозной философией, литературоведением. В осмыслении нравственной жизни помогают и художественный образ, и религиозный идеал.
Наличие пограничных проблем не означает растворения предмета этики в других науках. Эти проблемы остаются прикладными для этики, не включаются в ее центральное теоретическое ядро.
§ 4. Основные задачи этики в современных условиях.
Кризисные явления, связанные с развитием цивилизации, вставшие во весь рост перед человечеством глобальные проблемы (экологические, демографические, войны и мира, голода, болезней, культуры и др.) свидетельствуют о том, что их решение требует человека с гуманистическими ориентирами, желающего и способного строить мир и свою жизнь на общечеловеческих моральных ценностях. При таких обстоятельствах возрастает роль морального фактора во всех сферах жизнедеятельности и общества, и человека
В современных условиях перед этикой стоит задача выработать понимание морали как явления общечеловеческого, в противовес классовому, национальному, корпоративному, как общеродовой базисной основы всех форм духовной жизни. Необходимо обновление нормативной этики, обоснование нравственных идеалов, образцовых моделей межличностных отношений и способов их реализации. Важной остается задача формирования нравственной культуры общества и личности.